РОСТОВСКУЮ ПЛИСЕЦКУЮ ЗВАЛИ ФЕЕЙ
О том, что мемориальные доски устанавливаются в память о визитах общественных и политических деятелей, ученых и писателей или на домах героев различных войн, нет ничего удивительного. Но есть в нашем городе дом, на котором установлена не совсем обычная мемориальная доска: «Здесь проживала выдающаяся балерина Фея Ивановна Балабина (1910 - 1982)» Прохожие обращают на неё внимание, удивленно поднимают брови и идут дальше. Поняв, что они не имеют никакого представления о том, что же это была за женщина, удостоенная столь высокой чести и носившая такое волшебное имя.
Несмотря на то что Фея Ивановна, по сути, наша современница, о ее жизни сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Например, нам так и не удалось узнать, кем были родители балерины. Наверняка это были весьма необычные люди. И не только потому, что назвали девочку таким редким именем, но и потому, что дали обеим дочкам замечательное образование. Старшая, Зоя, училась в Ростовской консерватории и аккомпанировала своей младшей сестре Фее, которая, будучи школьницей, занималась в частных балетных студиях Неженской, Красовской.
Первые шаги на профессиональной сцене Балабина сделала в начале 20-х годов, став артисткой местного оперного коллектива. Как только девочке исполнилось пятнадцать, она поехала в Ленинград поступать в хореографическое училище. Но её не приняли по возрасту. Тогда Фея отправилась на вечерние курсы при училище для способных переростков. Балабина окончила полный курс обучения, рассчитанный на четыре года, досрочно.
Ее успехи были настолько значительны, что девушку сразу же пригласили ведущей балериной в ансамбль классического танца. Ансамбль исколесил полстраны, выступал в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе. В 1929 году прошёл концерт и в родном Ростове. Ростовчане тепло принимали коллектив, но более всего рукоплескали своей землячке и её партнёру Константину Сергееву. Молодые люди сдружились, вместе мечтали попасть на сцену оперного театра, но вечерних курсов было недостаточно для поступления на академическую сцену, когда они узнали, что объявлен прием в хореографический техникум, прервав гастроли, тут же рванули в Ленинград.
Выступление Балабиной привело в восторг всех экзаменаторов во главе с председателем комиссии Агриппиной Вагановой. Так Фея стала ученицей Агриппины Яковлевны. Два года напряженного труда под ее руководством сделали своё депо. В 1931 году молодая танцовщица была принята ведущей солисткой в Театр имени Кирова, где она проработала до 1956 года.
За 25 лет - а выступления не прекращались даже во время Великой Отечественной войны - она исполнила ведущие партии почти во всех балетах, которые шли на сцене театра: Китри («Дон-Кихот»), Маша («Щелкунчик»). Одиллия («Лебединое озеро»), Золушка (в одноимённом балете). «Балабина была виртуозной, блистательной танцовщицей, технических трудностей для нее не существовало, - писала кандидат искусствоведения В. Прохорова, хорошо знавшая Фею Ивановну. - Движения были точные, филигранно отточенные. Она танцевала всегда с каким-то самозабвенным увлечением и радостью. Широкие полёты, головокружительные пируэты - все сливалось в какой-то торжествующий гимн танцу».
Незаурядные способности Фея Ивановна демонстрировала не только на сцене, но и за станком, передавая свои знания и опыт студентам Ленинградского - хореографического училища имени Вагановой, где она проработала художественнымруководителем более десяти лет. Кроме балетов, Балабина поставила свыше тридцати концертных номеров. В качестве педагога-консультанта трудилась также в Болгарии и в Грузии. Заслуженный деятель искусств России Ф. И. Балабина была награждена орденами «Знак почета» и Дружбы народов, а также удостоена звания лауреата Государственной премии СССР.
В последние годы своей жизни она была художественным руководителем Ереванского хореографического училища. Весной 1982 года в Ереване в возрасте 72 лет Фея Ивановна трагически погибла в результате несчастного случая.