rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Найден частокол крепости Димитрия Ростовского

402О том, что город «стоит» на крепости, известно каждому школьнику. Но спросите даже не школяра, а серьёзного учёного про то, каким же образом была выстроена сама крепость, вряд ли что-нибудь, кроме её плана в виде девятиконечной звезды, всплывёт у него в памяти. Потому и появляются весьма странные утверждения: мол, армянские переселенцы из Крыма строили свои дома из камней стен крепости. А стен-то, как таковых, не было, были земляные валы. Как в легендарной Трое. И теперь археологам известна технология возведения этих валов.

Раскопки крепости сопряжены с известными трудностями и идут, в основном, в виде спасательных экспедиций. То есть, если строители во время выемки земли под фундамент обнаружили нечто интересное, или попросту известно, что в этом месте оно, интересное для науки, должно быть, приглашают учёных.

Возле здания научной библиотеки Южного федерального университета в сентябре начались исследования редута Андрея Первозванного.

— ЖСК «Усадьба» — наши старые знакомые — будет строить здесь восьмиэтажный дом, — поясняет старший лаборант НИЧ истфака ЮФУ Надежда Щербакова, участник спасательной экспедиции.

Копают «квадратами». Идти «сплошняком» довольно долго, а строители, как всегда, спешат. В аккуратно выкопанных, действительно квадратных ямках видны остатки обструганных в ХVIII веке бревён. Это и есть остатки частокола.

— Это подарок нам к 35-летию археологической лаборатории, — смеётся Надежда Щербакова, — которое отмечается в этом году.

В ходе строительства крепости редут Андрея Первозванного появился одним из самых первых, он насыпался в первую очередь, и теперь известно, как это делалось. Квадратные брёвна (размером 30х30 сантиметров) частокола забивали на месте вала. Каким образом (механизмами или вручную), пока неизвестно. Более толстые доски укладывали на них плашмя, сверху ребром ставились доски более тонкие. Получалась своеобразная деревянная арматура насыпи, которая оставалась в середине вала. Полученная конструкция засыпалась землёй. Есть основание полагать, что земля была укреплена корнями высаженных растений. Историков заинтересовало то обстоятельство, что не было найдено ни одного железного гвоздя или скобы. Так каким же образом скреплялись доски и брёвна? Когда найдены были деревянные шипы, вопрос отпал сам собой.

В архиве сохранилось мало данных о строительстве крепости, так что эти находки уникальны.

Перед каждым земляным валом крепости шёл ров, на дне которого также обнаружены остатки частокола. В ХIХ веке при активной застройке территории его стали засыпать. В верхнем слое этой земли археологи нашли фрагменты чашек с клеймами (1835-1860 гг.). Но уникальными археологи считают не эти находки, а другие — курительные трубки ХVIII века. Их аналогов в Ростове больше нигде не найдено. Сами трубки вроде бы турецкие. Но есть основание думать, что одна из них, скорее всего, подделка. В Москве тогда существовали мастерские, которые в массовом количестве выпускали подделки под турецкие трубки, отличить которые от оригиналов можно было только по отсутствию арабской вязи на небольшом клейме.

Сюрпризом стала находка двух фрагментов греческих амфор, относящихся к первому веку нашей эры. Археологи полагают, что они попали сюда с места античного поселения, где брали землю для возведения валов.

Археология — дело азартное, так что в том, что строители активно помогают археологам, ничего удивительного нет. Прораба стройки Якова Яковлевича Жмыхова иначе как «любимый прораб» археологи и не называют.

Дальнейшие планы — снять землю послойно и определить длину брёвен хотя бы в одном раскопе. И кто знает, что найдут при дальнейшем движении вглубь раскопа, а на деле — вглубь истории. Вполне возможно, что ещё одна из тайн крепости, которой наш город обязан своим рождением, перестанет быть тайной.

«Ростов официальный», № 1-2 (684-685) от 09.01.2008
.