rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ВЕРНУВШИЕСЯ ИЗ АДА

202Легко ли в России выпустить книгу об узниках фашистских концлагерей? Сначала о них предпочитали нигде не упоминать, потом - нежелательно было упоминать, что после фашистских многие из этих людей попадали в лагеря сталинские. Пали цензурные заграждения - возникли преграды денежные...

Лишь спустя 56 лет после Великой Победы Ростовская ассоциация борцов антифашистского сопротивления и жертв нацистских репрессий смогла издать книгу о судьбах наших земляков, жителей Дона, ставших узниками фашистских концентрационных лагерей.

ЭТА КНИГА (она так и называется - "Вернувшиеся из ада") состоит, главным образом, из документальных свидетельств: очерков, опубликованных в разные годы на страницах донской печати (в том числе - в нашей газете), и воспоминаний узников. В ней немало страниц, которые современному, привыкшему к комфорту читателю могут показаться за гранью реальности: дневной паек - скуднее некуда (150 г хлеба, чашка эрзац-кофе, тарелка баланды), ежедневные многочасовые стояния на плацу ежедневные побои работа, способная измотать и дюжих мужиков, не согревающая от холода одежда. Возможно ли все это выдержать? По расчетам нацистов, сил узника должно было хватить на девять месяцев. За это время (с учетом питания амортизации одежды и расходов на кремацию) он приносил Германии прибыль в размере 1631 марки…

Много на страницах этой книги ужасающих фактов, но она не столько об ужасах, сколько о мужестве, стойкости, твердости человеческого духа, об удивительной воле к жизни и свободе.

В книге есть рисунки, сделанные узниками. Под одним из них подпись: "Яков Гофман, артист Ростовского цирка развлекает детей в блоке № 8 Бухенвальда". Яков Гофман был клоуном. Он считал, что клоун не имеет права впадать в уныние…

В лагере Маутхаузен юный красносулинец Леонид Руденко победил в одном из самых необычных шахматных турниров (шахматы были самодельные, выточенные заключенными из дерева и камня). Вот что об этом говорится в книге: "Пятерка подпольщиков, в которую входил Руденко, получила задание добыть деньги или продукты для штрафной команды смертников. Проявил находчивость Василий Сапожник: он организовал игры в карты и на шахматной доске с привлечением в эти игры немцев-уголовников, которые получали посылки от родственников.

203Противником Руденко в игре в шахматы оказался немецкий фабрикант Плива, попавший в лагерь за финансовые махинации. (...) Плива согласился играть на деньги. Но поставил такое условие: заключенный № 26106 должен играть с ним вслепую.

За проводившейся шахматной игрой следили многие узники. Плива сидел, покуривая, за столиком, а спиной к нему, в десяти метрах, стоял с завязанными глазами семнадцатилетний русский шахматист. Леня отчетливо понимал: дело это не только финансовое, но и политическое, надо было во что бы то ни стало победить".

Он победил. Он выжил. После войны закончил мединститут. Его помнят многие донские спортсмены: много лет работал он в областном врачебно-физкультурном диспансере.

Я об этом турнире впервые узнала во время экскурсии по залам областного краеведческого музея. До середины 60-х годов услышать такие истории в наших музейных залах было невозможно. Слово - президенту Ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления и жертв нацистских репрессий Людмиле Муратовой:

- Перелом в отношении к узникам фашистских концлагерей произошел спустя двадцать лет после Победы. Спасибо писателю Сергею Смирнову: он много лет собирал материал об узниках, организовал встречу заключенных Бухенвальда в телестудии. Рассказанное потрясло.

А до того большинство узников вынуждены были скрывать свое пребывание в концлагере. Там на наших робах был красный винкель: в концлагерь попадали остарбайтеры, вредившие немцам на их фабриках и заводах, военнопленные. Эсэсовцы считали нас самыми опасными - политическими. А на родине, согласно теории Сталина, все мы были предателями.

...В этой книге есть глава, посвященная ростовчанину Александру Печерскому. Он возглавил самый дерзкий в истории Второй мировой войны массовый побег заключенных. Широко известно восстание узников в Бухенвальде, но оно вспыхнуло, когда к лагерю уже подходили войска союзников. Побег 600 узников из Собибора произошел 14 октября 1943 г... Узнав о том, Гиммлер приказал этот лагерь уничтожить: нацисты старались скрывать следы своих злодеяний.

Александр Печерский не раз предлагал советским киностудиям снять фильм об этом героическом эпизоде Второй мировой. Советские киностудии сюжет не заинтересовал. В итоге в 80-х годах "Побег из Собибора" сняли в Голливуде. В книге приводятся свидетельства вдовы Печерского Ольги Ивановны: "Когда в Лос-Анджелесе снимали фильм о побеге, нас пригласили на премьеру, тем более что Александр Аронович два раза ездил в Москву, чтобы рассказать обо всем случившемся американцам, которые делали этот фильм. В Ростовском КГБ не хотели оформлять документы, поэтому пришлось написать В. Познеру, еще кому-то, и только после этого документы нам оформили, но с опозданием. Поэтому в Америку мы выехать не смогли.

Подобное недоверие и много лет спустя испытывали на себе многие узники концлагерей. А что сейчас?

В годы перестройки вышло постановление о льготах для малолетних узников концлагерей. Первоначально границу малолетства хотели ограничить 16 годами, потом ее отодвинули к 18 годам. Поэтому Людмиле Муратовой и некоторым другим героям этой книги "повезло": они получают добавку к пенсии в размере 160 рублей, у них - 50-процентная скидка при оплате за коммунальные услуги.

Многие другие их товарищи по антифашистскому движению не имеют и этого.

Во всем мире, включая Германию, политические узники концлагерей почитаются как герои Сопротивлений. Недавно Украина и Белоруссия приравняла их социальный статус к статусу участников Великой Отечественной войны.

Россия - едва ли не последнее из европейских государств, которое имеет на этот счет какие-то сомнения...

5 октября 2001г. ВР
.