rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Дитя Ростовской терпсихоры

    Ростов никогда не слыл балетным городом, но балетные страсти зрели и дремали в наших земляках, порой давая рецидивы. Взять к примеру приезд в Ростов в далеком 24-м знаменитой "босоножки" Асейдоры Дункан и открытую ею в нашем городе школу танца... Можно вспомнить и имена балерин, уроженок Ростова. Но это так, к слову. Большой настоящий балет родился на наших глазах, в кротчайший срок только что - на сцене музыкального театра. Но что дает балет современному человеку, пресыщенному техническими трюками, овладевшему виртуальным пространством? Балет дарит ему утраченную веру в самого человека, его природу, в единение духа и плоти, в союз возвышенного и земного. Говорят, театр начинается с вешалки, но каждый отдельный спектакль с плогоаммы - с тонкой, изящно оформленной - в традициях ростовского музыкального - брошюрки, из которой зритель, еще до открытия занавеса, узнает имена постановщиков и участников чудесного действа. На сей раз, представляя публике своего балетного первенца - балет Адольфа Адама "Жизель" - художественный руководитель театра Вячеслав Кущев от имени всех создателей спектакля, представил не только его краткое содержание, но и главную постановочную идею. "Поиски начала, - говорится в программе, - всегда самые трудные. Мы остановились на "Жизель" творении прекрасном, трудном и ответственном уже потому, что это бессмертная классика. В нашем спектакле это романтическая история о первой любви Принца и крестьянской девушки. Светлая поэзия их чувств лишена коварства и борьбы. Они беззащитные пленники обстоятельств. В этом основное отличие нашей версии от предшествующих. "Мысли эти сполна отражены в палитре балета, многокрасочной и тонкой. Два акта "Жизели" соотносятся по принципу цветовой антитезы - "белое" и "черное", "свет" и  "тень", "жизнь" "утро" - "ночь", "жизнь" и "смерть". Но уже первое действие пронизано динамикой, вмещая многое: восторг первой встречи, сомнение, отчаяние и гибель главной героини. Но предельно важна эмоциональная тональность начала: в нем перламутровый блеск утра, прозрачность акварели. П-й акт, напротив, наполнен темным колоритом, таинственным трепетом романтической легенды, по-своему изложенной Г. Гейне. Ночью на деревенском кладбище в лунном свете подобно белым лилиям виллисы - тени невест, умерших до свадьбы. Они безжалостны к тем, кого тоска по любимой заведет в полночный час на темную тропу... Но ожившая душа Жизели защитит возлюбленного. Принц Альбер останется жить, с негаснущей тоской и немеркнущей любовью в сердце. Но сама сцена спасения Принца, а затем эпизод прощания влюбленных по эмоциональному накалу ничуть не уступают сцене сумасшествия из I-го акта.

    Все это требует от исполнителей не только хореографического совершенства, но и драматического мастерства. Забегая вперед, скажу, что в роли Принца заслуженный артист России и заслуженный артист Республики Беларусь Олег Корзенков, достигая в финальных вариациях трагических высот. Он же - постановщик "Жизели", и имя его в одном с прославленными именами авторов хореографии "Жизели" - такими, как Жан Коралли, Жюль Герро, и Мариус Петипа. Бесспорно, в ростовской постановке продолжены идеи Петипа, призвавшего к отказу от сценических излишеств и внешних эффектов. В таком ясном лирическом решении ростовская "Жизель" предстала не соперницей, а предшественницей любой из выдающихся балетных драм Чайковского, будь то "Лебединое озеро", "Спящая красавица" или "Щелкунчик". Постановщики сохранили верность первоисточнику, вернулись к подлинному Адаму - в этом, а не в разжигании вспывнушего было ажиатажа вокруг имени композитора - смысл возвращения первоначального звучания имени. Да, французский композитор первой половины XIX столетия, автор многочисленных опер и балетов, среди которых "Дочь Дуная", "Фауст", "Корсар" и "Жизель" на самом деле не Адан, а Адам. Просто в приснопамятные 50-е кому-то из чиновников не понравилось "старозаветное" звучание имени, и фамилию композитора,.. "отредактировали". С той поры в театральных афишах и даже солидных справочниках и значится "Адан"... Но, слава Богу, страсти улеглись, и взволнованные делегации перестали тревожить вопросами музыковедов, редакторов газет и самого директора театра. Тем более, что у него - Вячеслава Митрофановича Кущева - других постановочных забот было, хоть отбавляй!

