rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Заповеди Мастера

bondarchuk   Заповеди Мастера
    20 октября 1994 г., умер Сергей Бондарчук, выдающийся деятель искусства 

  Сергей Федорович Бондарчук. Кто он более всего - режиссер, актер, педагог?

    Прежде всего, как-то не удается применить к этой сильной, неудержимой, талантливой личности короткое, безнадежное «был». Ибо слишком многому из того, что сделано им в кинематографии, в артистической деятельности, в педагогике, не исчезнуть, не затеряться никогда.

    Конечно, более популярен во всем мире Сергей Бондарчук как режиссер-кинематографист. Однако он учился в Ростовском театральном училище, окончил актерский факультет знаменитого ВГИКа (1948 г., мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой), именно актерские дебюты в «Молодой гвардии» С. Герасимова и в «Тарасе Шевченко» А. Довженко сразу сделали его знаменитым. Почетный приз МКФ в Карловых Варах (1952 г.) молодой актер получил за исполнение роли Тараса Шевченко.

 

   Но в фильмах «Судьба человека», «Война и мир», «Отец Сергий» и других весь мир узнает его не только как актера, но и как режиссера. Лауреатом Государственных премий СССР, РСФСР, УССР он становится четырежды; уже в 1952 г. ему присвоено звание народного артиста СССР; почетные дипломы XXVI МКФ завоевал в Венеции, в Италии же ему вручают международную премию «Академии Симба»; через год он удостаивается «Жемчужного приза» (Япония) и премии американской академии киноискуства «Оскар». Да всех наград не перечесть!

 

     С 1971 года С.Ф. Бондарчук, преподаватель ВГИКа, вместе с женой, заслуженной артисткой РСФСР Ириной Константиновной Скобцевой, создает актерскую мастерскую.

 

     О себе Сергей Федорович говорил: «Я кинематографист, поэтому мне ближе язык кино, чем театра. Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

     В итало-американской ленте «Война и мир» Пьера Безухова играл Генри Фонда - красивый, стройный актер. Сергей Федорович объяснял свою концепцию образа: «Пьер - русский человек, он любил поесть, попросту - пожрать (смеясь, он усиливал и эту страсть своего героя). - Поэтому я создал образ «массивного толстяка» «в очках», на первый взгляд очень добродушного, на самом деле более сложного, чем, к примеру, изображал его американский актер. - Но я не мог лгать зрителю. Пьер таков, каким изобразил его Лев Толстой»...

 

     Популярная, талантливая актриса Наталья Андрейченко играла в чеховском фильме «Степь» «девку на возу». Роль маленькая, эпизодическая. Но как трепетно отнеслась она к образу, созданному именно великим Чеховым, подсказанному ей любимым педагогом и режиссером Бондарчуком. И роль так удалась, что актриса полюбила ее и никогда не забывала о ней в своей дальнейшей успешной актерской жизни...

 

     1974 год. Фильм «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчук снимает, находясь буквально рядом с Михаилом Шолоховым. (Думается, можно упомянуть о том, что Сергей Федорович - наш земляк. Надеемся, наши читатели об этом хорошо знают и помнят). Однако места донские, станицу Вешенскую, затем Клетскую, где снимали эпизоды фильма, Бондарчук узнавал как бы заново, слушая великого писателя.

 

     - Это мой отчий край, родной дом, - говорил Михаил Александрович. - Я уверен, что фильм должен получиться... Взгляды у нас совпадают: я хотел показать психологию солдата, его внутренний мир, мужание и закалку в суровых испытаниях войны. И Бондарчук меня понял. 

 

          Позднее Сергей Федорович писал:

 

     «...Мне вспоминается одна из многих встреч с Михаилом Александровичем у него дома в 1974 году. Она оставила глубокий след в душе каждого из нас, кто работал над фильмом «Они сражались за Родину». Разговор зашел о правде в искусстве. И Михаил Александрович задумчиво сказал, что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение - сложнее писать истину...

 

     Не чудо ли происходит, когда писатель берет цвета, и запахи, и звуки родной земли, и рождается из них нечто новое, неповторимое - и жизнь, минувшая, ушедшая, продолжается вновь. Протянешь руку к книжной полке, откроешь шолоховский томик, и закружится голова от тонких ароматов донской степи, от прозрачной, «граненой тишины утра...» Каждый кадр, отснятый прекрасным оператором Вадимом Осовым, обрел теперь особую ценность. Ведь мы снимали фильм о неизбывности, необозримости жизни, и потому главной целью было осмыслить события сурового 1942 года, показать дух воинов, истоки будущей победы, обстановку и атмосферу, в которых она зарождалась». (Издание «Шолохов», 1985 г., Москва).

 

     В этих словах - также весь Сергей Бондарчук с его глубокими мыслями и чувствами, с любовью к Шолохову, к родной донской стороне.

 

     ...1986 год. Хутор Пухляковский. На Дону празднуют 70-летие со дня рождения замечательного российского писателя Анатолия Калинина. Вместе с известными московскими актерами, писателями, журналистами на хутор одним из первых приезжает и Сергей Федорович Бондарчук. Мы вместе с тогдашними моими коллегами-музейщиками только-только завершили выставку «История хутора Пухляковского» и встречаем гостей.


Сергей Федорович Бондарчук, как-то по-особенному, по-мужски красивый, стройный, даже неожиданно худощавый (ну никак не Пьер Безухов!) заходит в музейный зал, приветливо улыбается. И глаза его, кажется, улыбаются тоже.

 

     Прошу его записать в «Книгу отзывов» свое впечатление о выставке, (подумалось - удобно ли просить о такой малости). Но он охотно усаживается за небольшим столиком, открывает «Книгу» и пишет добрые, проникновенные слова и в адрес тех, кто готовил выставку, и в адрес юбиляра, своего друга Анатолия Вениаминовича Калинина.

 

     Сергей Бондарчук откровенно радуется встрече с земляками, а на вопрос о его новом замысле, известном нам, - экранизировать «Тихий Дон» Михаила Шолохова, твердо отвечает: «Работа начата, фильм непременно состоится...»

 

     Думается, неопределенность судьбы фильма все-таки будет решена. А сегодня хочется сказать: «Пусть вечной будет добрая память о Мастере, о его гуманных заповедях. Творчество Бондарчука будет жить до тех пор, пока живо искусство».

© Еженедельная электронная версия газеты "Молот" 2004 г.

.