rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мордвинов Н.Д.

         ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК ТЕАТРА
mordvinovВыдающемуся советскому актеру Николаю Дмитриевичу Мордвинову исполнилось 105 лет. Он был народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии и лауреатом двух Государственных премий СССР: одна – за киноработы, вторая - за творческую деятельность в театре. Артист внес яркую страницу в историю донского театра, когда четыре предвоенных сезона работал в драматическом театре имени Максима Горького.
Родился Мордвинов на Волге в маленьком провинциальном городке. Пел в церковном хоре. Поехал в Москву учиться на артиста и поступил в Центральную театральную школу имени Луначарского. Но после года учебы его отчислили с формулировкой - «профессионально не пригодный». Предложили поработать …бухгалтером. Но он не пал духом и от мечты не отступил. Поступил на драматические курсы, которыми руководил Ю. А. Завадский. Юрий Александрович, угадал незаурядные способности начинающего артиста и зачислил его сразу на второй курс.
После окончания студии Мордвинов был зачислен в театр-студию на Сретенке, которым руководил Завадский. На первых порах ему приходилось не только выходить на сцену и играть, но и работать электриком. А его коллега Вера Марецкая  работала портнихой…
В 1936 г. театр-студию перевели в Ростов для постоянной работы, осваивать самую большую тогда сцену в СССР.
Этот период биографии Мордвинов начал с роли поручика Ярового в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева. Потом сыграл Петруччио в «Укрощении строптивой» Шекспира, Дон Гуана в пушкинском «Каменном госте», Карла Моора в знаменитой драме Шиллера «Разбойники» и Тиграна в одноименной пьесе ростовского автора Ф. Готьяна.
Постановку этого спектакля осуществили сам Мордвинов с коллегой Григорием Леондором  и режиссером Петром Бродским. Так что в Ростове артист дебютировал как режиссер. Художником этого спектакля был Мартирос Сарьян.
mordvinov1Николай Дмитриевич всегда оправдывал звание ведущего актера труппы - постоянно ярче всех выполнял замысел режиссера, задавал спектаклю необходимый ритм, увлекал за собой остальных исполнителей.
К работе Николай Дмитриевич  относился самозабвенно настолько, что иногда это приобретало даже комические черты. Так, например, находясь в дружеских отношениях со своей партнершей по спектаклю Ириной Вульф, вдруг стал смотреть на неё  вне репетиций с большой неприязнью. Когда она спросила, за что он на неё сердится, Мордвинов добродушно рассмеялся: «Я должен найти к вам иное отношение, иначе мы плохо сыграем».
Николай Мордвинов был депутатом Ростовского горсовета. Его доверенным лицом  стал очередной режиссер театра Владимир Молчанов, который вспоминал: «Мордвинов  блистательно сыграл Отелло, и тогдашнее руководство решило использовать его популярность. Сам же актер рассматривал свое депутатство не в «политическом контексте», а как свидетельство признания и любви горожан».
Мало кто знает, что артист постоянно вел дневник. Из него мы узнали, что ростовский период явился для Мордвинова важной вехой на его сценическом пути: «Ростов для меня, - писал актер, - был скачком. Я шагал через две ступени. Приобретал, нигде не отступая». И еще: «Уезжая из Ростова, я понял, что вышел на большую дорогу. Большая сцена не подмяла меня, а закалила. Я ушел с нее, готовый на большие дела…». Возвратившись в Москву в 1940 году, Мордвинов четверть века проработал в театре имени Моссовета. Это были годы расцвета таланта артиста, взлета его дарования.
При поступлении в студию под руководством Ю.А.Завадского на вопрос Юрия Александровича: «Зачем вы пришли в театр?» совсем юный Мордвинов ответил: «Мне хотелось бы выйти на сцену, обнять весь зрительный зал и смеяться с ним и плакать». Верность этим словам он пронес через всю жизнь.
17 марта 2006г., «Наше Время».
.