rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Благотворительность:

История и современность.

   0809Одна из примет юбилейного Ростова – величественный памятник святителю Дмитрию Ростовскому. Как известно, сами по себе памятники не появляются – на их сооружение требуются средства и немалые. Нужен спонсор, меценат. И такой меценат нашелся. На общем собрании трудовой коллектив АО «Донской табак» постановил выделить необходимые средства на сооружение памятника Дмитрию Ростовскому.

   В этом году исполнилось 250 лет г.Ростову-на-Дону, 170 лет Ростовской епархии. Отрадно наблюдать за теми гражданами нашего общества, которые своими трудами намерены внести собственную лепту в украшение города, внести свое движение души через видимый знак. Памятник святителю Дмитрию радует глаз.

«Главным предметом к постижению сей благочестивой цели остается изыскать средства на постройку…», - обычно такими или подобными этому распоряжению Войскового правления отмечались просьбы о строительстве церквей и других богоугодных сооружений, памятников, часовен в городах и станицах области Войска Донского.

10Финансирование Покровской церкви взяли на себя Г. и С. Пустовойтовы.

Так уж сложилось, что традиционным объектом для пожертвований в России были церкви. У ростовских купцов, которые не отличались особо высоким полетом в области культуры, вопросы благотворительности всегда были в почете.

За примерами далеко ходить не надо. Возьмем Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Многие купцы внесли пожертвования на его строительство. Когда встал вопрос о возведении колокольни – опять жертвовали, особенно Петр Романович Максимов и Иван Степанович Панченко.

Известна своей благотворительностью и семья Шушпановых. Г. Шушпанов в 1889 году построил Скорбящую церковь, А. Шушпанов – церковь при мужской гимназии, их отец отстроил Успенскую церковь. Финансирование Покровской церкви взяли на себя Г. и С. Пустовойтовы.

В строительство собора А.Невского немалые средства вложил купец Петр Иванович Ильин. Его же усилиями был организован сбор средств среди ростовцев. Таким образом удалось набрать 50350 рублей.

Николай Александрович Панин – владелец гвоздильно-проволочного завода – построил на свои средства старообрядческий молельный дом и богадельню. Щедрым попечителем Никольской церкви был Шапошников, один из владельцев Торгового дома «Генч-Оглуев и Шапошников».

Не только церкви были объектом пожертвований ростовских купцов. Медицина, просвещение, благоустройство – вот объекты для вложения средств.

На средства Е.Парамонова была основана больница для душевно-больных, а купец Мирошниченко основал на свои средства первую Успенскую больницу. Многие ростовские купцы и предприниматели были попечителями различных учебных заведений.

Почетным попечителем средне-технических и ремесленных училищ был Н.Чурилин. Председателем Попечительского совета коммерческого училища был владелец табачной фабрики Яков Семенович Кушнарев.

По его инициативе и на собственные деньги насажен Пушкинский бульвар (от Почтового до Таганрогского пр.). В качестве председателя Садовой комиссии Яков Сергеевич много сделал для озеленения и оздоровления города, а в год 50-летия Товарищество Я.Кушнарева на общем собрании пайщиков ассигновало на благотворительные и просветительные цели 120000 руб.

С именем купца Яшина связано появление в городе своего городского сада (ныне парк им. Горького), а фамилия Гайрапетов дала наименование первому ростовскому театру – «Гайрапетовский».

Вряд ли в Ростове в конце ХIX-начала ХХ вв. существовала более известная фамилия, чем Асмолов. Во-первых, этому способствовала популярность асмоловских табаков, папирос, завоевавших практически всю Россию. Во-вторых, с его именем в Ростове связано еще одно важнейшее событие – строительство прекрасного здания для театра, получившего название «Асмоловский», театра, отличающегося высокими акустическими возможностями, что сделало его центром культурной жизни Ростова. Асмолов для Ростова стал первым меценатом – покровитель театра, устроитель библиотеки и музея в Ростове. Первые коллекции городского музея тоже сложились из пожертвований отдельных предметов и коллекций, благотворительных взносов на новые приобретения. Фамилии каждого жертвователя, с перечислением предметов либо сумм, упоминались в каталоге, протоколах заседаний, этикетках, у входа в музей была укреплена мраморная доска, на которой были начертаны имена жертвователей.

