Ростов - город
Ростов - Дон !
Сергей Бондарчук:«Соколов словно поселился во мне» За 60 лет со Дня Победы отечественное кино создало большую кинолетопись. В ней - один из самых мощных по силе воздействия фильм Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В канун торжеств появилась редкая возможность побеседовать с супругой Сергея Федоровича, народной артисткой РСФСР Ириной СКОБЦЕВОЙ. На «Мосфильме» считали, что рассказ абсолютно некинематографичен - Хорошо, что нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Михаила Шолохова, - сказала Ирина Константиновна. - Необходимо «встряхнуть» нынешний процесс современной литературы, он идет по какому-то лично для меня непонятному пути... Советский период, я считаю, прошел под знаком Шолохова. Обжигающие страсти его героев - драгоценнейший материал для актерских откровений. - А когда Бондарчук заинтересовался произведениями Шолохова? - Как вы знаете, Сергей учился в Ростове. И о Шолохове знал не понаслышке. А после войны Сергей писал, что «начал осмысливать образ Соколова. Вспоминалось многое из фронтовой жизни, в которой был рядовым... Рассказ Шолохова сразу же завладел моим воображением. И Соколов словно поселился во мне...» В 1957 году Бондарчук подал заявку на съемку фильма. Для многих это было шоком: в Минкульте и на «Мосфильме» считали, что рассказ абсолютно некинематографичен. Сергею Федоровичу пришлось пройти через многие тернии. Но в желании сделать эту картину он двигался как танк. Ездил к Шолохову, советовался. То, что за спиной у Бондарчука был автор, ему сильно помогло. В итоге фильм получил много наград, в том числе и высшую в нашей стране - Ленинскую премию! Бондарчук сказал: «Буду снимать, как написано у Шолохова» - А как складывались отношения между Шолоховым и Бондарчуком? - Когда Сергей Федорович привез в Вешки сценарий, то Шолохов, отодвинув рукопись, сказал: «Отложим эти святцы. Ты мне лучше почитай с голоса». Это и было сделано. Шолохов сценарий одобрил, и начались съемки. Они шли в Воронежской и Ростовской областях. Разлив Дона снимали в Вешенской. Михаил Александрович помогал сценаристам, подолгу беседовал с режиссером, участвовал в утверждении актерских проб, подсказывал. Например, заметил во время разлива Дона стоящую в воде яблоньку и предложил, чтобы эти цветущие ветки зритель видел, когда Андрей произносит слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?..» Кстати, помните, как заканчивается фильм? «Две песчинки пошли по дороге в неизвестную нам жизнь». Худсовет киностудии рекомендовал, чтобы Соколов с Ванюшкой уходили по мосту. Красивому и современному. Чтобы был эпизод с надеждой на светлое будущее. Бондарчук воспротивился. Сказал: «Буду снимать, как написано у Шолохова». - Какова была реакция писателя на фильм «Судьба человека»? - В Ростове-на-Дону, когда Сергей Федорович показал материал в первый раз, Михаил Александрович пришел, окруженный казачками. После просмотра сказал, что «под руку режиссеру нечего говорить». Поблагодарил и уехал. Готовую картину Шолохов смотрел уже без сопровождения. В зале были Сергей Герасимов с супругой и мы с Бондарчуком. Когда кончилась картина, была пауза. Очень долгая. Потом Михаил Александрович встал и выбежал из зала. Позвонил только через два часа. Сказал: «Сергей, ты меня прости. Я очень боялся рассопливиться. Сейчас пришел в себя. Спасибо тебе». И подарил ему книжку, на которой написал: «Всемогущему Сереже. Дай Боже». Кстати Множество попыток инсценировать произведения Шолохова преследовал злой рок. Писатель и сам относился негативно ко всем подобным усилиям: в начале 30-х отказался участвовать в создании постановки «Тихого Дона» на сцене МХАТа. Позже согласился, с предложением выступил Борис Ливанов, но до премьеры дело так и не дошло. В 1936-м поставить роман решил Юрий Завадский на сцене Ростовского драмтеатра. На переговоры поехал актер Михаил Лишин. Шолохов заявил, что переделывать роман не может и что более всего ему понравился спектакль Вешенского театра казачьей молодежи, а все столичные спектакли лишены колорита. Но разрешение дал. По каким причинам не сложилось, неизвестно. То же произошло в Малом театре, за инсценировку брался сам Борис Бабочкин! Были распределены и роли. Но что-то помешало. В 1964 году «Тихий Дон» начал ставить Николай Охлопков, но сначала он занемог, а потом умер... Позже смерть помешала схожему замыслу выдающегося режиссера Бориса Равенских. Сайт «АиФ на Дону» 2005г. |