rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Васильев А.А.

Содержание материала

Долли утверждали в обкоме КПСС
    Уезжая из Ростова, знаменитый режиссер Анатолий Васильев пообещал, что через некоторое время на здании театра музкомедии появится табличка с надписью типа «Здесь в конце 70-х работал А.Васильев». Табличка так и не появилась. Но о провальном спектакле «Хелло, Долли» в Ростове помнят до сих пор. 

     Нужна ли нам женщина-вамп? 

     
vasilev
Фотоальбом "Наши", вид страницы (4)
В родной город Васильев вернулся в мрачном настроении. С одной стороны, триумф: Анатолий, тогда еще режиссер-стажер, поставил во МХАТе «Соло для часов с боем», где сыграли знаменитые мхатовские старики - Яншин, Андровская... Спектакль имел фантастический успех. Поговаривали, что Олег Ефремов, только-только занявший должность художественного руководителя МХАТа, предложил молодому коллеге разделить авторство. 

   С другой стороны, столица не радовала, интересных предложений не поступало. Поддавшись на уговоры актеров-земляков, Васильев решил поработать в Ростове. 

  Театр музкомедии встретил столичного режиссера с распростертыми объятиями. Мюзикл «Хелло, Долли», который Васильев предложил поставить на ростовских подмостках, продвигали, как говорится, всем табором. В те годы театр обязательно должен был согласовать репертуар с обкомом партии и областным управлением культуры. «Баядера» Имре Кальмана, к примеру, в Ростове не появлялась. Как можно на советскую сцену выпускать женщину легкого поведения? 

    «Сильва» имела право на жизнь: героиня - девушка из народа, в конце концов выходила замуж за графа, ломала то есть классовые предрассудки. 

   Долли - женщина-вамп, любительница красивых платьев, шляпок, перчаток и мужчин была из мира капиталистов. Чиновники возражали. Однако за прекрасную буржуйку хлопотали уважаемые люди - примадонны музкомедии и члены КПСС Комарова и Мишина. Комарова как раз готовила к своему 50-летнему юбилею бенефис. Блестящий мюзикл подходил к этому событию идеально. Дирижер Сергей Поспелов убеждал управленцев, что музыка в спектакле действительно отменная. Вот и по радио ее постоянно транслируют. В общем, Долли в конце концов победила. Елена Францевна Комарова стала шить роскошное розовое платье к премьере. Но Васильев, посмотрев, кто на что горазд, поставил ультиматум: «Долли будет играть Адель Ветрова! Или я отказываюсь ставить спектакль». 

    Адель как раз возвратилась в театр после декретного отпуска. 

    - Мои спектакли исчезли из репертуара. Новых ролей тоже не дали. Я была в отчаянии, - вспоминает актриса. 

   - Конечно, Васильев был прав. Адель больше всех подходила на роль Долли, - рассказывает дирижер музкомедии Сергей Поспелов. - Комарова - хорошенькая женщина с точеной фигуркой для Долли не подходила совсем. Не те вокальные данные. Мишина - героиня. Ее репертуар - Сильва, Марица... А для мюзикла нужна была «каскадная» актриса, которая могла и петь, и танцевать, и играть. Адель Ветрова это умела. 

    Грязный и беспощадный 

  Полная победа Адель не могла не вызвать зависти коллег. Артисты - люди тонкие, нервные, болезненно реагируют на чужой успех. Однако, по мнению Поспелова, никаких недовольств в театре по поводу распределения ролей не было: 

    - Какие могли быть интриги, если Васильев однозначно выбрал Ветрову? 

    Как истинный джентльмен, Сергей Петрович считает, что интриг в музкомедии вообще не существовало. Люди служили искусству. 

    А вот по версии самой «Долли», ей пришлось несладко. Во время репетиций в балетном классе кто-нибудь из артисток не раз пребольно ударял Адель по лодыжке. Как будто случайно. Словечком тоже могли задеть. 

    - Однажды Васильев, вероятно, почувствовав мою подавленность, собрал всех в зале, - вспоминает Ветрова. - Я перепугалась. Думаю, сейчас отчитывать начнет. Васильев, знаете, не церемонился в выражениях. Бывало, и матерился на репетициях. Все уселись. Молчат. Ждут жертвоприношения. Я уже готова к разносу. А Васильев, ткнув в меня пальцем, громогласно объявил: «Ветрова, вы в этом театре примадонна!» И распустил собрание. 

    Столичного режиссера, хоть и земляка, артисты музкомедии побаивались. Да и сам Васильев не скрывал своих методов: «Я в работе беспощаден» 

    - Что его раздражало? - рассказывает дирижер Поспелов. - Больше всего, я думаю, тупость. Но я не слышал, чтобы Васильев кричал на артистов. Он смотрел. И как! Еще мог сказать: «Вам сегодня на репетиции делать нечего». И артист, посрамленный, уходил. Работать Васильеву было сложно. В оперетте как привыкли? Роль учили прямо на репетициях, двигались по требованию: поди стань туда, выйди на середину сцены, отойди... Что удивительно: наши красавицы-артистки - кокетки от природы, с Анатолием не флиртовали. Наверное, чувствовали: бесполезно. А ведь актрисы часто влюбляются в талантливых людей. Здесь этого не было. Это точно. Я бы почувствовал флюиды. Васильев же одержим творчеством. И сейчас он не особо придает значения своей внешности. А тогда... Вид у Анатолия был, что греха таить, бомжеватый. В театр приходил в старой фуфайке, засаленных брюках. Да и длинные волосы подозреваю не часто мыл. 

    Автомобиль и платье с капельками 

    Раз в месяц-полтора театр был обязан выдавать по спектаклю. Васильев был в ужасе, когда ему определили срок. Пытался продлить его до полугода. Но руководство театра на уступки не пошло. Анатолий же привык работать не торопясь: он приходил на репетиции, садился, закручивал свои длинные ноги за ножки стула и думал. Десять минут, двадцать. Собравшиеся артисты терпеливо ждали. Маэстро думал, а сроки горели. И афиши уже были напечатаны. 

    - Толя в отчаянии спрашивал меня: «Сергей, ты успеваешь? Я нет. Придется гнать лошадей. Но ведь получится сумбур!» - вспоминает Поспелов. - Честно говоря, я тоже не успевал. Нот не было. Только кассеты с записями мюзикла. Оркестровки приходилось писать самому. Сжатые сроки - одна из главных причин провала спектакля. И еще бедность театра. В «Хелло, Долли» должен быть шик. Красивые костюмы, декорации. На все это денег не нашлось. 

    Изобретательный Васильев выкручивался, как мог. В одном из действий на сцену выезжал большой бутафорский автомобиль. Для зрителей это было в новинку. 

    Эпатировали зрителей и наряды Долли. Особенно платье с капельками. Адель Ветрова моделировала его сама. Капельки, обнажавшие тело, были на рукавах и даже на животе. Для того времени это было смело. 

    - Мы играли мюзикл, а пели без микрофонов, - вспоминает Ветрова. - Хотя они были. Лежали на складе. Но директор запретил их выдавать. Я не была у него в любимицах. Петь в мюзикле без микрофонов - это же кошмар! 
    Спектакль получился довольно нудным, растянутым. И действительно сумбурным. 

    Мюзикл «Хелло, Долли» шел на сцене музкомедии всего 15 раз. Потом его сняли. Декорации и костюмы растащили по другим спектаклям. 

    А Васильев уехал в Москву и вскоре прогремел своими спектаклями «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо».
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 51(262) от 17-12-2000
 
.