ЛЕТАЙТЕ ТРАМВАЯМИ РОСТОВА-НА-ДОНУ
За последние четыре года в Ростове-на-Дону успели родиться и сгинуть две трамвайные мечты — монорельсовая и бесшумная. Но перед тем как стала очевидна их несостоятельность, донские чиновники успели спустить на эти проекты десятки миллионов рублей, сообщает газета "Южный репортер".
Трамвай-самолет
В новое тысячелетие Ростов ну уж очень хотел въехать на современном монорельсовом трамвае, который давно перевозит пассажиров по Японии, США, Канаде, Китаю и другим странам. В России «трамвай-самолет» запустили только в Москве — мэр первопрестольной Юрий Лужков привез идею из-за границы и воплотил ее в жизнь. Кто-то из ростовских чиновников, видимо, прочел об этом в газетах, и делегация отправилась в Москву. Монорельс впечатлил ростовчан, и вскоре родилась концепция его строительства на их малой ростовской родине. Тем паче, что метро в Ростове построить не получается из-за состояния грунтов.
Ни экспериментальная новизна, ни цена вопроса не смутили чиновников ростовской мэрии. И вот в 2002 году в Ростов прибыли специалисты из «Московских монорельсовых дорог» для ориентировки на местности. Предполагалось, что первая ветка ростовской монорельсовой дороги соединит центр и спальный район города.
Каждый километр трассы применительно к Москве оценивался в 14 миллионов долларов, ростовчанам обещали сделать втрое дешевле (экономия на отделке станций, а также за счет облегчения конструкций). Деньги на проект городские власти надеялись получить из федерального бюджета и от частных инвестиций.
Однако проект (хотя на его разработку уже было потрачено два миллиона рублей) повис в воздухе. Главгосэкспертиза России не дала одобрения технико-экономического обоснования строительства. Всемирный банк, к которому обратились ростовчане по старой памяти (банк уже финансировал Ростов на покупку сотни автобусов), проявил осторожность в отношении монорельса.
Плюс ко всему московский опыт оказался не таким радостным: километр столичного монорельса в итоге вылился не в 14 миллионов долларов, как изначально планировалось, а в 25. И хотя в ОАО «Московские монорельсовые дороги» «ЮР» заявили, что в Ростове всего лишь ждут опыта эксплуатации монорельса в столице и после этого сразу же начнут его строить, скорее всего, идея «воздушного трамвая» зависла в воздухе, как и потраченные на проект деньги.
«Закопал» же два миллиона бюджетных денег «в воздух» мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.
Полосатый рейс
Но трамваи в Ростове все же любят. До неприличия… И на смену «поднебесному трамваю» пришла идея трамвая бесшумного, который по замыслу того же ростовского мэра Чернышева должен передвигаться по особому рельсовому пути — на специальной так называемой «подушке». И посему не раздражать ухо неприятным скрежетом и грохотом. Полгода ушло в 2003 году на то, чтобы проложить в центре Ростова всего один участок. Стоимость километра «бесшумных рельс» — примерно два миллиона долларов.
В 2004-м планировали уложить еще шесть километров путей «на подушке», но не уложили. Уж больно громко все заговорили в Ростове об этом проекте, как «отмывочной машине». Так что почти весь свой долгий маршрут ростовская электрорельсовая повозка проделывает как и положено ей испокон веку — с лязгом, визгом и скрежетом.
В общем, бесшумный «трамвай-призрак» бродит по Ростову.
«Мама» призрака — все тот же мэр Чернышев, «папой» все больше кличут первого вице-губернатора Дона Ивана Станиславова. Ведь ООО «Вектор-Монолит», освоившая шестьдесят миллионов рублей, контролируется сыновьями вице-губернатора.
19 июля 2005г., 7С.
|