rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Белоусов Михаил Прокофьевич

Как ростовчанин спас пароход из ледового плена
 
    belousovВ октябре 2001 года из Ростова должна стартовать экспедиция, которой предстоит проложить новую автотрассу Архангельск-Уэлен (Чукотка). Между тем в истории изучения и освоения русского Севера уже есть страница, вписанная нашим земляком -отважным полярным капитаном Михаилом Белоусовым.
 
    Михаил Прокофьевич мечтал о море ещё с детства. Много читал и особенно любил фантастические романы о путешествиях и подводных плаваниях. Дом, в котором прошло его детство, на­ходился вблизи ростовского порта. Мальчиком Миха­ил частенько бегал в порт послушать вернувшихся из дальних плаваний моряков.
 
    Став взрослее, он решил не просто овладеть од­ной из морских профессий, а стать полярным море­ходом. После окончания реального училища поступил на судоводительское отделение ростовского мореход­ного техникума (ныне училище имени Седова).
 
    В 1924 году Белоусов успешно сдал выпускные экзамены и получил звание штурмана дальнего пла­вания. По распределению был отправлен на Даль­ний Восток. Первое время плавал на пароходе «Ин­дигирка». Затем прошло совсем немного времени, и сбылась другая его заветная мечта: Михаила Белоусова назначили капитаном крупнейшего в то время советского ледокола «Красин» (на фото).
 
    Легендарное судно было построено для рус­ского флота за один, 1916-й, год в Англии по усовершенствованному проекту макаровского «Ер­мака». На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1918 году он был затоплен на фарватере Север­ной Двины для перекрытия пути кораблям интервен­тов в Архангельск. Вскоре, однако, был поднят и затем при уходе интервентов уведён в Англию. Лишь в 1921 году он был возвращён РСФСР. В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в честь советского дипломата, много сделавшего для возвращения замечательного судна в Россию.
 
    Сокрушая ледовые барьеры полярного бассейна, «Красин» освобождал из ледового плена дрейфо­вавшие в Арктике суда, выполнял и другие задания, связанные с проводкой морских караванов по Се­верному Ледовитому океану. За образцовое выпол­нение этих заданий Михаил Прокофьевич был награждён орденом Красной Звезды.
 
    В то время, когда вся страна следила за дрей­фом во льдах Гренландского моря ледокольного па­рохода «Георгий Седов», который более чем на 800 дней оказался в ледовом плену, Белоусов стал ка­питаном ледокола «И. Сталин».
 
    В 1939 году на выручку «Седову» была направ­лена экспедиция под командованием известного полярника Ивана Папанина. Задача заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки пробиться к «Седо­ву» и вывести его изо льдов. Ледокол, на котором экспедиция отправилась в Гренландское море, вёл Михаил Белоусов. Именно тогда впервые в истории был совершён двойной сквозной рейс в одну на­вигацию из Мурманска через Северный Ледови­тый океан и Берингов пролив в залив Провидения и обратно тем же путём. Зимой 1939-1940 года «Седов» был освобождён. При этом в начале января ледокол «Сталин» достиг рекордной широты (80°42' с. ш.) для свободного плавания полярной ночью. За выполнение правительственного задания Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза, вру­чены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
 
    Перед началом войны Михаил Прокофьевич воз­главил управление арктического флота Главсевморпути, а затем работал на Дальнем Востоке. Зимой 1944 года он руководил экспедицией, которая про­вела через пролив Лаперуза сотни транспортных кораблей.
 
    Михаил Белоусов умер в 1946 году, когда ему не было и 42 лет. В память о нём одному из ледоко­лов Советского Союза было присвоено имя «Капи­тан Белоусов».
.