rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Пегас в поиске метафор на полках магазинов

            ПЕГАС В ПОИСКЕ МЕТАФОР НА ПОЛКАХ МАГАЗИНОВ
mayakovskij1     На днях, в прошлую пятницу, «телевизор» отмечал 70-летний юбилей Е.Евтушенко. По всем каналам показали импозантного мужчину в весьма экзотическом наряде, гуляющего по даче в Переделкино. Но тот же телевизор странно умолчал в субботу о другой дате и другом импозантном мужчине, которого сам Евтушенко называет одним из своих учителей. Вернее, в программе канала «Культура» был заявлен документальный фильм «Веселый год Маяковского», но наши телевизионщики перекрыли его, за ненадобностью, своим кулинарным шоу. Да, именно В.В.Маяковскому 19 июня исполнилось бы 110 лет. У нас теперь рынок. Телевизору из всех рынков знаком, похоже, лишь один — ярмарка тщеславия, а Владим Владимыч в своё время и её превратил в весёлый базар.
 
      Этот, очень неспокойный при жизни, человек продолжает будоражить общество. Кто-то цепляется за его политические странности, но они как раз неактуальны. Большинство видит в нём эстетические и человеческие качества, далекие от идеального совершенства, тем и прекрасные. И совсем мало кто вспоминает и знает, что внешняя раскрепощенность вкусов в одежде пришла к нам не с буржуазного Запада, а является частью и сутью нашей российской культуры, одолженной потом Европе. И родилась она в коллективной «Пощечине общественному вкусу» Маяковского и его друзей-футуристов. Как бы в пику европейскому дендизму — самодостаточному мужскому нарциссизму. Там, в начале ХХ века, культивировали только толику иного в традиционном мужском костюме. У нас его просто отменили.
 
 Я сошью себе черные
 штаны
 Из бархата голоса
 моего.
 Желтую кофту из
 трёх аршин заката.
 По Невскому мира,
 по лощеным полосам его,
 Профланирую шагом
 Дон-Жуана или фата.
 
     Маяковский: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор… А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое». Написано в 1922 году. Нет в богатейшем гардеробе русской литературы предмета более замечательного, чем эта блуза — «желтая кофта». С неё-то весь конструктивистский мировой авангард одежды и начался.
 
      Сам Владим Владимыч знал, на что шел: «…Я ведь могу пойти в своей черной блузе! (Перед одним из выступлений — маме). Меня швейцары не пропустят. А этой кофтой заинтересуются, опешат и пропустят. Мне обязательно нужно выступить сегодня». Швейцары и околоточные действительно реагировали на появление «желтой кофты», только правильно — не пускали. Московская полиция запретила Маяковскому показываться в ней перед публикой, забывая, что имеет дело с бывшим подпольщиком-конспиратором. Мимо пристава, поставленного у входа в Политехнический музей, поэт проходил в пиджаке. Внутри, на лестнице, получал завернутую в газету кофту из рук своего верного партизана, Корнея Чуковского, и тут же облачался в нее. В 1914 году — продал старьёвщику.
 
    Маяковский «отменил» пиджаки и сюртуки для творческих людей. Кофта считалась женской одеждой (в словаре Павленкова — «короткое женское платье»). Выше сказано: «так далеко в своих экспериментах с феминизацией внешности не заходили даже денди, носившие завитые кудри, розовые перчатки, отращивавшие длинные ногти…» Это первое признанное покушение на женскую одежду, т.е. путь к её равноправию. Кофта могла бы остаться незамеченной, не будь она растиражирована в литературной среде того времени, не стань она доспехами борца, силой и оружием поэта. Блюстители закона, критики-ретрограды, охранители традиций увидели в ней грядущее крушение всяческих устоев. Принципиально отказавшись от моды, футуристы саму идею сделали модной. Простота и демократичность внешнего облика, отсутствие специального подчеркивания различий между мужской и женской одеждой — всё это оставило глубокий след в молодёжной одежде всего прошедшего века.
 
      Кстати, поэт и дальше будоражил воображение современников своими нарядами, грешен был любовью к вещам. Вряд ли мы найдем ещё одного Пегаса, так часто летавшего с творцом в поисках метафор по полкам магазинов. И это — тема отдельного исследования для любителей творчества Маяковского.
 30 июля 2003г., «Ростов Официальный».  
.