Вторая молодость театрального художника
Когда приходит молодость? Не та, первая, что зачастую отмечена буйством характера, а молодость духа, внезапно озаряющая открытиями и победами зрелую, сложившуюся жизнь? К Василию Алексеевичу Алексеенко, старейшему театральному художнику Дона, она вновь постучалась на исходе его 70-летия.
Две недели, трижды в день, переполненный зал Ростовского государственного музыкального театра воздавал ему должное овациями при смене картин феерии-балета «Щелкунчик». Зрителями был народ самый требовательный - дети. Их, как и взрослых, поражало превращение привычного быта в сказку. Сказка же завораживала чистотой красок Рождества, которыми всегда отличались христианские издания. Это была не только творческая победа. В определенном смысле она была победой художника над самим собой.
Почему? Чтобы ответить на этот сверхлаконичный вопрос, необходимо хоть вкратце вспомнить жизнь Василия Алексеевича. Кроме краткого мига (учительство в Курской области), она вся принадлежит театру музыкальной комедии, где он прошел путь от декоратора до главного художника. Ажурная красота его сценографии венских оперетт соседствует с щемящими шукшинскими березами («Сладка ягода»), с озорным «лапотным» решением «Русского секрета» («Левша»), со ставшим визитной карточкой театра «Бабьим бунтом». Эскизы и макеты Алексеенко экспонируются на различных выставках, на вернисажах отмечают своеобразие его донских пейзажей, его работы приобретает столичный театральный музей имени Бахрушина.
А ведь в музыкальном театре художники ограничены таким количеством табу, что диву даешься их изобретательности и изворотливости! Попробуйте соединить в единое целое творческие устремления, эффектность и изящество со свободным для балета планшетом сцены, со статуарными решениями режиссеров, с обязательнейшей (почему?) лестницей в центре для «явления» героев... А теперь подперчите воображение повторяемостью репертуара и однотипностью драматургии... Мастер справился со всем этим талантливо и основательно.
Спасовал он лишь единожды; увидев гигантскую сцену музыкального театра, на которой свободно могут разместиться несколько сцен его театра музкомедии... Все, от меняющихся директоров до вахтеров, отговаривали Василия Алексеевича от рокового шага - ухода на пенсию. Мы победили. Правда, наполовину. Быть «главным» заслуженный работник культуры России (вот уж в точку!) категорически отказался.
Закрома театра он знает лучше всех. Руки золотые, фантазия не абы удивить, а деловая. Потому-то и приходящие (а может, уже пришедшие окончательно?) руководители его ценят, и оперетты достойно перебираются на новую сцену, и «Щелкунчик» родился...
24 марта 2000 года НВ
|