rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КОСТЮМ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ

     30Наверное, нет женщины, которая в детстве не мечтала бы стать актрисой не столько из любви к искусству, сколько сгорая от желания примерить платье «Летучей мыши» или облачиться в наряд Кармен. Все маленькие девочки пытались соорудить из тюлевых занавесок что-то наподобие пачки балерины, вообра­жая себя «Умирающим лебедем». Привлекали и манили вообра­жение все эти шлейфы, блестки, страусиные перья, а также сама возможность перевоплотиться с помощью костюма...

    Несколько дней назад я смогла убедиться в справедливости утверждения о том, что все детские мечты рано или поздно сбываются. Моя мечта осуществилась ровно через двадцать лет: мне довелось познакомиться с художником-костюмером Ростовского государственного музыкального театра Галиной Вла­димировной Горской и передо мной открылись двери хранили­ща всех сценических нарядов театра...

В МАСТЕРСКОЙ У ФЕИ

   Помните, как добрая фея пре­вратила Золушкины обноски в ве­ликолепное платье, деревянные башмаки - в хрустальные туфель­ки, обыкновенную тыкву - в зо­лотую карету? Одним взмахом волшебной палочки изменила це­лую судьбу! Чтобы найти эту фею, мне не пришлось бродить по ска­зочным дебрям. Она живет в Ро­стове, и зовут ее Галина Влади­мировна Горская. А на современ­ный лад зовется фея теперь ху­дожником по костюмам.

    «Фея», красивая элегантная женщина, с модной прической и в брючном костюме, пригласила корреспондента «Вечернего Рос­това» в свою мастерскую, где в красивых вазочках стояли «вол­шебные палочки» - кисточки и карандаши и было множество всевозможных эскизов.

     А началось все с того, что се­милетняя Галя однажды посмот­рела спектакль «Ночь в Венеции». Сценическое действо и красоч­ность одеяний актеров настолько поразили воображение девочки, что прибежав после спектакля домой, она взяла альбом и крас­ки и принялась рисовать персо­нажей, пытаясь воспроизвести на бумаге то, что видела на сцене. Потом Галя шила одежду куклам, приклеивала им парики, создавая героев только что прочитанного романа. Ей казалось, что с помо­щью костюма можно оживить иг­рушки. Позже, когда Горская уже училась в Ростовском художе­ственном училище, она поняла, что в задачу художника-костюме­ра и входит «оживление» персо­нажа с помощью костюма.

    После училища Галина пришла работать в Ростовский театр му­зыкальной комедии - и вот уже 26 лет создает костюмы, которы­ми восхищаются зрители. На ее счету - 120 постановок.

      - На сцене мы видим уже, так сказать, «готовый продукт». А с чего начинается, его создание?

- С чтения сценария. Сначала я знакомлюсь с тем, над костю­мами какой эпохи мне придется работать, затем с характерами персонажей. Потом вместе с ре­жиссером мы обсуждаем отдель­но черты каждого героя и то, ка­кому актеру предстоит его играть. Обычно режиссер задает опреде­ленную стилевую направленность: или это будет ультрасовременный, экстравагантный спектакль, или классический и т.д.

      - А мнение самого актера учи­тывается? Вдруг, скажем, ему противопоказан какой-то опреде­ленный цвет?

    - Разногласий с актерами прак­тически не бывает, они предпочи­тают доверять профессионалу-художнику, прекрасно понимая: он сумеет сделать так, чтобы герой смотрелся со сцены, как того тре­бует роль. Возможности художника безграничны: из «худышки» он может сделать «пышку», и наоборот, в его силах состарить или омоло­дить актера. Был случай, когда из голубоглазой блондинки пришлось делать смуглую, знойную Кармен...

     В задачи художника входит не только создание костюмов, но и вся общая цветовая и стилисти­ческая обстановка на сцене. Все, от каблучка на туфельке до ска­терти на столе, должно быть де­тально продумано.

   У Галины Владимировны - це­лая библиотека справочной лите­ратуры, журналы мод прошлых ве­ков, 200 томов изданий по исто­рии костюма. Она может расска­зать все об одежде - от военной формы кубинцев до национально­го костюма жителей Полинезии.

     Огромную роль в создании ко­стюма играет не только соответ­ствие определенной эпохе, но и цвет. Так, в спектакле «Ромео и Джульетта» Монтекки были выпол­нены в «холодной» гамме, а Капулетти - в «теплой».

Если персонаж - меланхолик, то ему соответствует лиловый, если агрессор - то красный. Но персонаж не должен «выпадать» из общей тональности сцены.

    Помните знаменитый трюк Джу­лии Ламберт из романа Сомерсета Моэма «Театр»? Специально надев не тот костюм, который приготовил для нее костюмер, и размахивая ярко-красным шар­фом, Джулия «выпала» из общей тональности спектакля, придала ему совсем другой смысл и сму­тила партнершу по сцене, хотя не изменила ни одного слова в сво­ем монологе.

НАДЕТЬ «ЧЕРЕЗ НОГИ» - СНЯТЬ ОДНИМ ЖЕСТОМ!

     Когда мы оказались в хранили­ще сценических нарядов музы­кального театра, я вдруг задума­лась над тем: какую именно ве­шалку имел в виду Станиславский, когда говорил, что с нее начина­ется театр? В двух огромнейших залах костюмерной, на специаль­ных перекладинах, рядами, висят всевозможные одеяния. Заведует всем этим костюмерным цехом Т.В. Мацакян. Она наизусть знает, какой комплект вещей предназна­чен для того или иного спектакля, с закрытыми глазами может най­ти нужную шляпку или камзол.

