rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Скоростной трамвай: почему бы нет?..

     О глубоком метро в Ростове речь сегодня уже не идёт

      В ростовских печатных и электронных СМИ уже неоднократно публиковались сообщения о том, что на самом высоком областном уровне – губернаторском - внимательно рассматриваются варианты решения проблемы скоростного пассажирского транспорта в Ростове-на-Дону. При этом о классическом метрополитене глубокого заложения речь больше не идёт. Вместо него началась проработка другого типа скоростного городского «наземно-подземного легкорельсового транспорта». Под этим завуалированным термином имеются в виду, в свою очередь, весьма разные, непохожие друг на друга системы. Чаще всего - скоростной трамвай.

      Пожалуй, читая сообщения о таком повороте в реализации своей старой (уже более тридцати лет!) мечты, ростовчане явно испытывают чувство сожаления. Расставаться с мечтой всегда грустно. Однако те, кто в последние годы имел возможность бывать в Омске, Красноярске и Челябинске и лично убедиться в том, что строительство метро в этих городах законсервировано, наверняка задумывались над тем, что, если бы аналогичная стройка началась в 1990-х годах ещё и в Ростове, её почти со стопроцентной вероятностью ждала бы столь же печальная судьба, как и в вышеназванных трёх городах. Просто было бы их не три, а четыре.

      Размышляя над всем этим, я сначала перелистал в Донской публичной библиотеке несколько подшивок ростовских (и не только ростовских) газет. А потом отправился на вокзал и взял билет в Волгоград.

      О СКОРОСТНОМ ТРАМВАЕ В РОСТОВЕ ДУМАЛ ЕЩЕ РЕБАЙН

      Первые маршруты скоростного трамвая, линии которого пересекаются с другими магистралями в разных уровнях, а в центрах городов проходят в тоннелях, появились в западноевропейских странах (прежде всего в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах), а также в США еще в 1960-х годах. Что очень интересно – тогда же, в 1965 году, когда завершалось строительство Ворошиловского автодорожного моста в Ростове, главным архитектором нашего города Яном Андреевичем Ребайном уже высказывалась казавшаяся многим в то время фантастической идея - пропустить трамвайную линию первого маршрута, идущую по улице Станиславского, в тоннеле между Буденновским проспектом и проспектом Чехова. Смысл был в том, чтобы под Ворошиловским проспектом построить подземную трамвайную станцию, которая создавала бы удобное пересечение трамвая со становившейся уже тогда напряженной автомобильной трассой, ведущей на мост, в Батайск и далее – по направлению на Кавказ. Судя по всему, главный архитектор тщательно следил за тенденциями развития инфраструктуры зарубежных городов и готов был перенять их опыт.

      Спустя три года, в 1968 году, в своей книге «Ростов шагает в будущее», Ян Андреевич так представлял себе уже не казавшееся ему столь уж далеким это самое будущее: «Основные трассы трамвая в центре города пошли под землей. Везде сооружены удобные транспортные развязки, исключающие пересечение в одном уровне». Талантливый архитектор-градостроитель писал это больше пятидесяти лет назад. Что тут теперь скажешь, кроме известной фразы: «Новое – это хорошо забытое старое»…

      К идеям главного архитектора отнеслись тогда в Ростове как к легкому чудачеству. А в 1980-х годах в нашем городе началась разработка технико-экономического обоснования строительства метрополитена. И даже подготовительные работы к этой масштабной стройке. Ведь город в 1987 году встретил своего миллионного жителя, а это по понятиям того времени означало, что можно теперь претендовать и на метро. При такой перспективе о «каком-то», пусть и скоростном, но все-таки трамвае, мечтать казалось уже несолидным.

