Ростов - город
Ростов - Дон !
Хорошее всегда современно Название для спектакля, который станет ее бенефисом, впрочем, как и свою роль, народная артистка России Татьяна ШКРАБАК не выбирала. Это сделал ее театр – Ростовский академический театр драмы им. М. Горького. Получилось выразительно и емко: «Королева…». Зачем Елизавете мыть посуду? - Татьяна Сергеевна, в «Королеве» - две королевы, две противоположности – Мария Стюарт и Елизавета Английская. Чем близка вам именно Елизавета, которую играете вы? - Ничего общего у нас с Елизаветой нет, хотя бы потому, что она – человек во власти. Предполагать относительно Елизаветы или какого-то другого образа, что раз я играю его, то чем-то он мне близок - неправильно. Ну чем близка мне мама шута Балакирева? Разве что фанатичной любовью к своему ребенку. Другое дело, что любую роль пытаешься приблизить как-то к себе, найти в ней хоть что-то тебе созвучное. В образе Елизаветы это (хотя, вероятно, с натяжкой) – обостренная совесть. Елизавете нелегко подписать смертный приговор Марии Стюарт, она этим мучается, она идет на это, не упиваясь властью, а ради самозащиты: либо жива Мария, но могу быть мертва я, либо мертва она, но я – жива. - В сыгранных вами образах аристократок критики всегда отмечали особую изысканность жестов, манер. Вам приходилось консультироваться у потомственных дворянок? - Это в основе своей – знания, полученные в студенческие годы на уроках сцендвижения танцев, фехтования. У нас в Саратовском театральном училище были очень хорошие учителя. А еще раньше запечатлелись в памяти «уроки» моей бабушки, польки, которая не знаю какая уж была аристократка, но сидела всегда только на краешке стула, спина – прямая, подбородок - чуть приподнят. Не высокомерно задран, а именно приподнят с сознанием собственного достоинства. - Вот так! – и Татьяна Сергеевна продемонстрировала это гордое изящество. - Один известный режиссер рассказывал, что когда его жена – актриса работает над ролью, он ощущает это даже по тому, как она моет посуду. В том смысле, что это уже не она моет посуду, а та женщина, которую жена готовится сыграть. Вас королева также наполняет и переполняет собой? Не возникает ли желания проявить активность в политике? - Боже сохрани! Конечно, работа над ролью не укладывается в часы, отведенные для репетиций, она продолжается сознательно и подспудно. Образ должен созреть. Но все это происходит параллельно с моей реальной жизнью, наполненной работой в других спектаклях, бытом, домашними хлопотами. - И вне сцены вы никогда и никого не урезонивали королевским взглядом и королевским тоном: ни автобусного хама, ни наглого торгаша? - Моя подруга – художник Наталья Пальшкова - говорит, что я в жизни очень плохая артистка, и все мои чувства сразу же отражаются на моем лице. Наверно, она права. Праздник с нарисованными комарами - По дороге на нашу встречу я заметила на каком-то столбе объявление о наборе в школу актерского мастерства. Причем утверждалось, что актерское мастерство необходимо каждому, кто хочет добиться в жизни успеха, что оно – его составляющая… - Для меня это странно. Имеется в виду сценическая речь? Да, этим каждому полезно заниматься. Но если кто-то хочет научиться изображать из себя то, чем он на самом деле не является? Когда ты – фитюлька, и у тебя пусто внутри, какого начальника из себя ни изображай - не поможет. И не поверят. - Татьяна Сергеевна, в одной из публикаций о вас рассказывалось, что День Победы – это еще и ваш семейный праздник, который вы по традиции устраиваете на природе. Однажды погода подвела, пошел дождь, и тогда, чтобы не нарушать традицию, вы вместе с вашим мужем – артистом Сергеем Власовым - решили создать «природу» в доме. Соорудили декорации, изображающие кусты, деревья, даже нарисовали на них комаров… А вообще вы с мужем часто раскрашиваете свою жизнь подобным образом? - Как правило, это происходит под Новый год: тогда уж все в доме разрисовано, украшено символами наступающего года по восточному гороскопу. Сережа наряжается Дедом Морозом, у него мешок подарков, он раздает их гостям в обмен на танец, песенку или стишок. В общем, с удовольствием впадаем в детство, веселим себя и других. Но это вовсе не потому, что мы – артисты. Это – наша натура. Хоть в 90-й, хоть в 190-й - К вам обращаются девушки, которые говорят, что ваш пример их увлек, и они тоже решили стать артистками? - Бывало. 33 буквы не выговаривает, но мечтает стоять на сцене, и чтоб – аплодисменты, цветы… - Вы были с ними строги? - Нет, но я объясняла, что в театре нужно вкалывать, как ломовая лошадь, многим жертвовать, а будет ли успех – это еще большой–пребольшой вопрос. Сейчас желание молодых стать артистами подогревают сериалы. Теперь же нет просто исполнителей главных ролей. Теперь какой канал ни включи, там – звезда, тут – звезда, всюду – звезды, и чем эти звезды окажутся завтра, никто ведь думать не хочет. - Мечтающим об актерской славе вы говорите, что эта профессия требует жертв. А чем ради нее пришлось жертвовать вам? - Театр очень часто отбирает у актрисы время, которое она могла бы провести со своим ребенком. Когда дети были маленькие и, случалось, что их болезнь требовала госпитализации, я, конечно, тоже ложилась в больницу, чтобы ухаживать за ними, быть рядом. Но вечером к больнице присылали из театра машину, которая увозила меня на спектакль. - Зато с годами жизнь нередко так разводит родителей и детей, что хорошо еще, если они встречаются по праздникам. А вы с Артемом, бывает, даже работаете в одном спектакле… - Это не потому, что я так хотела. Так сложилось, и я даже не могу сказать, счастье ли это. Это – судьба. У Артема, старшего моего сына, «театр» был чуть ли не среди первых произнесенных им слов. Младший сын, Андрей, выбрал другой путь. Он – дизайнер, замечательно рисует, у него очень интересная графика, но вот театр он не любит. - Один театральный артист говорил мне, что терпеть не может спектакли, которые надолго задерживаются в репертуаре: надоедает по сто и больше раз выходить на сцену в одном и том же образе. Вам не надоедает? - Когда спектакль интересный, нет ощущения, что играешь его в 90-й или в 190-й раз. «Бешеные деньги», «Шута Балакирева», «Идеальную пару» сколько уж играем, а чувства усталости не возникает. К тому же у меня есть правило: перед выходом на сцену обязательно пробежать глазами даже хорошо знакомый текст. И, знаете, бывает, что неожиданно какое-то слово, на котором прежде не акцентировала внимание, вдруг заставит по-новому взглянуть на свою героиню или ту ситуацию, которую мы играем. - Вот почему спектакли надо смотреть не по одному разу! Кстати, в упомянутом мной интервью вы еще говорили, что у вас – большая коллекция советских фильмов, которые вы любите пересматривать, и что из книг предпочитаете мемуары. Напрашивается вопрос: не комфортнее ли вам в прошлом? - Я имела в виду хорошие советские фильмы. Такие, как «Покровские ворота», «Формула любви», «Обыкновенное чудо». Хороший фильм всегда современен. А к мемуарам тянешься, наверно, из желания познавать человеческие характеры - это нужное в нашей профессии дело. Нет, я не живу вчерашними радостями. В той, прежней жизни было много хорошего, но и это время мне тоже очень интересно. P.S. Премьера спектакля «Королева…» состоится 21-22 ноября. Бенефис Татьяны Шкрабак в честь ее юбилея намечен на 5 декабря. 21.11.2008г., НВ.
|