Еще одна страничка в истории благотворительных дел Ростова – возведение памятников. Как отмечала одна из ростовских газет начала века, «памятник – это внешний знак признательной памяти, весьма ценное украшение, так как для его постановки место, без сомнения, будет в центре города». В Ростове был лишь один памятник – Александру II (скульптор Микешин), построенный на пожертвования горожан и открытый 17 апреля 1890г. на Соборной площади. На передней стороне пьедестала, ниже инициалов императора в лаврах, перевитых тернием, короны и Государственного герба, помещалась доска с рельефной надписью: «Императору Александру II благодарные граждане гор. Ростова-на-Дону».

Надо сказать, что ростовцы очень болезненно относились к тому, что, по сравнению с другими городами области, Ростов имеет всего один лишь памятник. В газете «Южный телеграф» в январе 1914г. появилась заметка о том, насколько Ростов заботится об украшении городских площадей и скверов памятниками в сравнении с более мелкими городами. Приводимые цифры были неутешительны.

Еще в 1909г. по инициативе Ростовского Общества истории, древностей и природы при поддержке городских властей решено было поставить памятник Петру I, памятуя его заслуги перед историей. Но, к сожалению, памятник так и не был установлен, хотя и многие вопросы были решены. Во многом из-за того, что не нашлось средств.

Судьба после долгих лет споров оказалась более благоприятна для установления памятника Дмитрию Ростовскому. Средства на изготовление и установку памятника выделил коллектив акционерного общества «Донской табак», возглавляемый И.Саввиди.

11Председателем Попечительского совета коммерческого училища был владелец табачной фабрики Я.С.Кушнарев.

Как известно, ростовские купцы были людьми предприимчивыми, не упускающими своей выгоды. Считать деньги умели. Однако когда речь шла о благотворительных пожертвованиях на нужды науки, искусства, здравоохранения, о безвозмездных денежных вложениях в развитие инфраструктуры города, то здесь они не скупились.

Собственно тем, что к началу 20 века Ростов стал крупным промышленным и культурным центром, мы обязаны именно купцам. Ведь фактически на их средства и был построен город. Только церковных зданий в дореволюционном Ростове было 18.

Городской сад подарил ростовчанам купец Ященко. А для создания крупнейшей на юге Николаевской больницы объединили усилия Мирошниченко, Панченко, Максимов, Ильин и др. Ростовское купеческое общество построило Коммерческое училище (ныне Ростовский университет путей сообщения), а Гайрабетов и Драшкевич – театр, не сцене которого выступал великий Щепкин. Дом трудолюбия возвел Максимов, Пастеровскую станцию – Конкст, павильон для лечения детских болезней – Емельянов.

12Известными благотворителями и меценатами были братья Асмоловы, которые на собственные средства построили и подарили городу больницу, музей, библиотеки, циклодром, театр, который сделал Ростов театральным городом.

История столицы донского края неразрывно связана с именем Парамонова, который жертвовал крупные суммы на благотворительные и просветительские нужды: приюты, школы, больницы. В начале 20 века по его инициативе в Ростов переехал Варшавский университет.

Что же побуждало богатых ростовчан делать пожертвования? Ведь фактически они отдавали накопленные средства и не получали ничего взамен. Но в 19-м  и начале 20 века церковные и светские правила делали благотворительность нормой жизни. Сострадание к сирым и убогим, больным и немощным было традицией. Следуя ей, одни действительно стремились облегчить участь обездоленных, другие таким образом повышали собственный авторитет в глазах окружающих. Купцов и мещан побуждал к благотворительности «мотив искупления». Помогая обществу, они таким образом очищали собственную душу, искупали грех нечистых сделок. Важное место занимали и мотивы престижа, социального признания.

Общество высоко ценило благотворительную деятельность своих граждан и удостаивало многих из них титула «Почетный гражданин города».

Возводя школы, музеи, театры, библиотеки и другие объекты социально-культурного назначения, купцы испытывали законную гордость за свой город. И здесь патриотические чувства были сильнее любви к деньгам.

Наталья Викторова.  
.