КОСТЮМ КАК ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ
Наверное, нет женщины, которая в детстве не мечтала бы стать актрисой не столько из любви к искусству, сколько сгорая от желания примерить платье «Летучей мыши» или облачиться в наряд Кармен. Все маленькие девочки пытались соорудить из тюлевых занавесок что-то наподобие пачки балерины, воображая себя «Умирающим лебедем». Привлекали и манили воображение все эти шлейфы, блестки, страусиные перья, а также сама возможность перевоплотиться с помощью костюма...
Несколько дней назад я смогла убедиться в справедливости утверждения о том, что все детские мечты рано или поздно сбываются. Моя мечта осуществилась ровно через двадцать лет: мне довелось познакомиться с художником-костюмером Ростовского государственного музыкального театра Галиной Владимировной Горской и передо мной открылись двери хранилища всех сценических нарядов театра...
В МАСТЕРСКОЙ У ФЕИ
Помните, как добрая фея превратила Золушкины обноски в великолепное платье, деревянные башмаки - в хрустальные туфельки, обыкновенную тыкву - в золотую карету? Одним взмахом волшебной палочки изменила целую судьбу! Чтобы найти эту фею, мне не пришлось бродить по сказочным дебрям. Она живет в Ростове, и зовут ее Галина Владимировна Горская. А на современный лад зовется фея теперь художником по костюмам.
«Фея», красивая элегантная женщина, с модной прической и в брючном костюме, пригласила корреспондента «Вечернего Ростова» в свою мастерскую, где в красивых вазочках стояли «волшебные палочки» - кисточки и карандаши и было множество всевозможных эскизов.
А началось все с того, что семилетняя Галя однажды посмотрела спектакль «Ночь в Венеции». Сценическое действо и красочность одеяний актеров настолько поразили воображение девочки, что прибежав после спектакля домой, она взяла альбом и краски и принялась рисовать персонажей, пытаясь воспроизвести на бумаге то, что видела на сцене. Потом Галя шила одежду куклам, приклеивала им парики, создавая героев только что прочитанного романа. Ей казалось, что с помощью костюма можно оживить игрушки. Позже, когда Горская уже училась в Ростовском художественном училище, она поняла, что в задачу художника-костюмера и входит «оживление» персонажа с помощью костюма.
После училища Галина пришла работать в Ростовский театр музыкальной комедии - и вот уже 26 лет создает костюмы, которыми восхищаются зрители. На ее счету - 120 постановок.
- На сцене мы видим уже, так сказать, «готовый продукт». А с чего начинается, его создание?
- С чтения сценария. Сначала я знакомлюсь с тем, над костюмами какой эпохи мне придется работать, затем с характерами персонажей. Потом вместе с режиссером мы обсуждаем отдельно черты каждого героя и то, какому актеру предстоит его играть. Обычно режиссер задает определенную стилевую направленность: или это будет ультрасовременный, экстравагантный спектакль, или классический и т.д.
- А мнение самого актера учитывается? Вдруг, скажем, ему противопоказан какой-то определенный цвет?
- Разногласий с актерами практически не бывает, они предпочитают доверять профессионалу-художнику, прекрасно понимая: он сумеет сделать так, чтобы герой смотрелся со сцены, как того требует роль. Возможности художника безграничны: из «худышки» он может сделать «пышку», и наоборот, в его силах состарить или омолодить актера. Был случай, когда из голубоглазой блондинки пришлось делать смуглую, знойную Кармен...
В задачи художника входит не только создание костюмов, но и вся общая цветовая и стилистическая обстановка на сцене. Все, от каблучка на туфельке до скатерти на столе, должно быть детально продумано.
У Галины Владимировны - целая библиотека справочной литературы, журналы мод прошлых веков, 200 томов изданий по истории костюма. Она может рассказать все об одежде - от военной формы кубинцев до национального костюма жителей Полинезии.
Огромную роль в создании костюма играет не только соответствие определенной эпохе, но и цвет. Так, в спектакле «Ромео и Джульетта» Монтекки были выполнены в «холодной» гамме, а Капулетти - в «теплой».
Если персонаж - меланхолик, то ему соответствует лиловый, если агрессор - то красный. Но персонаж не должен «выпадать» из общей тональности сцены.
Помните знаменитый трюк Джулии Ламберт из романа Сомерсета Моэма «Театр»? Специально надев не тот костюм, который приготовил для нее костюмер, и размахивая ярко-красным шарфом, Джулия «выпала» из общей тональности спектакля, придала ему совсем другой смысл и смутила партнершу по сцене, хотя не изменила ни одного слова в своем монологе.
НАДЕТЬ «ЧЕРЕЗ НОГИ» - СНЯТЬ ОДНИМ ЖЕСТОМ!
Когда мы оказались в хранилище сценических нарядов музыкального театра, я вдруг задумалась над тем: какую именно вешалку имел в виду Станиславский, когда говорил, что с нее начинается театр? В двух огромнейших залах костюмерной, на специальных перекладинах, рядами, висят всевозможные одеяния. Заведует всем этим костюмерным цехом Т.В. Мацакян. Она наизусть знает, какой комплект вещей предназначен для того или иного спектакля, с закрытыми глазами может найти нужную шляпку или камзол.
