Про Дон и Левбердон: история ростовского городского пляжа
Большинству ростовчан хорошо известно название Левбердон. Оно возникло относительно недавно и решительно потеснило более устаревшее название - Задонье. «Махнем на Левбердон!» - такая фраза сегодня привычно звучит в устах ростовчанина.
Кстати, по одной из географических версий, граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона, а значит - по территории Ростова. В 2009 году городская межведомственная комиссия по наименованиям общественно-значимых мест даже приняла решение об установке символического знака «Граница Европы и Азии» на площадке при южном въезде в Ростов-на-Дону. Но знак так и не был установлен, по каким-то причинам. Тем не менее, можно говорить, что по одной из версий, Левбердон - это Азия.
Определенные исторические изыскания провел известный краевед Геннадий Леонидович Беленький.
- В 1931 году газета «Молот» сообщила о высадке целой рощи на левом берегу Дона, напротив центральной части города. Тогда же здесь, возле рощи, был оборудован песчаный пляж. Все это проводилось в рамках программы «зеленого окольцевания Ростова» - с тем, чтобы город получал больше кислорода, а горожане легче переносили летний зной. В это же время были высажены большие зеленые насаждения в районе нынешнего аэропорта, поселках Чкалова и Орджоникидзе, вдоль Темерника в поселке Каменка. Деревья сажали ростовчане во время «воскресников», поскольку суббота в тридцатые годы была рабочим днем, и слово «субботник» было не в ходу. Таким образом и появились высокие деревья на левом берегу Дона, - рассказал Г.Л. Беленький.
Ростовская область находится в степной зоне, так что густая тенистая роща - это подарок. Деревья быстро выросли, левый берег превратился в нарицательное название того места, куда ростовчане отправлялись на прогулку или пикник.
До 1952 года (завершение строительства Цимлянской плотины) городской пляж каждую весну затапливался паводком. Это благоприятствовало росту канадских тополей (именно они были высажены в большинстве на левом берегу Дона). В дальнейшем паводки стали приобретать более-менее регулируемый характер, происходили значительно реже. В 60-е годы территория городского пляжа получила дальнейшее развитие.
До 1965 года (ввод в эксплуатацию Ворошиловского моста) горожане добирались на Левбердон на катерах типа ПС, которые перевозили пассажиров от причалов в створе Ворошиловского проспекта и Державинского спуска к специальным длинным мосткам, которые выходили прямо на пляж. Геннадий Леонидович хорошо помнит свой школьный коллективный поход 1963 года, когда всем классом, вместе с учительницей, перебрались с Державинского на катере на левый берег Дона и устроили пикник в тени высоких тополей, росших прямо на песке.
Когда построили Ворошиловский мост, левобережная зона стала еще доступнее. Ростовчане сюда приходили пешком, приезжали на автомобилях и мотоциклах. Прямо на пляже были возведены капитальные строения, в которых расположились администрация, медпункт, бильярдная и раздевалка. Одно за другим вдоль аллей вырастали небольшие кафе-«стекляшки», там продавали пиво и мороженое, жарили шашлык.
В газете «Молот» за июнь 1966 года есть заметка, из которой можно составить представление о городском пляже тех времен: «Сейчас, хотя купальный сезон официально еще не открыт, здесь можно встретить много отдыхающих. Работники городского пляжа приготовились к новому сезону. Отдыхающие смогут поиграть здесь в настольный теннис, бадминтон, шахматы, шашки, отдохнуть в гамаках - все это они получат в пунктах проката. Для любителей волейбола и бадминтона размечены площадки».
По территории пляжа провели водопровод и установили питьевые фонтанчики, сделанные почему-то в форме белок. Из водопровода тогда пили безбоязненно: об экологии не очень задумывались, а может, и вода была чище. На Левбердоне действовало много спортивных площадок прямо на траве или на песке, а любимой игрой отдыхающих был волейбол.
Так постепенно и образовался городской пляж (его еще называли «Ворошиловским») - крупнейший на Левбердоне. Он начинался под Ворошиловским мостом и тянулся более чем на километр в восточном направлении (далее начинались базы отдыха и пионерлагеря с закрытой территорией). В выходные дни на городской пляж приходило порядка десяти тысяч тысяч отдыхающих.
В 1988 году ростовчанин Иван Кононов написал песню под названием «Левый берег Дона». Впервые исполненная другим ростовчанином - Константином Ундровым, песня разошлась многочисленными тиражами на пластинках и кассетах, стала хитом для всей страны. Про «левый берег Дона» знали и в Калининграде, и во Владивостоке!
Слова из знаменитого шлягера «Давай-ка сядем в этот старый катерок!» у многих ростовчан до сих пор вызывают приступ ностальгии. По выходным, с самого утра, люди целыми семьями отправлялись на пристань, чтобы переправиться на Левбердон. Это был целый ритуал: горожане брали покрывала и солнечные зонтики, корзинки со снедью, и обязательно - алюминиевый бидон, который заправляли квасом из больших бочек, что стояли на углу каждого квартала, примыкающего к Дону...
В начале «девяностых», с наступлением эпохи рыночных отношений, закончился и расцвет Ворошиловского пляжа. В городском бюджете просто не находилось денег, чтобы содержать эту большую территорию. «Старый катерок» стал нерентабелен, и перестал соединять берега Дона. Поржавели, начали заваливаться причальные мостки.
И тогда власти Ростова приняли решение передать городской пляж в управление одному из коммерческих банков, в надежде привлечь сюда частный капитал. Однако эта идея оказалась несостоятельной. Ростовчане-отпускники уже начали осваивать золотые пески Антальи и Барселоны, а на выходных садились в свои авто и отправлялись отдыхать на Должанскую косу или в Анапу.
Городской пляж с каждым годом становился все менее востребованным, постепенно приходя в запустение. Образовался замкнутый круг: чтобы привлечь инвестиции в развитие территории, нужно, чтобы сюда приходили люди. А горожане не приходили сюда, потому что не было нормальных условий для отдыха. Оказалось, что и вода в Дону грязноватая, и течение слишком сильное, и ракушки на дне больно режут ноги.
Уже в «нулевых» годах пляж превратился в безлюдную зону. Парадоксально, но ростовчане предпочитали купаться в «парамоновских» родниках среди старинных развалин на правом берегу, чем приходить на левобережный песок, усеянный ракушками.
Но самое печальное, что никаких основополагающих идей для развития этой территории, находящейся в самом центре южной столицы, по сути не было. Ростов все никак не мог перешагнуть через Дон. И вот шанс наконец выпал: все левобережье получило хороший импульс для развития благодаря строительству стадиона «Ростов Арена». Всего в Ростове 45 зеленых парков и скверов. Сорок шестой появился на левом берегу Дона, возле стадиолна "Ростов Арена". Он получил название "Левобережный".
С его появлением и заканчивается история ростовского городского пляжа на левом берегу Дона.
От широкого песчаного пляжа осталась лишь узкая полоска, прилегающая к воде. Милый сердцам тысяч ростовчан старенький донской катерок из песни Константина Ундрова остается в прошлом. Левый берег Дона приобретает европейский урбанизированный облик, что, в общем, закономерно для центральной части современного российского мегаполиса.
24 ноября 2019
https://zen.yandex.ru/media/id/5d9f2abe98fe7900ad796f86/pro-don-i-levberdon-istoriia-rostovskogo-gorodskogo-pliaja-5db17ef48f011100aea1dc36
|