Метростроевская лирическая
В полдень, томясь в пробке на одной из улочек, прилегающих к Буденновскому проспекту, отчего-то вспомнил далекий олимпийский 1980 год, воскресное весеннее утро и радио, радостно оповестившее советский народ о начале проектирования ростовского метро.
Незачем, думается, описывать мою тогдашнюю реакцию. Уверен: легкое ликование испытал тогда если не весь советский народ, то наверняка уж каждый, кому дорог и близок Ростов. Метро да, пожалуй, еще широкая лестница к Дону от театра имени Горького – это две давние хрустальные мечты ростовчан. Чтоб, значит, и Одессу переплюнуть, и Москву догнать… Помню, отдельные горячие головы без устали живописали, как уже завтра метропоезда станут вылетать из подземного тоннеля прямиком на степные задонские просторы.
«Завтра» растянулось надолго. Причем пока так и не наступило. Вот уже почти три десятка лет прошло, а хрустальная мечта остается мечтой со слабой надеждой на осуществление.
К чему это я? Наверное, к тому, что если бы слова, сказанные в «Последних известиях» почти три десятка лет назад, сегодня воплотились в дело, не пришлось бы мне, прозябая в пробке, предаваться сладостным «воспоминаниям о будущем». Транспортная ситуация, будучи совсем иной, просто не дала бы такой возможности. Будь сейчас в Ростове метро (а его, что бы там ни говорили, ссылаясь на советские и постсоветские сложности, за 27-28 лет построить было возможно), едва ли дорожные пробки стали играть такую определяющую роль в укладе ростовской жизни. Доказано и проверено на примере других мегаполисов.
Мне, конечно же, сразу могут возразить. И при этом сошлются на пример Казани, где недавно пущенное метро все еще посещается скорее с экскурсионными, нежели с утилитарными целями и пока себя не окупает. Мол, Казань – мегаполис, вполне сопоставимый с Ростовом, и вот что там с метро получается…
Но, во-первых, трасса казанского метро проложена далеко не продуманно: не предусмотрели даже станцию возле железнодорожного вокзала, имеются и другие проектные промахи… А потом мало сомнений в том, что построенное «навырост» казанское метро начнет-таки окупаться уже в ближайшие годы. Тому порукой транспортная ситуация в татарской столице – к слову сказать, куда менее сложная и напряженная, чем в столице южной (не из-за метро ли?). Да и казанская демография за то говорит: город сегодня растет стремительно… Так что если и заниматься в Ростове проблемой метро, то это нужно делать прямо сейчас и тоже прокладывать подземку по-казански, «навырост». Естественно, учтя все тамошние ошибки.
Стоит помнить, что такое строительство – дело не одного года, и к тому времени, как метропоезда действительно смогут вырваться на задонские просторы, население Ростова, скорее всего, превысит необходимые для обеспечения рентабельности метрополитена полтора миллиона, и он окажется как нельзя кстати. Во всяком случае, все планы создания Ростовской агломерации и, в частности Большого Ростова, оперируют величинами от двух до четырех миллионов человек.
Другое традиционное возражение противников метрополитена: ростовские почвы не позволяют – похоже, уже перестало встречать поддержку даже у «отцов города». В самом деле: что же это за такие особые ростовские почвы, что метро строить нельзя, а воздвигать одну за другой высотки градоформирующих комплексов – можно? И разве эти почвы сложнее питерских? А ведь в северной столице метро появилось задолго до разработки современных технологий прокладки подземных тоннелей в сложных геологических условиях. Что же касается почв, то в Ростове картина выглядит так. В Александровке – преимущественно пески, ближе к центру города – плывуны (что ничуть не препятствует строителям самозабвенно вколачивать сваи под многоэтажные офисные центры-дворцы), далее на запад – глины… И скажите: что же тут такого, что не позволило бы вести линии метро, используя современные методы укрепления почв и заморозки грунта?
Судя по всему, сегодня в Ростовской мэрии это стали понимать, потому что находившееся чуть ли не под запретом слово «метро» зазвучало вновь. Уж не знаю, что подвигло на то муниципальных чиновников – то ли тень транспортного коллапса в близкой перспективе, то ли совершенно выбившая народ из колеи аварийная история с Ворошиловским мостом, но только о метро не просто заговорили – заголосили наперебой. Даже вызванную к жизни аварией Ворошиловского моста идею строительства моста-дублера в створе проспекта Соколова смело предлагают осуществлять в виде метромоста. Проняло-таки!
А как не пронять, если все последние события наглядно свидетельствуют о полном крахе транспортной политики ростовских властей? Безудержная ставка на автобусы и многолетнее убийство до того хорошо развитого электротранспорта – суть не что иное, как лоббирование интересов торговцев горючим и автобусным «сэконд-хэндом» – неповоротливым и экологически небезопасным хламом, от которого с радостью спешат избавиться на Западе. В результате имеем то, что имеем. Удивительно только, что буквально до последней секунды мэрия не спешила признаться себе в том, что транспортная ситуация уже достигла критической точки. Даже в новом генплане о путях решения транспортной проблемы сказано весьма обтекаемо. А принимался этот документ под аккомпанемент надоевших споров о том, строить или нет в городе монорельс. Ну, еще для разнообразия некую канатную дорогу упоминали…
Нечего сказать, варианты! Один москвичи, где монорельс функционирует без всякого успеха, уже давно прозвали выставочно-ярмарочным транспортом. А другой способен решить транспортную проблему разве что в пределах одной отдельно взятой горнолыжной базы, но никак не мегаполиса.
Возможно, стоило бы присмотреться к опыту работы метротрама – скоростного заглубленного трамвая – в соседнем Волгограде. Не знаю, потому что на этот счет никому ничего не известно. А значит, едва ли всерьез задумывались городские транспортные чиновники над этим вариантом.
Так или иначе, а сегодня идея строительства ростовского метро остается и перспективной, и жизнеспособной. Разумеется, если не зарываться исключительно под землю, напрочь забыв о том, что происходит на ее поверхности, где и бездорожье, и хаотичный автомобильный разгул. И масса других транспортных проблем, которые все равно надо решать параллельно с осуществлением «хрустальной мечты ростовчан».
16.04.2008г., НВ.
|