- Самое главное - содержание всех этих вещей в идеальной чистоте. Стираем их обычным отечественным порошком, деликатные ткани вручную, обычные - в машинке. Рядом с гримерными артистов находятся специальные гладильные комнаты, куда мы приносим перед спектаклем нужные костюмы, проверяем все детали и еще раз отутюживаем, - рассказала Татьяна Валентиновна.
Несмотря на разнообразие хранящихся здесь костюмов, у всех у них есть одна общая особенность - они должны надеваться через ноги и застегиваться сзади (за исключением пиджаков и камзолов). Это связано с порядком подготовки актера к выходу на сцену: сначала накладывается грим, потом делается прическа, а уж затем надевается платье.
Вместе с Галиной Владимировной и Татьяной Валентиновной мы ходили по рядам между вешалками, словно по тропинкам сказочного леса, и почему-то мне мерещилось, что хранящиеся здесь костюмы - живые и тоже наблюдают за нами.
После того как готовы эскизы, Г.В. Горская лично ходит по магазинам города и выбирает нужные ткани и фурнитуру. Затем составляет смету. Так, костюмы для оперетты «Бал в Савойе» обошлись в 103 тысячи 800 рублей. В обязанности Горской входит продумать весь костюм - от количества и величины пуговиц до вида строчки. А воплотить все это призваны мастера пошивочного цеха, которые беспрекословно подчиняются нашей «фее» - так же, как гримеры и парикмахеры.
Театральный костюм находится как бы над действительностью. Иногда художнику приходится прибегать к таким ухищрениям, которые зрителю невозможно разглядеть из зала. Например, золотая вышивка на камзолах и платьях знатных дам - не что иное, как рисунок, искусно выполненный обыкновенной кисточкой прямо на материале. Но бархат и парча - самые настоящие. А вот страусиные перья и лебяжий пух иногда делают из... обыкновенных полиэтиленовых пакетов.
Когда нужны крупные металлические пуговицы, то используют такие же, как на форме военных, но звезд и якорей из партера не разглядишь.
В «коллекции» музыкального театра есть и настоящее одеяние православного церковнослужителя. Поражают своей красотой и яркостью цыганские одежды. На обыкновенных плечиках висят костюмы крыс из спектакля «Щелкунчик», который с таким успехом прошел на Новый год. Эти твари по сценарию вылезали прямо из оркестровой ямы и своим хищным оскалом наводили на зрителей ужас. На самом деле костюмы оказались сшитыми из искусственного меха, а их страшные зубы - из мягкого поролона.
Сейчас Галина Владимировна Горская работает над созданием костюмов к оперному спектаклю "Царская невеста", премьера которого ожидается в сентябре, и ей предстоит придумать, чем можно будет заменить соболий мех.
А балетные наряды - всегда очень яркие и выразительные. Попробуйте представить, как должны выглядеть костюмы персонажей «Море», «Клумба», «Звезда»?.. В проекте существует и балетный костюм индейского вождя, который представляет собой соединенные между собой корону из перьев и накидку из леопарда, причем во время спектакля танцор должен выйти из него и на некоторое время оставить это сооружение, стоящим на сцене.
Задают режиссеры Галине Горской задачи и потрудней. Как-то нужно было сделать платье, которое бы артистка сбрасывала с себя одним жестом. Пришлось сделать на бедре хитрую пряжку, в которой соединялись лески, использовавшиеся в швах вместо ниток. Дернув за пряжкуи тем самым разъединив швы, героиня эффектно разоблачалась.
Был фокус и посложнее: предстояло сделать так, чтобы лиф балерины состоял из двух больших морских звезд, крепившихся непосредственно на груди и без всяких тесемочек.
Кстати, во время исполнения различных па у балерин нередко случаются казусы с верхней частью костюма: она имеет тенденцию сползать и съезжать, а тут еще попросили такое!.. Но Горская и в тот раз прекрасно справилась с поставленной задачей.
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ?
Корреспондент «Вечернего Ростова» поинтересовалась у художника по костюмам - не раздражает ли ее, как профессионала, манера одеваться тех, с кем она ежедневно сталкивается на улице и в транспорте?
- Нет, абсолютно нет! Потому что по манере одеваться можно многое сказать о внутреннем мире человека. Я согласна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, который сказал : «Костюм - это предисловие к роману». По тому, как одет ваш знакомый, можно заранее предугадать, в каком ключе будут развиваться ваши отношения.
- Наверное, мужчине надо приложить немыслимые усилия, чтобы понравиться такой женщине, как вы. Вдруг галстук не в тон - и от ворот поворот?
- Это не так. Я могу сама сделать красавца из любого мужчины, показать как с помощью одежды наиболее выгодно подчеркнуть его индивидуальность. Главное, чтобы мне понравился внутренний мир человека, его душевная организация...
Покидая волшебный сказочный мир сценических костюмов музыкального театра, я заручилась обещанием художника-модельера научить читателей и читательниц «Вечерки» строить отношения с новыми знакомыми по тому, как они одеты. Галина Владимировна пообещала составить специальные тесты.
На снимке: Г.В. Горская с эскизами будущих театральных костюмов.
8 июня 2000г. ВР.
|