rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Афанасьева Е.

Ростов предстал не папой, а мамой!

Не люблю современные женские детективы. Вовсе не из-за примитивизма Донцовой, производящей, как конвейер, жвачку для ума, или плоской Устиновой. Само понятие не люблю. Не говорят же «мужской» детектив, а «женский» — говорят. Как будто характеризуя специальную литературу для домохозяек, не поднимающихся выше кастрюль. Я далека от феминизма, но такое деление по половой принадлежности автора хочешь или нет, всё же накладывает отпечаток на восприятие. Недаром Ахматова запрещала называть себя поэтессой. «Я — поэт!» — гордо говорила она.

Новый роман писателя, а не писательницы, Елены Афанасьевой «Знак змеи» не похож на стереотипную женскую литературу. Это детектив, но сей факт вовсе не «унижает» книгу до бульварщины — ведь мы же не сводим романы Умберто Эко или того же Бориса Акунина к простой загадке в сюжете...

Елена Афанасьева — выпускница факультета журналистики РГУ. Несмотря на то, что уже много лет она работает в Москве в «Новой газете», связи, хотя бы внутренней, с Ростовом не теряет, а потому новая книга — и о нашем городе тоже.

Собственно, ростовчане в этом отношении — народ избалованный. Наш город и непризнанный фильм «Ростов-папа» воспевал, и Корецкий в литературном двойнике нашей южной столицы — Тиходонске. Хотя сказать, что Ростов именно «воспевался», уж никак нельзя. Скорее, он показывался таким, каким его принято видеть — бандитским и нахальным до беспредела. Елена Афанасьева попыталась разрушить и этот стереотип. Она как будто бы возвращается в Ростов в качестве героини своей книги Лики. Смотрит на него не только с точки зрения столицы, наклонившейся к провинции, а так, как смотрит дочь на любимую, но забытую в городе детства мать: остро реагируя на новые морщины, но при этом до слёз любя. У Афанасьевой Ростов уже не папа, а, скорее, мама.

«Ах, этот продуваемый всеми ветрами южный город моей юности. Любимый до ненависти, ненавидимый до любви!.. Город с его нарочитой южной кичливостью, где всё — и краски и страсти — через край, напоказ, город этот въелся, впитался, вошёл в кожу с дымом жарящихся на набережной шашлыков и каштанов».

Вместе с героиней Афанасьевой мы не только гуляем по привычным улицам донской столицы, дышим знакомым воздухом, толчёмся на знаменитом базаре века 21-го и глотаем порой едкие замечания в свой адрес. Но ещё и оказываемся в голой степи, где только начинают строить таможню, а потом и крепость, и трём ноги о булыжники, которыми покрывали улицы уже в позапрошлом веке. Собственно, история возникновения и развития нашего города — это всего лишь фон, на котором происходят основные события по поиску двух мужей, пяти алмазов и высвобождению одного олигарха.

Наверное, впервые в современной литературе (и именно у Афанасьевой) олигарх, в котором народ, как когда-то к буржую, концентрирует накопившуюся ненависть, предстаёт положительным героем, которого хочется высвободить из тюрьмы. На такую резкую перемену ценностей и провоцирует нас автор. На фоне нынешнего гонения на Ходорковского и Лебедева, взгляд на олигарха не как на расхитителя государственной собственности, а как на удачливого бизнесмена и желанного мужчину, может, кому-то покажется вредным. Но почему бы и нет! Время диктует своих героев. Сейчас, если угодно, пусть будет олигарх. С нечистой совестью, конечно. «Но у кого она теперь чистая?» — вопрошает автор. И дальше в вопрос не углубляется, критикой системы или разоблачением государства не занимается.

Её интересует другое — истоки человека, предопределённости в его судьбе. Афанасьева в своей книге очень легко жонглирует временем и пространством. Действие происходит то в Персии XVIII века, то в Ростове — в XIX веке, то в современных Эмиратах. Расследованием в детективе по сути занимается не главная героиня, а читатель, ведь только он может по велению волшебной палочки переноситься в разные века и на далёкие континенты и понять то, что уже скрывает время. Повествование всегда ведётся от первого лица, но не всегда от одного и того же. В книге сразу несколько «я», и каждое из них написано в особенной стилистической манере, что и создаёт разнообразие. И, кроме того, характеризует Афанасьеву как мастера слова.

В День города обычно принято спрашивать, не что город сделал для тебя, а что ты сделал для своего города. Елена Афанасьева сумела популяризовать Ростов-на-Дону в количестве 50 тысяч экземпляров. Думаю, такой подарок тоже ценен.

15 сентября 2004г., РО.
.