НИ СЕКУНДЫ НЕ ЖАЛЕЮ…
Какое стертое от употребления клише — «Театральный небосклон» . А для меня за этим — весомая часть космоса, густо усыпанная планетами. Каждая из них — суть Муза, в ореоле бесконечного количества звёзд. Озарённые их светом, земляне и становятся великими творцами, проповедниками муз. В 1858 году оживляющие лучи звёзд от планет неожиданно скрестились над местечком Париж. Как результат — гражданин Оффенбах породил нечто невообразимо музыкальное, подобное французскому винегрету. Обозвав своё блюдо «Орфей в аду», Жак классифицировал этот, доселе неизвестный, подвид оперы — оперетта. Её жрецы — артисты, обязаны роскошно уметь всё, донесенное до земли музами. Ни «инквизиционные костры» идеологии, ни обвинения в сентиментальности, легкомыслии, бегстве от действительности, дурновкусице не мешают зрителям на спектаклях оперетты кричать «Браво!». В основе сюжетов большинства оперетт мезальянс — любовь героя и героини, принадлежащих к разным слоям общества. Одна из них сидит предо мной.
В бесконечном количестве рецензий, написанных в Ростове и других городах, где гастролировал Донской театр музыкальной комедии, в премиях фестивалей — весь её 20-летний творческий путь. Среди эпитетов, наиболее часто упоминавшихся возле её фамилии — красота, пластичность, вокальная школа, культура, яркая образность и т.д. Имя этого супертрудолюбивого обаяния — Марина Красильникова, заслуженная артистка России.
7С: — Марина, ты удивительно прекрасна, стройна, спортивна для женщины, у которой сын поступает в университет. Небось из бассейнов, массажных салонов и загрантуров не вылезаешь?
— Разумеется. Если только под всем перечисленным подразумевается уборка квартиры, встреча с пылесосом, кухней, базаром и вами. Останусь жива — пойду на репетицию и в филармонию насчет концертной подработки…
7С: — Предупреждаю: всё, что вы скажете, может быть впоследствии использовано против вас. Не уточняю, кем.
— Не сомневаюсь.
7С: — Правда ли, что вы с детских лет... да что там, с пеленок, мечтали об оперетте?
— Нет, об опере. Как и всё вокальное отделение Уральской консерватории. На госэкзамене пела Иоланту и Нейду в «Паяцах». Готовилась с курсом творить в Краснодарском оперном. Но 4 июня 1983 года я утром получила диплом, днём — села в самолёт, вечером оформилась в свой первый и единственный ростовский театр.
7С: — И с чем здесь столкнулась?
— С уникальной труппой. С талантливыми профессиональными режиссерами оперетты, подобными Васищеву, Рябикину, Луковецкому, Вильковичу. Каждая премьера была результатом кропотливой работы над характерами, сюжетом, смыслом. А дирижёры… Ведь в оперетте поют, когда чувства настолько переполняют душу, что словами их уже не выразить. А танец? Это же выражение характера, это пики спектакля… Не секунды не жалею, что пришла в труднейший жанр. В театр творчества, а не отхожего промысла.
7С: — И тем не менее, по слухам закулисным, этот жанр — в последней стадии агонии.
— Я видела немало действительно талантливых оперных спектаклей и балетов в полупустых залах. Я застывала от счастья, смотря последние фильмы Тарковского с крохотной горсткой зрителей. Искусство не измеряется массой. В нынешнем нашем музыкальном театре, который, кстати, стал (не сразу) правопреемником той музкомедии, а потому начнёт свой 73-й сезон, на оперетты, идущие по 15-20 лет — аншлаги. Недавно было 70-летие Волгоградской оперетты, и меня пригласили на фестивальную декаду сыграть Главари в «Веселой вдове» — переаншлаги! В Свердловском театре, который стал гораздо хуже без великих мастеров — битком! Молодёжь — весомая часть наших зрителей и букетодарителей… Слушайте, а может кому-то надо, чтобы оперетта чувствовала себя второсортной бедной родственницей — даже в роскошных одеяниях и декорациях?
Наступила звенящая тишина, которую я обязан был разрушить. Из любви к театру, всем его жанрам, актёрам, ежедневно выносящим на суд зрителей самое дорогое, что есть у личности — своё «Я». Но я молчал. Как и Марина Ивановна, почему-то не упоминавшая даже намёком о своей удачной премьере в Донецке, где проходила Декада донского театра. Она впервые вышла в «Королеве чардаша». Зрители Украины (а в Донецке 90% русских) принимали спектакль и премьершу восторженно.
— Не знаю, 20 лет на сцене — это много или мало (нарушила затянувшуюся паузу). Даже друзья не верят, что я столько лет в театре. Кажется, можно сделать что-то глубже, насыщеннее… Ведь такой запас жизненных впечатлений, переживаний, страданий. Обидно. У нас такие актёры. Нас хвалят, мы ставим спектакли!.. А здорово, что я пришла в оперетту!»
26 июля 2003г., РО.
|