rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Соколов словно поселился во мне

Сергей Бондарчук:«Соколов словно поселился во мне»

За 60 лет со Дня Победы отечест­венное кино соз­дало большую кинолетопись.

          В ней - один из самых мощных по силе воздейст­вия  фильм Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека».

          В канун торжеств появилась редкая возможность побеседовать с супругой Сергея Федоровича, народной артисткой РСФСР Ириной СКОБЦЕВОЙ.

На «Мосфильме» считали, что рассказ абсолютно некинемато­графи­чен

    - Хорошо, что нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Михаила Шолохова, - сказала Ирина Константиновна. - Необходимо «встряхнуть» нынешний процесс современной литературы, он идет по какому-то лично для меня непонятному пути... Советский период, я считаю, прошел под знаком Шолохова. Обжигающие страсти его героев - драгоценнейший материал для актерских откровений.

     - А когда Бондарчук заинтересовался произведениями Шолохова?

     - Как вы знаете, Сергей учился в Ростове. И о Шолохове знал не понаслышке. А после войны Сергей писал, что «начал осмысливать образ Соколова. Вспоминалось многое из фронтовой жизни, в которой был рядовым... Рассказ Шолохова сразу же за­владел моим воображением. И Соколов словно поселился во мне...» В 1957 году Бондарчук подал заявку на съемку фильма. Для многих это было шоком: в Минкульте и на «Мосфильме» считали, что рассказ абсолютно некинемато­графи­чен. Сергею Федоровичу пришлось пройти через многие тернии. Но в желании сделать эту картину он двигался как танк. Ездил к Шолохову, советовался. То, что за спиной у Бондарчука был автор, ему сильно помогло. В итоге фильм получил много наград, в том числе и высшую в нашей стране - Ленинскую премию!

  Бондарчук сказал: «Буду снимать, как написано у Шолохова»

     - А как складывались отношения между Шолоховым и Бондарчуком?

    - Когда Сергей Федорович привез в Вешки сценарий, то Шолохов, отодвинув рукопись, сказал: «Отложим эти святцы. Ты мне лучше почитай с голоса». Это и было сделано. Шолохов сценарий одобрил, и начались съемки. Они шли в Воронежской и Ростов­ской областях. Разлив Дона снимали в Вешенской. Михаил Александрович помогал сценаристам, подолгу беседовал с режиссером, участ­вовал в утверждении актерских проб, подсказывал. Например, заметил во время разлива Дона стоящую в воде яблоньку и предложил, чтобы эти цветущие ветки зритель видел, когда Андрей произносит слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?..» Кстати, помните, как заканчива­ет­ся фильм? «Две песчинки пошли по дороге в неизвестную нам жизнь». Худсовет киносту­дии­ рекомендовал, чтобы Соколов с Ванюшкой уходили по мосту­. Красивому и современному. Чтобы был эпизод с надеждой на светлое будущее. Бондарчук во­спротивился. Сказал: «Буду снимать, как написано у Шолохова».

   - Какова была реакция писате­ля на фильм «Судьба человека»?

  - В Ростове-на-Дону, когда Сергей Федорович показал материал в первый раз, Михаил Александрович пришел, окруженный казачками. После просмотра сказал, что «под руку режиссеру нечего говорить». Поблагодарил и уехал. Готовую картину Шолохов смотрел уже без сопровождения. В зале были Сергей Герасимов с супругой и мы с Бондарчуком. Когда кончилась картина, была пауза. Очень долгая. Потом Михаил Александрович встал и выбежал из зала. Позвонил только через два часа. Сказал: «Сергей, ты меня прости. Я очень боялся рассопливиться. Сейчас пришел в себя. Спасибо тебе». И подарил ему книжку, на которой написал: «Всемогущему Сереже. Дай Боже».

  Кстати

  Множество попыток инсценировать произведения Шолохова преследовал злой рок. Писатель и сам относился негативно ко всем подобным усилиям: в начале 30-х отказался участвовать в создании постановки «Тихого Дона» на сцене МХАТа. Позже согласился, с предложением выступил Борис Ливанов, но до премьеры дело так и не дошло. В 1936-м поставить роман решил Юрий Завадский на сцене Ростовского драмтеатра. На переговоры поехал актер Михаил Лишин. Шолохов заявил, что переделывать роман не может и что более всего ему понравился спектакль Вешенского театра казачьей молодежи, а все столичные спектакли лишены колорита. Но разрешение дал. По каким причинам не сложилось, неизвестно. То же произошло в Малом театре, за инсценировку брался сам Борис Бабочкин! Были распределены и роли. Но что-то помешало. В 1964 году «Тихий Дон» начал ставить Николай Охлопков, но сначала он занемог, а потом умер... Позже смерть помешала схожему замыслу выдающегося режиссера Бориса Равенских. 

Сайт «АиФ на Дону» 2005г.

.