rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Большое видится на расстоянии?

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ?

67В Москве уже неделю шумит и бурлит грандиозный проект, охвативший все выставочные пространства столицы — Первая Московская биеннале современного искусства. Помимо российских художников, в ней принимают участие актуальные экстремалы со всего мира (представлены 22 страны). Пафос события заключается в его масштабе и в том, с каким вниманием отнеслось к нему Министерство культуры России (43 млн рублей) и мэрия Москвы (специально к биеннале открыты несколько новых выставочных залов). Современное искусство, наконец, становится брендом модным и популярным не только в среде интеллектуалов, но и среди широких масс публики. На него не грех и большие деньги затратить — окупится.

В южной столице выставочных пространств с гулькин нос, но и они как-то странно используются. Не хочется чувствовать себя находящейся на отсталой евразийской окраине, но открывшаяся в музее краеведения выставка репродукций с картин Никаса Сафронова мне просто навязывает это ощущение: дескать, до чести принимать у себя картины звезды мы ещё не доросли, а компьютерные копии на холстах — просто «новые» технологии в действии. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

И это событие отражается всеми каналами телевидения и прессой. Ах, звезда современной живописи в Ростове! Про современность живописи Никаса — отдельный разговор. По репродукциям и судить о ней не хочу: глянцевый беспредел, поддержанный такими же гламурными стихами Игоря Исаева, якобы раскрывающими смысл произведений мастера. «Современное искусство» от умирающего постмодернизма в блестящей упаковке с золотыми ленточками и прочими финтифлюшками — любуйтесь. Хотя владение разнообразными живописными стилями и техниками Никасом освоено на классном ремесленном уровне, что видно и по репродукциям (учился в Москве, Голландии и Италии, иконописи в Троице-Сергиевой Лавре).

Понятно же, привезти в Ростов выставку реальных холстов художника — дело затратное (разоришься на страховке), но зачем же подобным мероприятием дискредитировать себя в глазах просвещённого зрителя? Почему же соседи из Краснодарского музея краеведения всё же нашли спонсора, чтобы целый месяц показывать авторские работы художника?

Для меня это событие — лёгкий провинциальный скандальчик. Провели бы выставку где-нибудь в маленькой галерейке — один разговор, в музее — совершенно другой. Хотя для Никаса скандал — привычная среда обитания, на которую потрачена добрая треть жизни. Скандал в нынешние попсовые времена – славное универсальное средство от забвения. В Москве ими уже никого не удивишь — надо прокладывать дорогу в провинцию.

Чтобы и там были в курсе: Сафронов пишет портреты президентов и знаменитостей, создаёт их официальные и аллегорические образы. А вы попробуйте взять простую фотографию и по ней на холсте написать, домыслив что-нибудь необычное? Такое, что и присниться может только во сне или в мистическом бреду. Не психологический портрет-характер, а портрет-характеристика: генерал Лебедь как Ермак, Горбачёв как Жанна д’Арк. Ещё интереснее переписать что-нибудь легендарное, например, лик Джоконды Леонардо с эффектом потрескавшегося холста на лице и прочее в том же духе. Модная фигура может всё. Ценность же ростовской выставки не важна, есть повод поговорить об имидже и прошлом самого художника. Может быть, он и не хотел, но весело так отомстил городу в духе «плохишизма» за изгнание.

Ведь в далёкие семидесятые Никас Сафронов некоторое время учился в художественном училище имени Грекова и был из него исключён. Сам он, впрочем, о Ростове отзывается ностальгически хорошо и зла на учителей из «грековки» не держит. Ростов всё же стал отправной точкой в столичную тусовочную жизнь. Останься художник в нашем городе, разве нашёл бы он такое количество нужных людей, с которыми научился дружить и портреты которых написал? Разве досталось бы ему в жизни такое количество прессы, выставок, скандалов, любовных историй, описанных им самим в книге «Анатомия скандала и успеха»?

Да и приглашение на «мастер-класс» от художественного училища он вряд ли бы получил, как это произошло теперь на открытии выставки. Модный, однако! Ведь живут же рядом и работают замечательные мастера, которых в училище не замечают. Зато замечают, например, в Англии. Как заметили в Бирмингеме живописную выставку Владимира Карначёва и тут же пригласили поучить студентов тамошней высшей школы искусств. Или по-прежнему большое видится на расстоянии?

7 февраля 2005г., 7С.
.