Виктория Чернышова: «В этом учебном году в Ростове заработает «Цифровая мобильная школа»
Сегодня у большинства ростовских школьников вместо традиционного бумажного дневника — электронный. В учебных заведениях донской столицы устанавливаются мобильные видеопорталы и терминалы, с помощью которых можно узнать домашнее задание. А в детских садах — интерактивные столы. И уже в этом учебном году в Ростове-на-Дону начнёт работу «Цифровая мобильная школа». Об этих и многих других инновационных технологиях в организации образовательного процесса шла речь на пресс-конференции 10 ноября.
— Инновационная деятельность муниципальной системы образования города направлена на формирование среды, соответствующей современному этапу развития общества, — подчеркнула начальник управления образования города Ростова-на-Дону Виктория ЧЕРНЫШОВА. — На сегодняшний день материально-техническое оснащение образовательных учреждений донской столицы находится на очень хорошем уровне.
Роль учителя
На одну школу в Ростове-на-Дону в среднем приходится 13 мультимедийных комплексов. Обеспеченность компьютерами составляет восемь учеников на один компьютер. Более 80% образовательных учреждений используют электронные учебники, журналы и дневники. Интерактивные столы, интерактивный пол, первые компьютеры сегодня являются достоянием многих дошкольных образовательных учреждений донской столицы. «Но важно не только показать ребёнку, как всем этим пользоваться, но и объяснить, каким способом эти технологии позволяют ему получить новые знания», — уверена Виктория Чернышова.
Сегодня во многом меняются отношения «ученик — учитель». Педагог сегодня — это тот человек, который сопровождает ребёнка, который помогает ему выработать технологии поиска новых знаний. Роль учителя возрастает как никогда.
«Цифровая мобильная школа»
На конференции «Современное российское образование: проблемы и тенденции развития», которая в ноябре прошла в Сочи, широко обсуждалось применение современных технологий в российской школе. Там же представители российской академии образования презентовали проект новой образовательной системы «Цифровая мобильная школа».
Система позволяет предоставлять качественное обучение абсолютно всем детям независимо от того, в какой школе они обучаются, а учителю даёт возможность подобрать дидактический материал для уроков и, соответственно, оптимально расходовать своё рабочее время. Не секрет, что учителя тратят много времени на создание презентаций, а проект даёт им возможность взять уже готовую презентацию высокого качества по необходимой теме и использовать её на уроке.
«Цифровая мобильная школа» незаменима для тех, кто занимается дистанционно: для детей с ограниченными возможностями здоровья, школьников, находящихся на соревнованиях или на длительном лечении, на семейном, очно-заочном обучении. С помощью инновационной программы ученик может выполнять разноуровневые задания, самостоятельно проверять свои знания. Ребёнок знает, что эта оценка не пойдёт в журнал и у него ещё будет время найти свои ошибки, исправить их и восполнить существующие пробелы в знаниях. А учителя и родители могут следить за динамикой его успеваемости. Индивидуализация заложена здесь как основной принцип.
— В Ростове-на-Дону есть хорошая основа для реализации этого проекта, — отметила начальник управления образования города. — Многие идеи для нас не новы, но «Цифровая мобильная школа» расширяет пространство деятельности в области внедрения информационных технологий. Демо-версии программы уже направлены в 18 образовательных учреждений города. Дальше поле деятельности будет расширяться. В первую очередь этот проект нацелен на повышение качества образования.
Образцовые лицеи
Большой опыт применения инновационных технологий накоплен в ростовских лицеях № 11 и № 14. Первый входит в число 16 показательных образовательных учреждений Российской Федерации проекта Microsoft.
— На протяжении многих лет мы целенаправленно занимались созданием и развитием IT-структуры нашего лицея, — подчеркнула директор лицея № 11 Валентина ПОТАТУЕВА (на фото). — Работа по созданию информационной системы велась в нескольких направлениях: повышение качества лицейского образования, внедрение современных методик электронного документооборота и работа с родителями.
В рамках программы безопасности в лицее работает очень эффективная система контроля доступа в образовательное учреждение — персонифицированная карта. Она есть у каждого ребёнка и каждого учителя в лицее.
— Мы оперативно сообщаем родителям, когда ребёнок пришёл в школу или вышел из неё, можем отслеживать посещаемость лицея. Персонифицированная карта открывает доступ в электронный журнал. В лицее даже работает система СМС-оповещения родителей об успеваемости детей. Помимо этого, их отметки можно посмотреть на специальном сайте. В этом году в холле нашего образовательного учреждения был установлен специальный терминал. Приложив к нему персонифицированную карту, как сам школьник, так и его родители могут узнать оценки, домашнее задание и даже в интерактивной форме задать вопрос любому учителю, — добавила директор лицея.
Мобильные порталы
Другой пример информатизации — электронный модуль библиотеки. В нём хранится информация обо всей учебной и художественной литературе школы. При помощи всё той же персонифицированной карты можно оперативно получить возможность выдачи книг, следить за тем, какие книги читает школьник, в какие сроки их необходимо вернуть в библиотеку. Кроме того, электронный модуль библиотеки позволяет входить в электронные базы библиотек Ростовского государственного медицинского университета, ДГТУ, ЮФУ и пользоваться методическими наработками преподавателей этих вузов и электронным каталогом.
По словам Валентины Потатуевой, в нём в электронном виде хранятся методические разработки и практические лабораторные работы наших учителей, и дети в рамках самостоятельной работы могут либо дистанционно, не выходя из дома, либо в читальном зале библиотеки воспользоваться ими.
