Вы здесь: Главная / Люди (материалы по алфавиту) / Районы города / "Театральная мастерская" на Большой Садовой
Ростов - город
Ростов - Дон !
Садовая, 27 - Дом Маргариты Черновой (сейчас реставрируется, до этого здесь был архив Ростовской области) Об удивительной красоте хозяйки слагались притчи. Ходили разговоры и о ее романе с одним из рода купцов Парамоновых, который построил для нее этот особняк. Первый этаж сдавался под аптеку и торговый дом, на втором жила сама Маргарита. По легенде, из местного подвала к реке Темерник ведет подземный ход. 26 ноября 2004г., КП.
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ Два, казалось бы, совершенно разных события сомкнулись и пересеклись 1 сентября 1921 года в Петрограде. Корни этой истории, однако, находятся в Ростове-на-Дону. Что же произошло в тот день? «Красная Газета», выходившая в Петрограде, сообщила о том, что положительно решён вопрос о переводе в Петроград существовавшего в Ростове театра «Театральная мастерская» на улице Б. Садовой. В тот же день был опубликован список расстрелянных участников так называемого таганцевского заговора. В числе расстрелянных был и Н. Гумилёв, поэт, писатель и переводчик. Приехавший из Ростова в Питер театр весьма смело дебютировал постановкой гумилёвской пьесы «Гондла», когда со дня расстрела автора минуло четыре месяца. Итак, для того, чтобы понять, что объединяет эти две истории, следует вернуться назад. В мае 1921 года, возвращаясь из Севастополя в Петроград, Гумилёв задержался в Ростове, так как уже знал от побывавшего на премьере в Ростове Ю. Анненского о том, что в театре идёт «Гондла». Гумилёв очень хотел посмотреть спектакль, но оказалось, что театр, готовясь к гастролям, уже упаковал все декорации, и показ спектакля был весьма проблематичен. Но актеры всё же нашли выход из непростой ситуации: предложили автору посмотреть отрывки из спектакля. Потом началось обсуждение. Гумилёв был в восторге. Прощаясь, он заявил, что не оставит театр в Ростове, а договорится о его переводе в Петроград. На просьбу актёров не забыть про своё обещание Гумилёв поднял руку и торжественно сказал: «Клянусь!» В то время театр «гудел» уже далеко за пределами донского края. Яркие постановки произведений В. Хлебникова, А. Ремизова, Ф. Сологуба снискали ему славу в стране. У истоков театра стоял композитор М. Гнесин, декоратором работал выдающийся донской художник М. Сарьян. ...Когда ростовчане пытаются с ходу вспомнить знаменитых земляков, им хватает пальцев на двух руках. На самом деле через наш город прошли сотни талантов. Вот строки из опубликованного дневника: «Особняк Черновых на бывшей Садовой улице, ныне улице Энгельса в Ростове-на-Дону. Двадцатый год. «Театральная мастерская» захватила особняк не без участия хозяев. Дочка их, её муж, брат мужа - все артисты театра. Старики Черновы забились в одну из комнат в глубине особняка. Зал черновского особняка, большой для богатого дома, превращен был в крошечную театральную залу. А мы, случайно выбравшиеся из юношеского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актёрами. И сами не верили этому. Быт в те дни был тяжёлый...» Эти строки принадлежат Евгению Шварцу, гениальному драматургу, по пьесам которого были сняты фильмы и поставлены «Тень», «Обыкновенное чудо», «Дракон» - это далеко не полный список созданного Шварцем. Так вот, и он, и его двоюродный брат Антон, ставший впоследствии заслуженным артистом России, начинали на подмостках ростовской «Театральной мастерской». И были ведущими актёрами театра, и играли главные роли, в том числе и в гумилёвской «Гондле». А Гумилёв своё слово сдержал. В конце июля 1921 года он вызвал в Петроград директора «Театральной мастерской» С. Горелика. В течение недели были решены все технические вопросы, театр получил статус государственного, и ему было предоставлено здание на Владимирском проспекте, 12. Вскоре, однако, петроградское начальство посчитало, что солдатам победившей революции не нужен такой театр с таким репертуаром. Он был лишён статуса государственного и переведён на самоокупаемость. Прошло немного времени, прежде чем театр, получивший признание литературной общественности, канул в Лету. Актёры разбежались по московским и питерским театрам, а истории осталось лишь хранить в памяти это культурное событие Ростова, в котором переплелись судьбы Н. Гумилёва, Е. Шварца, М. Гнесина и М. Сарьяна. У истории не бывает провалов в памяти. 15 мая 2002г., РО.
|