      А вот в соседнем большом городе, Волгограде, в это время уже реально работал скоростной трамвай с тремя подземными станциями неглубокого заложения в центре города. В ноябре 1984 года первую линию СТ – от тракторного завода до площади Чекистов - торжественно открыли, и на более чем 13-километровой линии каждые две минуты к станциям «метротрама» подходил очередной поезд. На важнейшем для этого города направлении вот уже 35 лет для пассажиров нет никаких проблем.

      Город получил уникальную достопримечательность, и приезжающие сюда многочисленные туристы до сих пор считают своеобразном шиком прокатиться на таком, единственном в России, транспортном средстве. Тем более что сейчас подземных станций в Волгограде уже не три, а шесть: в 2012 году открылись три новые – до «Ельшанки». Подземный участок маршрута теперь уже составляет почти половину всей его протяженности.

      У ВОЛГОГРАДСКОГО МЕТРОТРАМА БЫЛ СВОЙ ЭНТУЗИАСТ

      187Ещё около двадцати лет назад мне довелось встретиться и пообщаться с работавшим тогда начальником «Волгоградэлектротранса» Михаилом Федоровичем Зозулей. Заслуги своего главного электротранспортника город оценил достойно, присвоив ему звание почетного гражданина Волгограда. Именно Михаил Федорович стал в конце 1970-х годов главным «закоперщиком» необычной идеи – проложить на одном из самых пассажиронапряженных направлений города линию скоростного трамвая с подземными станциями в центре.

      - Наше предложение горячо одобрили и городские, и областные власти, - рассказывал Михаил Федорович. – Да и в Москве, в центральных органах власти СССР, нам помогли – и моральной поддержкой, и материальной. Было, конечно, непросто – для нашей страны это стало первым опытом строительства инновационной транспортной системы. Привлекли рабочих-тоннельщиков «Харьковметростроя» - тогда ведь жили одной страной… А наземную линию – за пределами центра – мы строили собственными силами. Подвижной состав прислали наши чешские друзья, ведь в Волгограде уже работали тогда трамвайные вагоны «Татра», которые прекрасно себя зарекомендовали. (Часть их, кстати, бегает по городу до сих пор).

      Не удержался я в том разговоре и от волновавшего меня вопроса:

     - Михаил Федорович, а не обидно было, что – все-таки не метро строите? Тем более – в городе-герое, известном всему миру.

      Почетный гражданин Волгограда М.Ф. Зозуля улыбнулся:

     - Ну вот вам в Ростове пообещали метро, и что? Где оно? Когда будет? Доживем ли до него? А мы реально построили и открыли наш метротрам. И новый участок строим, да и о второй линии уже задумываемся. Возможно, в отдаленном будущем появятся и у нас материальные возможности для «классического» метро. Мы этого вовсе не исключаем – все наши подземные станции построены и строятся в расчете на прием четырехвагонных метропоездов. А больше для масштабов нашего города и не нужно будет. Главное тут в том, что, пока другие только мечтают, мы на своем метротраме ездим!

      АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ!

      188Приехав ныне в очередной раз в Волгоград, я, конечно же, первым делом отправился прокатиться по новому участку скоростного трамвая. Станции «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка» поразили изысканной красотой своей архитектуры. Впрочем, не только ей. Ведь Чехия давно уже не присылает в Россию свои трамвайные вагоны. Пришлось размещать заказы на новые вагоны на отечественных предприятиях. Это был сначала завод в Санкт-Петербурге, а совсем недавно еще одну партию нового подвижного состава сделал для Волгограда наиболее известный российский производитель трамваев – Усть-Катавский вагоностроительный завод, что в Челябинской области. Сложности были в том, что на этом предприятии ранее не выпускали вагоны с дверями по обе стороны салона. А именно такие нужны были для нового участка, чтобы на конечной станции «Ельшанка» вагоновожатый мог отправиться в обратную дорогу, просто перейдя в другую кабину и открыв для посадки двери с противоположной стороны. Теперь на линии СТ в Волгограде работают вагоны трех разных производителей, что сделало поездку для пассажиров еще более интересной.

