Владимир Киршон — судьба поэта, автора стихов про ясень
Владимир Киршон является автором стихов к песне М. Таривердиева «Я спросил у ясеня». Песня дважды прозвучала в телефильме «Ирония судьбы» и запомнилась зрителям. Если бы не песня — кто бы знал фамилию ее автора — Владимира Киршона?
Да и долго еще после выхода киноленты люди гадали — кто такой В. Киршон? Ведь другие поэты, на стихи которых звучат песни в фильме — широко известны — М. Цветаева, Б. Ахмадулина, Б. Пастернак, Е. Евтушенко… Тем не менее стихи про ясень и судьба Владимира Киршона неразрывно связаны, ведь автор, о чьей полной трагизма жизни мы будем здесь говорить, — так и остался в памяти людской как сочинитель этого нежного, грустного, душевного стихотворения, несмотря на то, что в свое время ( 1930 е годы) он был широко известен как автор популярных пьес, имевших успех на главных сценах страны.
Трагизм жизни писателя-карьериста Владимира Киршона состоит в том, что из «гонителя» так называемых литераторов-«попутчиков», он превратился в «гонимого»… Система сполна отплатила ему за совершенные подлые деяния против своих же товарищей по литературному цеху. Без стеснения идя к вершине партийной литературной верхушки, будучи идеологом РАПП, он громил писателей и поэтов: М. Зощенко, М. Булгакова, В. Каверина, А. Толстого.., а вскоре бумеранг судьбы настиг его самого. Сочинив строки стихотворения «Я спросил у ясеня», Владимир Киршон вряд ли думал, что именно они, пережив десятилетия, станут главной ценностью его творческого наследия.
Поэтом в полной мере Владимира Киршона назвать было нельзя, хотя стихи писал и частенько вставлял их в свои пьесы. Первоначально текст Я спросил у ясеня был введен Владимиром Киршоном в комедию » День рождения». Веселую, ироничную музыку соответственно сюжету пьесы сочинил молодой Тихон Хренников (ноты не сохранились). Большинству же российских слушателей песня «Я спросил у ясеня» известна по фильму «Ирония судьбы» режиссера Э. Рязанова и музыкой М. Таривердиева. Об авторе текста песни долго было мало что известно. Причины находились… но обо всем по порядку.
Владимир Киршон — биография и начало карьеры
Он появился на свет в Нальчике, в семье юриста и фельдшерицы. Семья была культурная; отец служил адвокатом и был не чужд литературных опытов (издал даже сборник собственных стихов). Мать окончила в Петербурге Бестужевские курсы. Родители считали себя меньшевиками-интернационалистами, принимали участие в революционном движеии. Детство Владимира Киршона прошло в Кисловодске и Санкт-Петербурге. В Гражданскую войну В. Киршон добровольцем оказался в Красной Армии и воевал на Кавказском фронте. Позже вступил в ряды РКП(б) — уже в 1920 году. По направлению получал образование в Коммунистическом институте имени Я. Свердлова. Вдохновился речами Ленина и лекциями Луначарского. Тогда же произошло его первое приобщение к литературе — В. Киршон сочиняет небольшие пьесы-агитки, памфлеты в стиле «Мистерия-буфф».
Ну а дальше — карьера его резко пошла вверх: Владимир заведует уч. частью совпартшколы в Ростове; там же (и еще на Северном Кавказе) — организует Ассоциацию пролетарских писателей, кроме того часто выступает перед аудиторией с агитками и комсомольскими песнями. С 1925 года живет уже в Москве.
В журнале «На литературном посту» Владимир Киршон является членом редколлегии, но самое главное — занимает пост секретаря всесильной писательской организации с большими функциями и полномочиями — РАПП. Всех тех, кто не хотел воспевать «героику революционных свершений», — рапповцы беспощадно прорабатывали на заседаниях, осуждали и даже травили.
Аза Тахо-Годи (ученица и спутница жизни философа и писателя А. Лосева) вспоминает с ужасом прочитанную стенограмму и слова В. Киршона:
«За такие философские оттенки надо ставить к стенке!»
