Из Церковного календаря на апрель
1. - Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование). Иконы Божьей Матери "Умиление".
6. - Предпраздненство Благовещения Пресвятой Богородицы.
7. - Благовещение Пресвятой Богородицы. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925 г.). Иконы Благовещения Божьей Матери.
Литургия святого Иоанна Златоуста. На трапезе разрешается рыба.
Благовещение Пресвятой Деве Марии - один из самых больших христианских праздников, в который, как говорили в народе, птица гнезда не вьет, девка косу не плетет. Слово "благовещение" значит "добрая, радостная весть". Весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Когда Архангел Гавриил, явившийся Ей как посланник Божий, приветствовал Ее непривычными для Ее слуха словами: "Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами", - Она смутилась по скромности своей, так как не ожидала подобных величаний в свой адрес. Ангел попытался успокоить Ее: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь сына и наречешь Ему имя Иисус".
В Ветхом Завете в пророчестве Исаии Сын Божий нарекается Еммануил, по противоречия здесь нет. Еммануил значит "С нами Бог", Иисус - Спаситель. То есть второе имя лишь усиливает смысл первого, указывая не только на соединение Бога с человеком, но и на жертвенность Его миссии.
Услышв благовестие ангела, Мария еще больше смутилась. Ведь она дала обет Богу навсегда остаться девою. Иосиф, обрученный с Ней, знал это и брал Марию не в жены, не для плотского супружеского соединения, а для чистого непорочного сожительства, для хранения Ее девства. И ангел объясняет Ей, что Ее обет не будет нарушен, так как сына она родит сверхъестественынм способом: "Дух Святый найдет на Тебя,и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. И Она дала согласие - сама, без принуждения: "Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему". Дала согласие на принесение самой дорогой, самой бесценной для Нее жертвы - собственного Сына, так как из Священного Писания знала, что удостоившаяся наивысшей чести - стать непосредственной участницей боговоплощения - испытает не только радость, но и горе, пройдет через испытания своего сына, а значит и сама примет страдания. Однако от Ее решения в тот миг зависела судьба всего человечества.
Потому и пользуется Богородица базграничной любовью христиан, потому и стоит в Церкви всегда рядом с Христом, как Его Мать, Царица неба и наша Царица.
8. - Неделя ваий (цветоносная), Вербное воскресение.
Вход Господень в Иерусалим.
Сам вход Христа в Иерусалим был символом мира. Он ехал на осленке, а осел у древних иудеев - эмблема мира. И ехал скромно, как простолюдин, а встречали Его как царя и Великого пророка. Среди встречавших было много и язычников, стекавшихся с разных мест в Иерусалим на празднование Пасхи и уже слышавших о недавнем воскрешении Лазаря и о других чудесах, совершенных Христом. "Истинно великий пророк народился на земле", - говорили они. Люди снимали с себя одежды и постилали на дорогу, по которой ехал Иисус, бросали ему под ноги пальмовые ветви. "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в Вышних!"
Казалось, свершилось все, о чем можно было только мечтать: народ признал в Нем своего повелителя и готов был возвести Его на царский престол, сделать властителем того могущественного призрачного Царства благоденствия, которым грезили иудеи. Но чужд был земной славы Христос. Печаль омрачала Его и слезы выступили на глазах, потому что видел: Его народ не рассмотрел в Нем истинного Мессию.
А люди ликовали и не скрывали своей радости. Даже дети в храме славили Бога и восклицали: "Осанна Сыну Давидову!" И никто не догадывался, что не царство земное пришел Он принять в свои руки, а принести себя на жертвенный алтарь. И никто из кричавших "Осанна!" не подозревал, что через несколько дней, поддавшись внушению фарисеев и книжников, будет кричать "Распни Его!" Знал об этом только Христос.
В этом году с Вербным воскресением совпал и еще один праздник - Собор Архангела Гавриила, который Церковь издавна постановила праздновать на следующий день после Благовещения Пречистой Деве Марии. И именно "собор", так как христиане в этот день собираются вместе славить этого ангела. Велико событие Благовещения, велика весть о приходе того, кому обязаны мы своим спасением. Велик и посланник, вестник божий.
9. - Великий Понедельник.
10. - Великий Вторник.
11. - Великая Среда.
Эти три дня Церковь посвящает воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. Все три дня совершается литургия
Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия.
40-дневный пост смирил горделивость нашего духа и теперь Церковь советует вступить в период созерцания Страстей Господних в глубоко душевном покое и тишине. Образ страждущего Христа стоит перед нами в таком неизмеримом величии, что все земное уже не может прийти на сердце, ибо нет меры сравнения Бога и человека.
12. - Великий Четверток. Воспоминания тайной вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предание Его Иудою. Вспоминается также омовение Иисусом Христом ног Его учеников, в связи с чем этот день в народе называется еще и Чистым Четвергом.
13. - Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Церковная служба в этот день посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребении. На утрени, которая служится вечером в Великий Четверг, посреди храма читаются 12 евангельских отрывков, избранных из всех четырех Евангелий. Молящиеся стоят во время чтения с горящими свечами, показывая, что слава и величие не оставили Господа и во время страданий, а с другой стороны - нашу горячую любовь к своему Спасителю.
14. - Великая Суббота. Преподобной Марии Египетской.
15. - Светлое Христово Воскресение. Пасха.
16. - Светлая седмица - сплошная (Постных дней нет). Иконы Божьей Матери "Неувядаемый Цвет".
17. - Иверской иконы Божьей Матери (переходящее празднование).
18. - Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.
20. - Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник".
22. - Антипасха. Неделя апостола Фомы.
24. - Радоница. Поминовение усопших.
"Молот", 23 марта 2001 г., NN 31-32 (22695-22696).
|