rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Рядовой Владимир Этуш дрался за Ростов

Рядовой Владимир Этуш дрался за Ростов

     Владимир Этуш нынче суперпопулярен - он народный артист СССР, ректор знаменитого театрального училища имени Б. Щукина. Но еще более популярен его товарищ Саахов из «Кавказской пленницы». Фраза из фильма «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица» стала крылатой. А знаете ли вы, что в годы Великой Отечественной Владимир Этуш был среди тех, кто освобождал Ростов, Аксай и Таганрог?

       Проведав об этом малоизвестном факте в биографии замечательного артиста, я уговорила его поделиться своими воспоминаниями. И актер, который, по выражению А. Ширвиндта, не жалует журналистов, назначил мне встречу. В оговоренное время я была у него дома на Арбате.

      - Владимир Абрамович, судьба любого города слагается из судеб людей с ним связанных. Чтобы понять победу с большой буквы, нужно узнать о малых победах каждого.
         - Только мои заслуги не нужно преувеличивать. Я был обыкновенным рядовым. Хотя был молодым и юным, война навсегда стала тем пунктиром, который прочерчен в моей памяти, как, впрочем, в памяти каждого, кому довелось пережить эти годы. Сегодня, конечно, отроческое восприятие ее преломляется через призму жизненного и творческого опыта.

     Любые произведения о Великой Отечественной войне являются для меня очень болевым и волнующим материалом. Среди них выделяю кинофильмы - «Живые и мертвые» и «Двадцать лет без войны». К большому сожалению, мне самому пришлось не так часто соприкасаться с образами людей, прошедших горнило военных действий.
      ...А родных моему сердцу жителей Дона, которые в 60-й раз празднуют свой День освобождения города, поздравляю с этим событием. 

         - Что вы помните о ростовских страницах войны? 

        - Дело в том, что военные пути-дороги привели меня в самом начале войны на Донскую землю. Я служил на укрепрайоне N№70, который располагался неподалеку от г. Аксая. 

        Сначала мы проживали на дачах каких-то высокопоставленных чинов и вели довольно-таки вольготный образ жизни. Спали на кроватях. В то время это было большим шиком. Думаю, что командование это сделало преднамеренно, уж слишком юны мы были в то время, а военного опыта вообще никакого. Но все это закончилось, как только немцы прорвали фронт под Воронежем. Мне поручили руководить переправой на небольшой речушке, название которой забыл. Зато помню, что бомбили много и часто. Особенно целились по переправам. Мою разбомбили.

       Поступил новый приказ - перевозить штаб в Большой Лог. Мы и тут попали под обстрел. Запомнилось, что все это происходило недалеко от железнодорожного вокзала, на котором стоял какой-то состав. Так осколок от взрыва попал в нашу машину. На колокольне был установлен пулемет, и он очень целенаправленно нас расстреливал. В этой суматохе и неразберихе я отстал от своей части. Очень долго потом ее искал. И когда наткнулся на какую-то часть, метров за 200, понял, что это немцы... Упал в рожь и пролежал там до темноты. Кормился, как птичка, зерном. Это сейчас можно поюморить по этому поводу, а тогда...

        В общем, с горем пополам нашел своих, точнее, какую-то нашу часть. Откуда получил распределение в 581-й полк. С ним принимал участие в боях на Украине. Тогда уже действовал приказ: «Ни шагу назад!» В городе Такмак, что под Запорожьем, меня ранило. И 13 ноября 1944 года закончилось мое участие в боевых действиях. Вылечился. Приехал в Москву, закончил училище, которым сейчас руковожу, и стал работать в театре имени Е. Вахтангова. И так до сих пор. 

        - А не тянуло побывать на местах боевых сражений? 

      - В Ростове и Аксае я бывал не-однократно. Даже предпринимал попытки отыскать те дачи, на которых мы обитали. Но безрезультатно. Понял, что там опять обкомовские дачи и посторонним посещать их нежелательно... А вот под Таганрогом я нашел не только место, где проходили боевые действия, а также «свой» окоп, землянку, в которой мы укрывались. Ощущения, которые тогда испытал, не передать и... сыграть невозможно. Но рассказать необходимо, что я и делаю. Память должна жить и передаваться из поколения в поколение.  

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 7(218) от 12-02-2003
.