На каждом этаже лицея установлены мобильные электронные видеопорталы. На них каждый ученик может посмотреть расписание, новости, события из жизни лицейского самоуправления — всё то, что может быть ему интересно.
Как отметила заместитель директора лицея № 14 Елена Пономарёва, в образовательном учреждении, которое она представляет, подобная карта также привязана к столовой. В лицее ведётся автоматизированный учёт питания, и родители могут следить за рационом ребёнка.
Электронная запись
Сегодня у управления образования города есть все возможности, чтобы предоставлять родителям услуги в максимально удобной для них форме. В Ростове-на-Дону давно отработаны технологии по электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения. А в настоящее время у родителей дошкольников также есть возможность в электронном виде подать заявление на зачисление ребёнка в первый класс (например, school-go.ru).
Инновации используются и в профориентации ребёнка. На сегодняшний день есть существенный спрос на инженерные специальности, поэтому инженерное мышление формируется в Ростове-на-Дону ещё с детского сада: с детьми проводятся занятия по конструированию и моделированию, ведь дошкольное образование играет огромную роль в становлении личности ребёнка.
Важный шаг в этом направлении был сделан в августе 2016 года, когда управление образования города подписало соглашение о сотрудничестве образовательных организаций донской столицы с предприятиями города.
— Идея, которую мы сегодня развиваем и к которой хотим привлечь городское сообщество и бизнес, заключается в построении технологической цепочки «детский сад — школа — университет — предприятие», — подчеркнула Виктория Чернышова.
Для этого школы города активно участвуют в создании образовательного кластера Южного федерального университета и ДГТУ. Яркий тому пример — прошедшая в осенние каникулы неделя академической мобильности, когда каждый школьник мог попробовать себя в различных направлениях, используя научный потенциал и лаборатории вуза. Работу детей сопровождали магистранты ЮФУ. Кроме того, только за прошлый год четыре тысячи старшеклассников (это практически 100%) прошли профориентационные тестирования на базе Южного федерального университета.
Сегодня в Ростове также создаются школы для одарённых детей, которые получают возможность работать в лабораториях. Такие лаборатории есть на базе некоторых образовательных учреждений города. В качестве образца будет использован опыт образовательного центра «Сириус», где этой осенью благодаря главе администрации города побывали 150 ростовских школьников.
Образовательные проекты
С использованием информационно-коммуникационных технологий реализуются различные муниципальные образовательные проекты. Подробно о них рассказал директор информационно-аналитического центра образования Ростова-на-Дону Игорь ФИЛИППОВ.
— Для взаимодействия между учителями школ, администрацией общеобразовательных учреждений города, учениками и родителями разработан проект «Школа цифровых технологий», участниками которого стали 28 общеобразовательных организаций Ростова-на-Дону, так называемый авангард инновационного образования города, которые внедрили цифровые технологии и используют их не только в процессе обучения, но и в процессе управления, — отметил он.
В рамках реализации проекта «Образование Ростова. Открытый формат» разработана и апробирована система регулярных трансляций значимых мероприятий сферы образования. В частности, в режиме онлайн проходят регулярные общегородские родительские собрания. Создано интернет-хранилище таких видеоматериалов с открытым круглосуточным доступом к ним.
Информационно-образовательный проект «Слушай только живое. Союз юных сердец» с социальным партнёром информационно-аналитического центра Ростовской областной филармонии направлен на расширение социального взаимодействия и развитие новых форм внеурочной деятельности.
— Филармония организует и проводит интернет-викторины, победители и наиболее активные участники которых получают возможность попасть за кулисы и познакомиться с музыкантами, — уточнил Виктор Филиппов.
Для формирования кадрового резерва учителей в донской столице создан сервис «Банк резюме и вакансий». Этот проект предоставляет возможность потенциальным педагогам — студентам, которые оканчивают обучение в вузе, оставить здесь своё резюме, информацию о себе и своих педагогических достижениях, а школам — максимально быстро получить необходимую информацию о педагогах, рассматривающих предложения о трудоустройстве.
Помимо этого, на сайте управления образования регулярно проводятся электронные голосования и интернет-опросы, которые позволяют наладить обратную связь с педагогической общественностью. С их помощью, кстати, выпускники 2016 года выбрали исполнителя для выступления на общегородском выпускном.
Повышение квалификации
Конечно, в условиях внедрения в практику работы педагогов инновационных технологий происходит модернизация системы повышения квалификации и их профессионального роста.
По словам заместителя начальника управления образования города — начальника отдела общего образования Маргариты РАСПЕВАЛОВОЙ (на фото), ИКТ-компетентность учителя — необходимое условие современного образования. В период наращивания материально-технической базы образовательных учреждений города, внедрения информационных технологий в организацию образовательного процесса все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации. Сейчас это можно сделать и дистанционно.
— В организации образовательного процесса сегодня используется множество современных информационных технологий, и очень важно, чтобы все они максимально работали на качество образования, — подчеркнула начальник управления образования города Виктория Чернышова.
На сайте «Образование Ростова» (centrobrrostov.ru) можно найти много полезной и интересной информации, в том числе и о реализуемых проектах в сфере информационных технологий. Здесь можно узнать о ближайших мероприятих в рамках проекта «Университетские субботы», познакомиться с образовательным кластером Южного федерального университета, записаться в муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования, посмотреть, как проходил выпускной на набережной в этом году, и почитать новости. Попасть на него можно и с помощью официального портала городской Думы и администрации города Ростова-на-Дону www.rostov-gorod.ru. «Образование Ростова» можно найти в разделе «Проекты и партнёры».
«Ростов официальный», № 47 (1146) от 16.11.2016
|