rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

"Кирпичная баба" не сберегла старинный склад на Набережной

«КИРПИЧНАЯ БАБА» НЕ СБЕРЕГЛА СТАРИННЫЙ СКЛАД НА НАБЕРЕЖНОЙ

292АРТЕФАКТ ПЕРЕДАЛ РОСТОВЧАНАМ ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ РОСТОВЦЕВ XIX ВЕКА?

Как уже сообщал «Вечерний Ростов», Музею русско-армянской дружбы (площадь Свободы, 14) был передан в дар необычный экспонат: кирпич с удивительным клеймом, найденный при сносе старинного здания на улице Береговой. Ничего похожего еще не попадало в поле зрения ростовских краеведов!

Экспонат, пополнивший музейный фонд, назвали «кирпичной бабой». Кирпич и впрямь необычный: на нем крупно и выпукло изображена человеческая фигура в полный рост, в широкой одежде с национальным орнаментом. К этому рисунку явно приложил руку художественно одаренный человек. И он дошел до нас практически в первозданной форме.

Первым нашел этот кирпич экскаваторщик (вроде бы его отчество «Иванович»), сносивший здание на улице Береговой. Старинным складом владел ростовский купец Георгий Эммануилович Скараманга. В отличие от соседних складов купцов Максимова и Парамонова, строение не было включено в список памятников федерального значения и попало под снос...

Заприметив необычный кирпич, экскаваторщик, известный как Иваныч, не поленился вылезти из кабины и внимательно рассмотреть находку. Слух о найденном артефакте мгновенно распространился по Ростову. На стройку начали прибывать люди, интересующиеся реликвиями. Каждый ковш внимательно осматривали, была перелопачена вся кирпичная груда, оставшаяся от склада. Но в результате было найдено не более двух десятков редкостей. Они моментально разошлись по частным собраниям.

В среде ростовских коллекционеров появилось название «кирпичная баба» - по ассоциации с каменными бабами сарматских племен.

Несколько раритетов досталось координатору движения «Мой Фасад», ростовскому краеведу Роману Бочарникову. Один из них он решил передать в дар Музею русско-армянской дружбы, чтобы сделать реликвию доступной для всеобщего обозрения.

- Более пяти лет я собираю старинные кирпичи с клеймами, но ни разу не встречал ничего подобного! Мизерное количество артефактов и графика клейма делают их уникальными образцами строительной культуры позапрошлого века как по художественным, так и по историческим критериям, - уверен Р.А. Бочарнжов.

Наивно-архаистичная графика не должна вводить в заблуждение. Она весьма информативна и очень многое говорит глазу внимательного исследователя.

В кладке здания купца Скараманги попадались также кирпичи с клеймами «КЯИ», «К.Ш.», «МК», «АК». Первое клеймо, как известно по справочникам, ставилось на продукцию завода нахичеванского предпринимателя Карпа Яковлевича Искидарова. В ростовских газетах за 1887 год сообщается о закрытии завода К.Я. Искидарова (видимо, по причине банкротства) и распродаже оборудования. Отсюда можно сделать вывод, что «кирпичная баба» была произведена на заводе Искидарова не позднее 1887 года. Это в принципе совпадает с датой постройки склада Скараманги (70-80-е годы XIX века).

Второй вопрос: зачем потребовалось наносить на кирпич такой сложный рисунок? Чтобы получить выпуклое изображение, фигуру требовалось аккуратно вырезать на дне деревянной формы, которая заполнялась перед обжигом глиной из Кизитериновской балки.

При внимательном рассмотрении видно, что прорезь рта у фигурки сделана в обратную сторону, что делает изготовление «кирпичной бабы» еще более сложным. Не слишком ли «заморочено» для простого кирпича?

Собравшиеся на церемонию дарения краеведы предположили, что такие необычные экземпляры могли служить единицей для счета. Скажем, обозначать каждую тысячу штук кирпича с завода Искидарова.

Другое предположение: «кирпичная баба» имела сакральное значение. Это был некий оберег, который защищал склад суеверного купца Скараманги и те ценности, что хранились в нем. Тем более, что «баб» явно изготовили по спецзаказу. Подобный кирпич больше не находили ни в одном из старых зданий.

Судя по всему, персонаж изображен в этническом одеянии одной из восточных народностей. Роман Бочарников нашел приблизительное соответствие в национальном армянском костюме.

Еще глубже копнул молодой ростовский археолог Дмитрий Зенюк, разыскавший в собрании Азовского музея фрагмент керамики с женским портретом времен Золотой Орды. Он обратил внимание на схожесть черт лица: сросшиеся брови, переходящие в линию носа. Похожи и длинные серьги в ушах, и схематично изображенный плоский головной убор. Кстати, в погребениях золотоордынского периода тоже попадаются кирпичи той эпохи...

И все же гендерная принадлежность фигурки тоже трактуется неоднозначно.

- Один мой знакомый, уроженец Кавказа, увидев фигуру, сразу сказал: это джигит! Мужская осанка, правая рука сжимает рукоять кинжала, что висит на поясе... Со славянской же точки зрения фигура воспринимается как женская, - говорит Роман Бочарников.

- Рассуждения о случайном происхождении клейма не следует брать в расчет. Любой, кто хоть немного разбирается в графике или имеет опыт анализа исторических предметов, согласится с тем, что мы имеем дело с осмысленно произведенным штампом, - не сомневается археолог Дмитрий Зенюк.

В любом случае, «кирпичная баба» для вдумчивого исследователя задает больше загадок, чем дает на них ответы. Этот артефакт - бесценное свидетельство истории нашего города.

Дар приняла заведующая Музеем русско-армянской дружбы М.Ю. Соколова. А собравшиеся в музее ценители прошлого пожалели, что одно из старейших зданий Ростова, склад купца Скараманги, утрачено для города навсегда. И ему не помог даже оберег в виде «кирпичной бабы».

На снимках: краевед Роман Бочарников передает «кирпичную бабу» в дар музею. Не все кирпичи были обезличенными...
13 мая 2013г. ВР
.