rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВСКИЕ ХУЛИГАНЫ ДЕБОШИРОВАЛИ В НАШЕМ ГОРОДЕ ЕЩЕ ПРИ ЦАРЕ

     Нынешним разгулом преступности в России (и в Ростове в том числе) никого не удивишь. Мы уже как-то свыклись с тем, что в позднюю пору лучше на улицу не выходить, а открывать дверь незнакомому - опасно для жизни.

     Некоторые склонны винить во всем «демократию», которая обрушилась на всех нас в постсоветское время. Как это сужде­ние похоже на то, которым объясняли всплеск преступности в Ростове еще в 1905 году!..

БОГАТЯНОВСКИЕ БЕСПОРЯДКИ

    В том году в Ростове развелось много хулиганья. Дело дошло до того, что в некоторые места горо­да - Нахаловку, Горячий край, Богатяновку, Бессовестную слободку - боялась соваться даже полиция.

Ростовские хулиганы настолько всех затерроризировали, что бед­ные обыватели чувствовали себя как в завоеванном городе, боя­лись выходить за дверь после восьми вечера.

   17 августа 1905 года «Приазовс­кий край» сообщал: «Группа жителей Богатяновского поселения обратилась к полицмейстеру с коллективным заявлением о беспорядках, происхо­дящих в последнее время на Богатяновском спуске.

Хулиганы среди белого дня напа­дают на прохожих, грабят и избива­ют их. Жители же не решаются при­нять меры к задержанию этих лиц, терроризировавших все местное на­селение, из боязни быть избитыми и даже убитыми».

    Хулиганские стаи Богатяновки были самыми страшными и отвра­тительными. Не случайно именно на эту мразь сделало ставку жан­дармское управление, чтобы вы­звать в городе волну еврейских погромов...

После опубликования царско­го освободительного манифеста 17 октября 1905 года о дарова­нии свобод толпа прекраснодуш­но настроенных интеллигентов и «передовых рабочих» двинулась к Богатяновской тюрьме, дабы ос­вободить политических заключенных. Все по закону, по царскому указу. Враги либеральных преоб­разований (в лице консерватив­ной администрации на местах), казалось, не могли ничего этому противопоставить. Но тут-то им и пригодилась богатяновская шпа­на. Подпоенная толпа богатяновцев, разбавленная переодетыми жандармами, представляла собой «альтернативную демонстрацию», которая напала на шествие ин­теллигентов.

   Во главе демократической груп­пы шла с красным флагом ба­рышня - 17-летняя гимназистка Клара Рейзман. Хулиганы (с той минуты они стали уже бандитами и погромщиками) вбили древко знамени в нежное девичье гор­ло. Затем началось избиение тол­пы либералов, ну а дальше и сам погром.

  Интересно, что брат убитой гимназистки был тот самый Со­ломон Рейзман, который впослед­ствии подбил темерницких рабо­тяг на вооруженное восстание. Так он мстил за сестру.

ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМ

    Пик еврейских погромов в рос­сийской истории (358 за один ме­сяц!) приходится на октябрь 1905 года. Ростовский погром, во вре­мя которого погибло около 300 человек, - третий по количеству жертв после одесского и киши­невского, где счет убиенным зашкаливал за тысячи душ. Впро­чем, в Ростове, по тогдашним официальным данным, погибло «всего» 60 человек.

    Почти треть людей, чья жизнь была оборвана во время погрома в Ростове, не были семитами. Просто еврейских магазинов не хватало на всех желающих погра­бить. Поэтому часто громили и соседние - принадлежавшие рус­ским, армянам, грекам и т.д. По­страдали также немцы и поляки, которых из-за сходства фамилий принимали за иудеев.

Кроме того, гибли и сами по­громщики, поскольку многие ев­реи были вооружены револьвера­ми и пытались отстреливаться в своих магазинах. На улице Мос­ковской (в районе нынешнего пе­реулка Газетного), как утвержда­ет писатель и историк B.C. Си­доров, отряд «еврейской самообо­роны» успел соорудить баррика­ду. Впрочем, она продержалась только четверть часа и пала под натиском десятитысячной толпы нападавших.

За три дня ростовского погрома (18-20 октября) были разгромле­ны, разграблены и сожжены все еврейские (и смежные нееврейские) магазины, лавки, дома и квар­тиры на Б. Садовой, на Таганрог­ском проспекте (Буденновском), Большом (Ворошиловском), в переулке Соборном и на Старопоч­товой улице... Был разгромлен весь Новый базар и сожжены торговые ряды вокруг него. Выгорели почти вся центральная часть города и некоторые кварталы, прилегавшие к набережной. Все три дня бушева­ло море пожаров, которые грози­ли охватить весь город. Зарево над Ростовом былло видно за 30 верст.

    Еврейский погром был инспири­рован тайной полицией и жандар­мерией не без ведома ростовско­го градоначальника графа Коцебу фон Пилара и полицмейстера пол­ковника Прокоповича. А потом уже события развивались стихийно и быстро вышли из-под контроля, потому что в тогдашнем 120-ты­сячном Ростове силы правопоряд­ка были ничтожны - 50 солдат, 57 полицейских, 20 жандармов, 100 казаков местной команды.

   В целом по стране инициатива еврейских погромов исходила от столичной «правой оппозиции» в лице высокопоставленных против­ников курса реформ, противников превращения самодержавия в конституционную монархию. Эти «ребята» из придворных и жан­дармских кругов надеялись путем разжигания погромов скомпроме­тировать саму идею политических свобод и добиться отмены про­грессивного царского манифеста от 17 октября 1905 года. Не слу­чайно еврейские погромы были инспирированы на следующий же день после обнародования ма­нифеста. Смотрите, дескать, вот до чего проклятая демократия довела!

    «Движущими силами» погрома были члены "Союза русского на­рода" (попросту черносотенцы) и переодетые жандармы плюс весь городской люмпен-пролетариат (преимущественно в лице пор­товых грузчиков и богатяновских хулиганов). На второй день в по­гром втянулись массы мещан с городских окраин и даже из Батайска и Койсуга. Количество всех прямых участников погро­ма колебалось от 15 до 26 ты­сяч человек. Тогда же былли уст­роены и стихийные торги, на которых награбленное имущество распродавалось за бесценок.

Достойно внимания то обстоя­тельство, что казачье население воздержалось от участия в погро­ме, а роль военнослужащих каза­ков свелась к охране Госбанка и тюрьмы. В город были посланы регулярные казачьи разъезды, но они, как сообщает B.C. Сидоров, «тонули в разливе погрома». Под­крепления, прибывшие из Новочеркасска, образовали линию пикетов между Ростовом и Нахичеванью, в результате чего беспо­рядки не перекинулись в Нахичевань и имущество нахичеванских армян осталось целым.

     Погром затих на четвертый день сам собой, поскольку участ­ники подустали, центр города сго­рел, грабить было уже нечего...

В. ВАРЕНИК. Историк.
24 апреля 2000г. ВР.
.