А праздник-то святой
Вот уже второй год подряд вместо привычных выходных 7 и 8 ноября красным кружком в календаре обведён четвёртый день этого месяца. Что же это за праздник такой — 4 Ноября? В списке государственных праздников он отмечен как День согласия и примирения, олицетворяющий собой «дела давно минувших дней», — освобождение Москвы Мининым и Пожарским от польских интервентов в 1612 году. Его введение год назад у многих вызвало, мягко говоря, недоумение: стоит ли праздновать событие почти четырёхсотлетней давности, свидетелей которого уже давно и в живых-то нет? Но не все знают, что дата эта не перестаёт быть почитаемой церковью на протяжении всех четырёх веков и носит название Дня народного единства. Для всех верующих он прежде всего связан с образом Казанской иконы Божьей Матери, которая не раз была помощницей русского народа в его войнах с иноземными захватчиками. Уходя на поля сражений, молились Иван Грозный, Пётр I, Александр Суворов, и именно её образ — символ единения нашей нации. По словам священника Дмитрия Соболевского, настоятеля храма, в честь Казанской иконы, провозглашение этого праздника государственным — великая радость для всех православных. Он широко отмечался на Руси до большевистского переворота, но с приходом советской власти, как и многие другие, оказался забытым для большинства мирян. Днём национального единства стала дата Великой Октябрьской революции. Но о каком единстве нации может идти речь, если эти кровавые дни положили начало братоубийственной войне? Именно поэтому столь важен сейчас факт отмены годовщины Октября и официального объявления Днём согласия и примирения праздника в честь освобождения Москвы, Дня памяти, когда не только христианин, но и любой гражданин страны чувствует себя частицей могучей державы.
4 ноября во всех церквях пройдут торжественные богослужения, а центром празднеств станет вышеупомянутый храм, носящий имя народной заступницы. Год назад на молебен перед входом в него собралось более трёх с половиной тысяч человек. После него, а также после двух крестных ходов от Свято-Иверского монастыря, все присутствующие смогли увидеть чудесное знамение — радугу на небе, которой осенью почти не бывает. В этом году в этот день архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон освятит купола строящегося храма, воздвигнутого буквально за год. Это событие, безусловно, можно считать историческим, тем более для Ростова-на-Дону, в самом центре которого до революции стоял Казанский собор.
«К сожалению, возрождение людской памяти — процесс постепенный, — говорит отец Дмитрий, — и День народного единства лишь второй праздник после Рождества, имеющий статус государственного. До сих пор в их число не попала Пасха. И несмотря на тот факт, что выпадает она всегда на воскресенье, в большинстве христианских стран она официально признана, и следующий после неё понедельник — выходной. Хочется верить, что и в России в ближайшем будущем праздник Пасхи обретёт общегосударственную значимость».
1 ноября 2006г., РО.
|