"Чаю воскресения мертвых"
Первый послепасхальный праздник (в этом году 24 апреля) называется Радоница. Вернее, это не праздник, а поминальный день. Но в отличие от всех прочих поминальных дней в нем нет скорби. Даже заупокойная утреня, которую служат в этот день в церкви, звучит в более мажорных тонах. Все время поют "Христос воскресе!" и вместо обычного "надгробного рыдания" звучит бодрое пасхальное "Аще и во гроб снизшел еси бесмертне".
Так Церковь еще раз напоминает о том, что нет смерти вечной, что придет день и востанут из гробов мертвые. Даже из пепла возродит Господь тело и введет в него душу. И предстанет воскресший перед судией неподкупным и справедливым.
" И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, - повествует в своем "Апокалипсисе" святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, - и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими. Тогда отдало море, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим".
Плохо придется тем, кто при жизни не заботился о своей душе, забывал Бога. Никакое послесмертное раскаяние уже не поможет. У усопших только одна надежда - на милость Божью и на молитвы оставшихся на земле, что вымолят они прощение у Бога и им, умершим в грехах, покроют их собственными добрыми делами. Для того и устраивает Церковь поминальные дни, для того и существует Радоница, когда священники служат панихиды по усопшим прямо на могилах.
"Молот", 13 апреля 2001 г., NN 40-41 (22704-22705).
|