      Сейчас многие даже не знают, что в Советском Союзе к концу 1980-х годов, кроме Волгограда, было еще два города со скоростным трамваем. В 1986 году (спустя два года после волгоградского) появился СТ с большим подземным участком и в украинском городе Кривом Роге. Строили его предприятия всей страны, включая, разумеется, и Российскую Федерацию. А в украинской столице Киеве, плюс к довольно развитому метрополитену, успешно действуют две линии СТ – правда, без подземных участков. Но зато они позволяют обеспечить быструю и четкую доставку пассажиров из двух отдаленных микрорайонов, где пока еще нет «большого» метро, в центр города или к ближайшим станциям метрополитена.

      Нельзя не отметить, что и на наземных участках линии СТ – как в Волгограде, так и в украинских городах - обеспечивается довольно высокая маршрутная скорость. Расстояние в 17,3 километра волгоградский СТ (после ввода трех новых подземных станций) преодолевает, например, чуть больше чем за полчаса. Это благодаря тому, что линия скоростного трамвая пересекается с другими транспортными магистралями в разных уровнях. Необходимая быстрота и безопасность движения обеспечивается и тем, что на станциях (именно так, а не на остановках, как принято было раньше говорить) пассажиры заходят в вагоны без каких бы то ни было ступенек: пол трамвайного вагона находится, как и в метро, на одном (с точностью до сантиметра) уровне с платформой. Для сравнения: обычному трамваю (с учетом времени, необходимого на остановки, а также на ожидание зеленого сигнала светофора) понадобилось бы на прохождение такого расстояния вдвое больше времени.

      Так что, если бы ростовчане в свое время последовали примеру наших волгоградских друзей и соседей, сегодня, скорее всего, части наших транспортных проблем уже не существовало. Правда, в Ростове в центре города нет такой широкой улицы, как волгоградский проспект Ленина, и поэтому проектирование и строительство линии СТ будет у нас более сложной задачей, чем в Волгограде. Однако определенные идеи у ростовских инженеров есть. На первом этапе можно было бы перестроить под скоростной режим трамвайную трассу по улице Горького (частично сделав её подземной), а потом уже проложить линию в сторону Западного и Левенцовского массивов. Остро необходима скоростная трасса и из центра города в Северный жилой массив. Вполне подходит для строительства скоростного трамвая и весьма нужное, особенно в обозримом будущем, направление между Ростовом и Батайском - с учетом их возможного объединения, хотя тут придется вложить немалые средства в строительство еще одного моста через Дон.

      И все-таки, «путешествуя» с неослабевающим интересом по любимой волгоградцами линии СТ и вспоминая тот давний разговор с Михаилом Федоровичем Зозулей, я в очередной раз убедился: главное – захотеть. Тогда и самые сложные вопросы решить можно. Ведь альтернатива метро есть! Может, и правда возьмем пример с соседей? Пусть даже и запоздалый. Но – лучше поздно, чем никогда.

 Г. БЕЛЕНЬКИЙ, краевед.
 На снимках из архива «Волгоградэлектротранса»: такое вполне могло быть и в Ростове…
http://rslovar.com/content/скоростной-трамвай-почему-бы-нет

 

Какими будут новые трамваи

     186В минувшую субботу на внутригородские стальные магистрали Ростова вышел новый низкопольный трамвай, предоставленный в качестве эксперимента Тверским вагоностроительным заводом.

     Когда-то городской электротранспорт был очень популярен среди горожан, объем перевозок на нем составлял порядка 60 процентов от общего объема. В 90-х годах прошлого столетия началось сокращение маршрутной сети, в результате чего уровень объема перевозок скатился до 8 процентов. Сегодня подвижной состав электропарка донской столицы насчитывает 125 троллейбусов и трамваев, которые обслуживают пятнадцать маршрутов. При этом ежедневно выходят на линию только две трети: 34 трамвая и 52 троллейбуса. Износ контактной сети составляет более 90 процентов.

