rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ОТЕЦ ГАВАНЫ И РОСТОВА

15Норальд Николаевич Нерсесьянц – архитектор. Архитектор - значительное лицо в городе. А город обязан ему многим, прежде всего - развитием своих градостроительных планов, структурой, новыми жилыми районами. Тем, что называется генеральным планом города. Коренной ростовчанин, Нерсесьянц сорок лет трудовой жизни посвятил Ростову и его перспективным возможностям. Дважды за эти годы он побывал на посту главного архитектора города. Дважды его снимали с этой должности не по собственной воле, а по прихоти обкома партии. Много лет он - профессор нашего архитектурного института. В свои без малого семьдесят он бодр, подтянут. Оптимизм угадывается во взгляде, а улыбка не тонет в седине хемингуэевской бородки.

- Норальд Николаевич, в вашей биографии есть и такой факт: вы автор и руководитель проекта генерального плана Гаваны. Расскажите об этом.

- После очередного моего «ухода» с поста главного архитектора Ростова я уехал в Москву и работал в Госгражданстрое при Госстрое СССР заместителем начальника управления. Через три года мне предложили возглавить группу специалистов и ехать на Кубу делать генплан Гаваны. Вызвали - «Давай!». За месяц сформировали бригаду. Люди были разные - из Киева, Питера, Москвы, Ростова. Там не было норм, СНиПов, не было никакой традиции. Мы создавали все с нуля. Сделали 8 альтернатив и на их основе 24 варианта. Начальства не было. Работать было хорошо. Никогда я больше такой свободы творчества не испытывал. В конце концов остался один вариант. Принимали проект, экспертная комиссия из Москвы и правительство Кубы. Братья Фиделя Кастро Рамон и Рауль жали нам руки и кричали по-испански: «Грассиас!»

- Какова судьба проекта?

- В этом году я был на Кубе. Прошло двадцать лет. Нас еще помнят. Строят по нашему генплану. Темпы строительства не очень большие, но все по документу. После нашего отъезда сделали макет Гаваны и выставили в музее для всеобщего обозрения, в специально выстроенном для этой цели павильоне…

- Когда был разработан генеральный план Ростова, и в каком состоянии он сейчас?

- 17 марта 2001 года тому генплану исполнилось 30 лет. Я был руководителем его проектирования в отделе планировки института «Ростовгражданпроект». Сейчас поменялось всё: жизнь, строй, страна. Живём в другом измерении. Поэтому необходимо тот план обновить, откорректировать, во-первых, и, во-вторых, посмотреть дальше на 25 лет вперед.

- Чем принципиально будет отличаться новый генплан от старого?

- Несколько другая схема территориального развития города. Например, у нас сотни лет не используется левобережная зона. Есть всегда наша русская тенденция там что-то делать - если не мусор свалить, то бензозаправку устроить и т. д. Городов на одном берегу реки в мире нет. Пока там только промышленность мелкая. Это глупо. Сколько можно организовать рекреаций, парков, жилых районов - это перспектива. Должно быть разумное, активное, экологически чистое использование. Далее Ростов практически сросся с Батайском и Аксаем. Настала пора физического их объединения в единую систему. Водопровод, канализация, транспортные связи у нас единые.

- Куда будет прирастать город? Ввысь, в ширину, в подземные пространства?

- Нужно решить принципиально, какая модель формы города нам нужна. Останется ли он компактным, или будет развиваться полосами вдоль транспортных магистралей (на Таганрог и Новочеркасск), или в виде городов-спутников. Эти варианты уже рассматриваются. Надо проводить экономические и прочие сравнения и выбирать оптимальную модель — она и будет утверждаться. А экономическая база? Как создать благоприятный климат для инвестиций?

- Это уже вопрос политики.

- Нет, надо создать предпосылки в генплане. Для инвестиций нужны пространственные решения - вот эти земли, вот эти коммуникации, вот эта структура. Возросла политическая роль Ростова. Он стал столицей округа и пограничным городом (с Украиной). По-другому пошли транспортные потоки. Функции города поменялись - география, геополитика, экономика. Но пока все спонтанно!

- Как местные власти относятся к вашим идеям?

- Властные структуры работают в жестких рамках необходимости. У них просто времени не хватает думать о перспективе. Им, конечно, хочется, но отчитываться нужно за сегодняшний день. Между «можется» и «хочется» нужно искать компромисс. Еще пример, как решить проблему транспорта. Перебрали разные варианты: метро, скоростной трамвай, скоростной монорельс - очень привлекательный проект. Стали обсуждать, связались со строительной фирмой. Выяснили: стоимость 1 км монорельса - 14 млн долларов, 10 км - 140 млн долларов. А где их взять?

Август 2001г. ВР
.