rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

ПОЧЕМУ ЗАБЫТА ИСТИННАЯ ДАТА РОЖДЕНИЯ РОСТОВА?

 15  В первые дни января 1712 года берег Дона – то, что сейчас называют «лицом» Ростова, – пробудился от тысячелетнего безлюдья. Сюда пешим ходом, верхом и возами шёл народ от Азова. Здесь, где от границы по Темернику начиналась Россия, они держали совет: кому куда идти; сбивались в группы по интересам и уходили далее во все российские стороны вверх по Дону.

    Так завершился Прутский поход, обернувшийся для России сдачей туркам Азова и Таганрога с потерей всего флота. Условия были унизительны, но цена стоила альтернативы: позорного плена царя Петра I и всей его армии. Технический порядок передачи города в тексте договора был тщательно прописан: в срок шесть месяцев должны были быть снесены все сооружения и выведены христиане. Азовчане тянули до последнего, ждали чуда. Но в первые дни января турки начали подтягивать войска. Счёт шёл на часы, когда из городских ворот вышла последняя вереница санных возов с разобранной по брёвнышку азовской святыней, - Богородицкой церковью. С этим обозом по крепкому льду вверх по Дону шли последние азовчане, те, кто был крепко привязан к реке своим ремеслом. Они решили не уходить далеко, а обосноваться несколько выше по правому берегу. В наши дни это та часть Ростова, что тянется от Театральной площади до 13-й линии Нахичевани. Здесь, в становище Полуденка, с древнейших времён в земляных укрывищах жил и кормился рыбным промыслом разный «зашедший» люд. Промысел был сезонным, в зиму местность оставалась безлюдной. Теперь азовчане поселились основательно. Застройку они заложили с настолько правильной сеткой улиц и кварталов, что несколько десятилетий спустя её взяли в основу плана Нахичевани.

     В Полуденке были две площади, церковь, пристань, торговые лавки, мастерские ремесленников, жилые кварталы. Однако жизнь здесь была чрезвычайно рискованна. С коварным постоянством из-за Дона приходила беда в виде набегов хищных ногайских орд. Спасением стала природная особенность этих мест. Известняк крутого берега был пронизан выносами грунтовых вод. Естественные подземные лабиринты уходили на многие сотни метров в глубь правобережья. Здесь укрывался от напастей народ Полуденки до времён, когда через несколько десятилетий империя возвела здесь крепость св. Димитрия Ростовского. С тех пор судьба подземелий – известная легенда старого Ростова – круто изменилась. Большинство было забито, а оставленные – засекречены. При надобности они позволяли втайне вывести весь крепостной гарнизон за многие вёрсты в дальние степные урочища…

    Со времени обустройства крепости Полуденка успешно утверждалась в своём почтенном первородстве. Затем с Полуденкой случилась несправедливость: факт её существования обернулся забвением, она потерялась в истории.

     Её ещё хорошо помнили лет сто назад, когда общественность Ростова озаботилась своей историей. Начало такому интересу положила соседняя Нахичевань, когда праздновала своё 100-летие. Ростовчан это крепко задело. Стало насущно необходимо определиться со своей историей. Да не просто так, а чтобы непременно доказать своё первородство. К тому времени два города сильно соперничали. Их именовали «женихом и невестой», ожидая непременного слияния.

16      И вот казалось, что определиться с датой рождения города очень просто. Ведь речь шла не об эпохе египетских пирамид. Но случилось так, что поиск точки отсчёта для Ростова с годами запутался и до наших дней остаётся открытым.

        Так откуда же следует вести начало Ростову?..

       В исторической науке установилось правило: при датировке городов счёт вести от даты первого упоминания его по имени в документе. Для Ростова это правило не годилось. В упомянутый нами – юбилейный для Нахичевани - год ростовская дума учредила комиссию и поставила ей задачу: найти правильную дату. Комиссия работала ровно четверть века, оставила горы бумаг, полемических публикаций в печати и к 1906 г. выдала рекомендацию: признать условным годом основания Ростова год 1749-й, т. е. для отсчёта взять дату указа об учреждении таможни.

      Так в чем же проблема, если дата определена?