     «Электротранспорт остро нуждается в замене во всей области. В этом году мы планируем закупить для Ростова 30 трамваев на сумму почти 1 млрд. рублей»,– сказал  губернатор Василий Голубев после поездки на новом низкопольном трамвае по улице Горького. Стоимость одного трамвая в полной комплектации составляет 35 миллионов рублей.

     Хотя впечатления от поездки в новом трамвае нормальные, тем не менее, по словам губернатора, рассматриваются и другие варианты. Какие трамваи в итоге будут ходить по ростовским улицам, определят сами жители города.

НВ №49 от 01 Марта 2016 г.

 

В Ростове-на-Дону обкатают первый низкопольный трамвай

     184«Городская звезда» прибыла прямо с Тверского вагоностроительного завода.

     В Ростове-на-Дону обкатают первую «Городскую звезду». Трамвай под таким названием прибыл в донскую столицу с Тверского вагоностроительного завода. Об этом сообщает группа «Ростовский городской транспорт» в социальной сети «ВКонтакте», передает корреспондент ИА REGNUM 24 февраля.

24.02.2016  ИА REGNUM

 

Из истории ростовского трамвая

     185Одна из самых популярных городских экскурсий — трамвайная. И это не удивительно, ведь истинная история развития Ростова как города началась именно в эпоху больших перемен, когда вместе с фонарями и дорогами в город пришёл трамвай.

     Трамвайная система Ростова-на-Дону одна из старейших в России. А предшественником трамвая на нашей земле была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова (1435 мм) оказалась уникальной в России, какой остаётся и по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение — Богатяновский спуск; Сенной Базар — Смирновский спуск; Городское депо — ул. Большая Садовая; Вокзал — Нахичевань.

     Впоследствии конка была электрифицирована, и 20 декабря 1901 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки, — Большая Садовая, Почтовая и Романовская, а также Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке — Нахичевани. С этого момента первый в России междугородний электрический трамвай начал свою работу.

     Даже в гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамваев многих других российских городов, движения не останавливал. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.

     В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок и Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы. Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, Западный и Северный жилые массивы. В итоге протяжённость путей превысила 110 километров.

     В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено. Но трамвайные пути всё-таки сохранились. А сегодня говорят о том, что этот вид транспорта следует возродить.

     Только факты

     * В 1902-1928 гг. существовала междугородняя линия трамвая, соединявшая Ростов с Нахичеванью-на-Дону. Линия потеряла свой междугородний статус из-за включения Нахичевани в состав Ростова.

     * В середине прошлого века в городе работали открытые трамваи. Все они имели названия типа «Ветерок», «Холодок», «Зефир», «Эфир» и т. п. Старожилы вспоминают, что это было самое золотое время для трамвайных зайцев, т. к. ничего не мешало им заскочить в трамвай и выбежать из него в нужный момент.

«Ростов официальный»,  № 44 (1143) от 26.10.2016

 

В Ростове-на-Дону хотят запустить трамваи на автономном ходе

     183Завершаются ремонтные работы дорожного покрытия и рельсовых путей по ул. Станиславского. Об этом сообщает «Rostof.ru» со ссылкой на замглавы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Константина Солонского.

     Уже в ноябре планируется запустить трамваи по ул. Станислаского на участке от пр. Буденновского и до пер. Семашко. Сейчас ремонтные работы дорожного покрытия завершаются, установили опоры контактной сети, но она еще не собрана до конца. Поэтому планируется запустить трамваи на автономном ходе.

     «Если будут выполнены все работы, мы запустим движение трамваев даже без контактной сети. Она ещё не собрана на участке от Семашко до Будённовского», — прокомментировал Константин Солонский.

     Отметим, на прошлой неделе уже протестировали работу трамваев с опущенными токоприемниками на этом участке.

23 октября 2019 Городской Репортер

 

.