- Самое главное - содержание всех этих вещей в идеальной чи­стоте. Стираем их обычным оте­чественным порошком, деликат­ные ткани вручную, обычные - в машинке. Рядом с гримерными артистов находятся специальные гладильные комнаты, куда мы приносим перед спектаклем нуж­ные костюмы, проверяем все де­тали и еще раз отутюживаем, - рассказала Татьяна Валентиновна.

Несмотря на разнообразие хра­нящихся здесь костюмов, у всех у них есть одна общая особен­ность - они должны надеваться через ноги и застегиваться сзади (за исключением пиджаков и камзолов). Это связано с поряд­ком подготовки актера к выходу на сцену: сначала накладывается грим, потом делается прическа, а уж затем надевается платье.

    Вместе с Галиной Владимиров­ной и Татьяной Валентиновной мы ходили по рядам между вешалками, словно по тропинкам сказочного леса, и почему-то мне мерещилось, что хранящиеся здесь костюмы - живые и тоже наблюдают за нами.

   После того как готовы эскизы, Г.В. Горская лично ходит по ма­газинам города и выбирает нуж­ные ткани и фурнитуру. Затем составляет смету. Так, костюмы для оперетты «Бал в Савойе» обо­шлись в 103 тысячи 800 рублей. В обязанности Горской входит продумать весь костюм - от ко­личества и величины пуговиц до вида строчки. А воплотить все это призваны мастера пошивочного цеха, которые беспрекословно подчиняются нашей «фее» - так же, как гримеры и парикмахеры.

    Театральный костюм находится как бы над действительностью. Иногда художнику приходится прибегать к таким ухищрениям, которые зрителю невозможно разглядеть из зала. Например, золотая вышивка на камзолах и платьях знатных дам - не что иное, как рисунок, искусно выпол­ненный обыкновенной кисточкой прямо на материале. Но бархат и парча - самые настоящие. А вот страусиные перья и лебяжий пух иногда делают из... обыкновенных полиэтиленовых пакетов.

    Когда нужны крупные металли­ческие пуговицы, то используют такие же, как на форме военных, но звезд и якорей из партера не разглядишь.

     В «коллекции» музыкального те­атра есть и настоящее одеяние православного церковнослужителя. Поражают своей красотой и яр­костью цыганские одежды. На обыкновенных плечиках висят ко­стюмы крыс из спектакля «Щел­кунчик», который с таким успехом прошел на Новый год. Эти твари по сценарию вылезали прямо из оркестровой ямы и своим хищ­ным оскалом наводили на зрите­лей ужас. На самом деле костю­мы оказались сшитыми из искус­ственного меха, а их страшные зубы - из мягкого поролона.

     Сейчас Галина Владимировна Горская работает над созданием костюмов к оперному спектаклю "Царская невеста", премьера ко­торого ожидается в сентябре, и ей предстоит придумать, чем мож­но будет заменить соболий мех.

А балетные наряды - всегда очень яркие и выразительные. Попробуйте представить, как дол­жны выглядеть костюмы персона­жей «Море», «Клумба», «Звезда»?.. В проекте существует и балетный костюм индейского вождя, кото­рый представляет собой соединенные между собой корону из перьев и накидку из леопарда, причем во время спектакля танцор должен выйти из него и на некоторое время оставить это сооружение, стоящим на сцене.

Задают режиссеры Галине Гор­ской задачи и потрудней. Как-то нужно было сделать платье, кото­рое бы артистка сбрасывала с себя одним жестом. Пришлось сделать на бедре хитрую пряжку, в которой соединялись лески, использовавшиеся в швах вместо ниток. Дернув за пряжкуи тем самым разъединив швы, героиня эффектно разоблачалась.

     Был фокус и посложнее: пред­стояло сделать так, чтобы лиф балерины состоял из двух боль­ших морских звезд, крепившихся непосредственно на груди и без всяких тесемочек.

     Кстати, во время исполнения различных па у балерин нередко случаются казусы с верхней час­тью костюма: она имеет тенден­цию сползать и съезжать, а тут еще попросили такое!.. Но Горс­кая и в тот раз прекрасно спра­вилась с поставленной задачей.

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ?

   Корреспондент «Вечернего Ро­стова» поинтересовалась у худож­ника по костюмам - не раздра­жает ли ее, как профессионала, манера одеваться тех, с кем она ежедневно сталкивается на улице и в транспорте?

- Нет, абсолютно нет! Потому что по манере одеваться можно многое сказать о внутреннем мире человека. Я согласна с из­вестным модельером Вячеславом Зайцевым, который сказал : «Кос­тюм - это предисловие к рома­ну». По тому, как одет ваш зна­комый, можно заранее предуга­дать, в каком ключе будут разви­ваться ваши отношения.

   - Наверное, мужчине надо при­ложить немыслимые усилия, что­бы понравиться такой женщине, как вы. Вдруг галстук не в тон - и от ворот поворот?

      - Это не так. Я могу сама сде­лать красавца из любого мужчи­ны, показать как с помощью одежды наиболее выгодно подчеркнуть его индивидуальность. Главное, чтобы мне понравился внутренний мир человека, его душевная организация...

   Покидая волшебный сказочный мир сценических костюмов му­зыкального театра, я заручилась обещанием художника-модель­ера научить читателей и читательниц «Вечерки» строить отноше­ния с новыми знакомыми по тому, как они одеты. Галина Владимировна пообещала составить специальные тесты.

На снимке: Г.В. Горская с эскизами будущих театральных костюмов.
8 июня 2000г. ВР.
.