    Да в том, что, приняв её, приходится объяснять несуразицы. Такие, например: «А что, до Темерницкой таможни ничего здесь не было? Голое поле?» Вовсе нет, крутые берега в устье Темерника к 1749 году были уже обжиты: таможню обустроили на том самом месте, где уже был кордон под названием «Темерницкая застава». Изменив свой статус, застава стала таможней. А на противоположном берегу Темерника, десятилетиями ранее, стоял не менее значимый и достаточно обжитой пост, но уже турецкий.

   Далее указ говорит о реорганизации таможенного дела на Дону, с изъятием его от власти казачьих атаманов и передаче в общегражданское управление. Через какое-то время, и тоже по указу, таможню перевели в Таганрог. Темерницкая таможня стала Таганрогской. Правило датировки города здесь явно не работает, поскольку таможенные указы понятия «город» и «Ростов» не содержали. Отсюда вытекало и самое коварное. Оппоненты язвительно упирали на то, что уж если брать за отсчёт указ о Темерницкой таможне, то и имя городу надо обозначить: Темерницк!

      Истины ради, с этим трудно не согласиться.

     В 1761 году восточнее таможни, на правом берегу, возвели крепость Святого Димитрия Ростовского. Вот, казалось бы, откуда и повести отсчёт. Но тут была другая досада: правый берег Дона уже был настолько обильно заселён, что отбрасывать такое обстоятельство было совсем уж неловко.

    Ещё через восемнадцать лет, в 1779 г., и тоже по указу, на Дон прибыли переселенцы из Крыма, и заложили восточнее крепости армянский город Нахичевань. В отличие от Ростова тут было известно всё: день и час, и кто поимённо столбил городу начало. Для нахичеванцев принцип отсчёта был предельно ясным, поскольку привязывался исключительно к «событию» переселения на Донскую землю. Для них ничего не значило то, что план их города, разработанный выдающимся зодчим того времени Иваном Старовым, был привязан на местности к Полуденке. Им и в голову не приходила мысль обозначиться во времени продолжением Полуденки и повести свой отсчёт от её основания, т.е. первых дней января 1712 года. Нахичванцы начали свой отсчёт с «чистого листа».

    А далее «случилось то, что случилось»: Полуденка, выброшенная из истории Нахичевани, обреклась и вовсе выпасть из контекста истории Донского края.

       Но потеряли её не сразу. Полуденку ещё хорошо помнили век назад. Про неё говорили: «Всем хороша Маша, да не наша». «Не ростовская она, – сетовали члены той думской комиссии, что отыскивала дату, - угораздило ей быть в черте Нахичевани. Ну, на треть версты далее отвели бы место армянам, и Полуденка была бы нашей, и её дата. Ну, да ладно, – убеждали они общественность, – вот-вот объединимся, и проблема сама собой исчезнет. Подождём, недолго осталось». Такое суждение утвердила Ростовская дума в 1906 году и комиссию распустила. Город согласился ждать.

    Но после Октябрьских событий забылось то, чего ждали. Вхождение Нахичевани в состав Ростова в 1929 году оформилось тихим протокольным решением. Никто не подумал обозначить официальные исторические датировки.

     В 1949 году Ростов отметил 200 лет. То было время не для полемик и поиска исторических корней. Смельчаков отыскивать истину, возбуждая общественность, к тем годам уже не было. Дату, удобную властям, с подачи услужливых краеведов взяли для юбилейного мероприятия, глубоко в суть не вникая.

       А только что Ростов отметил свои 254 года.

     Как-то обидно забылось, что давно устранено досадное препятствие, что смущало век назад предыдущие поколения ростовской общественности. Полуденка стала-таки общим историческим достоянием. Если вспомнить, да повести счёт правильно и по справедливости, то Ростову 291 год, а 300-летний юбилей Ростова придётся на 2012 год. А если обозначить точнее - на 7 января, на Рождество Христово. В этот день азовчане, отодвинув всё прочее, неотложное, принялись обживать Полуденку с воссоздания «по брёвнышку», на новом месте, своей Богородицкой церкви.

     Этой церкви выпала необыкновенно редкая и счастливая судьба. По ликвидации Полуденки она не упразднилась, не ушла с её обитателями в Батайск или в Койсуг, а осталась на донском правобережье. Её лишь переместили в более почётное место, в самый центр нарождающегося Ростова.

      Она и поныне украшает Ростов в соборном великолепии храма Рождества Богородицы.

17 сентября 2003г., РО.
.