Киршон и предугадать не мог, что к стенке поставят его — спустя 8 лет — а Алексея Лосева сошлют на строительство Беломорканала, он будет реабилитирован и проживет 94 года.
Критики о драматургии Владимира Киршона
Трудно сказать, отчего Владимир Киршон так усердствовал.., какие причины побуждали его доносить вождю на коллег-писателей. Но — что было, то было. Не всем критикам нравилась драматургия Владимира Киршона, ее художественный уровень. Вот суждения: В. Казак:
«…пьесы Киршона … написаны по определенному политическому шаблону, облечённому в драматическую форму.»
Ему вторит драматург А. Анфиногенов:
«Киршон — это воплощение карьеризма в литературе. Полная убежденность в своей гениальности и непогрешимости. Он мог держаться в искусстве только благодаря необычайно развитой энергии устраивать, пролезать на первые места, бить всех своим авторитетом, который им же искусственно и создавался».
Конечно, один из главных идеологов РАППа снести этого не мог. Он жалуется самому Сталину, называя его «своим главным критиком», и Кагановичу на коллег-драматургов, развернувших в газетах травлю на него.
«Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами», — пишет он в 1933 году.
Тем не менее пьесы В. Киршона ставились во многих театрах страны; роли исполняли известные актеры. Его хвалил В. И. Немирович-Данченко в «Рабочей газете» от 25 марта 1928 года:
«Все исполнители этого спектакля живые, настоящие люди. «Рельсы гудят»- пьеса жизнерадостная, а сейчас нужны именно такие жизнерадостные и бодрые пьесы».
Виктор Шкловский отмечает, что
«пьесы его имели успех у зрителей, а не только в рецензиях».
Да, В. Киршон оказался на виду: он славил идеи социалистического строительства, восхвалял Иосифа Сталина; он впервые вывел на сцену рабочего-пролетария, сделав его главным героем. Кроме критических, было множество и хвалебных отзывов о пьесах В. Киршона — «Город ветров», «Чудесный сплав», «Хлеб»и уже упоминавшейся «Рельсы гудят». Драматург славит коллективизацию, рисует «тип нового руководителя, стойкого большевика»и считает социалистический строй единственно верным.
Владимир Киршон — трагическая судьба
Судьбу Владимира Киршона можно считать трагичной и одновременно поучительной. В ней, как в зеркале, отразилась противоречивая эпоха 1930-х годов. Его имя и творчество сейчас давно забыто. Исключением стала вдруг необычайная популярность его стихотворения «Я спросил у ясеня».
Литературный расцвет Владимира Киршона приходится на середину 20-х — середину 30-х годов, когда его имя стало очень известно. Один из руководителей РАПП, плодовитый драматург, друживший с Берией и состоявший в переписке с самим Сталиным, он считал себя непотопляемым и, громя, прорабатывая писателей-«попутчиков», составляя на них доносы, видимо, считал свои действия правильными. Поэтому и не мог предугадать развернувшихся событий после отставки Генриха Ягоды. Как обычно бывает, последовали аресты близких к нему людей. Печальные события следовали одно за другим и коснулись не только драматурга Владимира Киршона, но и некоторых его друзей-товарищей по РАПП.
В мае 1937 года клеветнический донос поступил на самого Киршона. Его обвиняли в политической близорукости и двурушничестве. Московские писатели и драматурги.., — еще недавно они преданно смотрели в глаза В. Киршону, пресмыкались и подхалимничали, а теперь, почувствовав себя свободнее, дружно забаллотировали своего товарища. В. Киршона исключили из правления Союза писателей и обвинили в принадлежности к группе троцкистов в литературе. Отчаянные письма к Сталину, где перечислялись литературные заслуги и признание в ошибках не помогли. Весной 1938 года был произведен арест и вскоре (летом) последовала смертная казнь. Такова была цена за близость к власти. Впоследствии В. Киршон был реабилитирован.
https://ankalev.ru/vladimir-kirshon/
|