rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Город-купец уважали иностранцы

Каким был торговый Ростов 100 лет назад

58Коммерческая жилка в Ростове была изначально. Подчеркивая торговую хватку местных жителей, еще в позапрошлом веке наш город называли всевозможными прозвищами: русский Чикаго, азовский Ливерпуль, русский американец, маленькая Москва, город-купец, кабак-город.

Улица Садовая, купецкая, торговая...

Парадной вывеской ростовского купечества была Большая Cадовая улица. Она начиналась строениями писчебумажной фабрики, владелец которой - купец Иван Панченко имел еще и антрацитовые рудники. В 1896 году он повез на Нижегородскую выставку выдающийся экспонат - монолитную глыбу каменного угля весом более 3,5 тонны! Дальше, на углу Братского переулка, работала табачная фабрика.

В переулке Островского (в прошлом - Почтовом) купец Чурилин построил цеха своей макаронной фабрики и пивоваренного завода. На углу Садовой и Буденновского (Таганрогского) разместился коммерческий клуб (сейчас Дом офицеров). После Буденновского проспекта шли сплошь витрины магазинов: первые этажи практически каждого дома сдавались в аренду часовой, косметической, музыкальной, мебельной, художественной, оружейной, продуктовой лавкам. Около них нередко разворачивались забавные сценки, когда бойкие зазывалы дрались между собой, а заодно доставалось и покупателям.

На углу Ворошиловского (в прошлом Большого) проспекта и Садовой шумел так называемый Новый базар (сейчас это площадь Советов). На Журавлева (в прошлом - Покровский переулок) был еще один базар. Всю Садовую украшали фешенебельные четырех- и даже пятиэтажные особняки громких купеческих фамилий: Панченко, Резанова, Шушпанова. Одна за другой располагались гостиницы, которые могли похвастать ваннами, лифтами и даже телефонами.

Торговля шла из порта вверх по Буденновскому

Наравне с Садовой центром деловой жизни Ростова был Буденновский проспект - здесь находились престижные гостиницы и торговые дома известных купцов. Со стороны порта вверх по Буденновскому поднимались груженые подводы с хлебом, углем, мукой. Выше от реки располагались жилые двух- и трехэтажные дома, на Станиславского к проспекту выходил Старый базар двумя крытыми рынками, один из которых сохранился до наших дней. Проекты этих зданий архитектора Дорошенко получили высшую награду империи - золотую медаль Нижегородской ярмарки.

Пересечение Садовой и Буденновского было самым оживленным местом Ростова. Там располагался доходный дом Пустовойтова (ныне ЦУМ). На углу с Пушкинской стояла самая шикарная городская гостиница «Палас-отель», выросшая в 1910 году на месте сгоревшей фабрики табачного короля Кушнарева.

Ростов строился на купеческие деньги

В старом Ростове известные купцы были наперечет: владелец гвоздильного завода Панин, бумажный фабрикант Панченко, табачный король Кушнарев, лесной и угольный промышленник Максимов… Многие из них заседали в городской Думе и слыли большими меценатами.

Табачный фабрикант Василий Асмолов сколотил на маклерских операциях три тысячи рублей и построил в итоге настоящую империю. Асмоловский табак славился отменным качеством и доступной ценой, его курил император Николай II и признавали самые престижные выставки Европы и Америки. Когда в 1881 году Василий Асмолов скоропостижно умер, фабрика досталась его брату Владимиру. Умело развивая семейный бизнес, тот поставил мировой рекорд: в 1916 году выпущено 5 миллиардов асмоловских папирос и более 2 тысяч тонн табака. Но если его покойный брат прославился исключительно своей хваткой, то Владимир Асмолов еще и меценатством. На его деньги построены циклодром для велосипедных тренировок (в районе нынешнего парка 1 Мая), павильон Николаевской городской больницы, богадельня, два клуба для рабочих, театр, музей и библиотека.

«Хлебный король» миллионер Елпидифор Парамонов владел недвижимостью, баржами и пароходами, знаменитыми складами и огромными мельницами. Начав со скупки зерна, к 25 годам Парамонов уже обзавелся множеством хлебных ссыпок на донских пристанях, а к 60 годам у него был свой флот для перевозки зерна - более 100 судов. Мука с парамоновской мельницы получила высшую награду на Парижской выставке, а сам хозяин хлебной империи - медаль и царскую благодарность за 75 тысяч рублей, которые Парамонов отдал на постройку психиатрической лечебницы.

ДОСЛОВНО

- Вот что написал в 1840 году французский ученый Ксавье Гоммер де Гелль, побывавший в Ростове с супругой: «Ростов небольшой, красивый город. В отелях - отличные рестораны, комнаты, снабженные кроватями со спальным бельем (вещь, неслыханная во внутренней России), много другого, что с трудом найдешь и в Одессе».

- Из газетного фельетона за 1901 год о Ростове: «Литературу признает только ту, в заголовке которой значится: «счет», «расписка», «вексель», «исполнительный лист», «протест». Философии придерживается простой и самой новейшей - в деньгах счастье. Купеческая натура, несколько безалаберен, не всегда расчетлив и потому завяз в долгах и часто вылетает в трубу».

19 июля 2007http://www.rostov.kp.ru/2007/07/19/doc187573/
.