     Связаны они были с подбором кордебалета - сложных кордебалетных сцен в "Жизели" много, в юных "деточек" - так любовно называют в театре артистов балета - предстояло не просто вводить в спектакль, но параллельно и обучать. Остро не хватало театру и не хватает до сих пор балетмейстеров репетиторов. Эту сложнейшую задачу взяла на себя балетмейстер-постановщик Елена Иванова, помог ей в этом богатый опыт работы Игоря Моисеева, в Академии танца и в Академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Здесь профессиональная судьба соединила ее с супругом - ныне директором ростовской балетной труппы Александром Ивановым - 20 лет танцевал он на московской сцене, работал как педагог и постановщик, за рубежом готовил знаменитые ледовые танцевальные пары - на уровне Сборной страны.

Богатая практика и профессиональная эрудиция позволяют Александру Иванову сегодня на ростовской сцене создавать свой классический эталон "Жизели", полностью избегая подражания известным сценическим образцам. К счастью, гости из Москвы стали уже хозяивами, связав себя с ростовским театром. "Раньше они говорили "у вас" в театре, теперь говорят "у нас", - радостно замечают перемену художник по костюмам Наталья Земалиндинова, та самая, о которой, взглянув на ее эскизы, художник-постановщик "Жизели", народный художник России Сергей Бархин сказал: "У вас есть художник - работайте". Сам Бархин - театральная легенда России. Обладая бесценным опытом главного художника Большого театра, он своей творческой волей озарил неповторимость ростовской постановки "Жизели", придал ей выпуклость и лаконизм. Чего только стоит "гобеленовый" лес во втором акте балета - Поникшие ветви елей усиливают романтический колорит, четкая вертикаль стволов зрительно возвышает сцену. Выразительные детали костюмов верны стилю Соверного - немецкого - Возрождения, связанного с именем Дюрера, Кранаха... Спектакль получился по-немецки мечтательным, по-французским изящным, отвечающим чувству меры. Велика заслуга в этом и заведующих пошивочным цехом Елизаветы Воронежской и Эдуарда Родионова. Ведь балетный костюм "выводит" танцовщика на сцену, вносит коррективы в его "сценическую речь", определяет мимику и жесты. Это особенно заметно, когда на сцене на па-де-де появляется галантная пара "французских пастушков", представленных ростовчанкой Елизаветой Мислер, Еленой Шаровской, - саратовской балериной; выпускниками Пермского хореографического училища Ярославом Олехновичем и Константином Ушаковым. Несмотря на молодость, они прекрасно ощущают стиль спектакля. Не только драматической наполненности роли техническим совершенством, но необычным эффектом "отсутствия пола" под пуантами поразили зрителей исполнительницы партии Жизели - н.а. Республики Беларусь Екатерина Фадеева, известных и зарубежом, но уже связавшая свою судьбу с ростовским театром, и з.а. России Татьяна Предеина - она, к сожалению, после премьеры должна вернуться в Челябинский театр оперы и балета, куда пришла имея опыт работы на столичной сцене. Вообще судьбы наших замечательных солистов связаны с двумя городами - Минском и Москвой. Совсем недавно украшали Кремлевскую сцену блистательный Олег Корзенков и Мария Корзенкова выразительная и утонченная в роли Мирты, предводительницы виллис. Драматически ярок в партии лесничего Ганса выступавший на бакинской сцене Андрей Максимов. И совсем скоро 24-го марта, ростовская публика встретится с еще одним исполнителем партии Принца, заслуженным артистом Республики Беларусь Вениамином Захаровым.

     Итак, эффемерное кружево балетного представления не соткано - сработано многими людьми. Слагаемыми успеха оказывается и удачно подобранная портнихой ткань и каждая выразительная фраза в оркестре. Ему принадлежит в балете сложная - двойная роль: аккомпанировать танцу и выражать "музыкальную речь" персонажа. Молодые оркестранты увлеченно постигают балетную специфику: "мы уже научились, не видя солиста из оркестровой ямы, различать, кто вышел на сцену. "Конечно, немало значит и то, что давно настольными книгами музыкального руководителя спектакля и главного дирижера театра Андрея Галанова стали труднейшие партитуры "Ромео и Джульетты" С. Прокофьева, "Весны священной И. Стравинского". И, конечно, многое еще впереди, ведь балет в Ростове только начинается. А удачное начало - залог новых побед.

Н. Мещерякова,
кандидат искусствоведения.
(с) "Молот", 23 марта 2001 г., NN 31-32 (22695-22696).
.