Ростов - город
Ростов - Дон !
«Я - поэт. Этим и интересен»
Так начинает свой краткий автобиографический очерк «Я сам» Владимир Маяковский, один из самых талантливых, ярких, своеобразных советских русских поэтов.
Да и написал он свою автобиографию (год рождения - 1893, 19 июля) с присущей ему ни на кого непохожестью. Это и художественное произведение. И публицистика. И полемика. И лирика.
И так же многогранно все его поэтическое творчество. Он считал, что писать следует лишь, «если это отстоялось словом».
Многие поэмы, стихи Маяковского - это синтез эпоса и лирики. Вечная тема любви выражена в его произведениях яростно, страстно, с вулканической силой.
О творчестве поэта написаны сотни книг, целые тома, всякого рода научные (и не очень) исследования, но меньше всего о Маяковском-лирике, о его любви к Женщине, о верности знает читатель. Вот только несколько пронзительных строк, написанных еще в 1922 году.
Нeсмоют любовь
Ни ссоры,
Ни версты.
Продумана,
выверена, проверена.
Подъемля торжественно
стих строкопестрый,
Клянусь -
люблю
неизменно и верно!
«Про это», «Флейта-позвоночник», «Ко всему» и многое другое - подлинная любовная лирика Владимира Маяковского, которая подчеркивает его глубоко чувствующую натуру, его рыцарское отношение к женщине.
1929-1930-е годы. Поэт вернулся из своего длительного, уже нового зарубежного путешествия по Европе. Он побывал в Германии, Чехословакии, Франции...
В результате - творческий подъем, новые стихи, поэмы. Одна из последних - самая значительная, нечто вроде завещания - поэма «Во весь голос!».
Казалось бы, поэт признан не только читателями, но и в определенной мере литературной элитой, и «Це Ка Ка», как отмечал он сам.
Однако полемика под лозунгом «Маяковский непонятен массам» не прекращалась до последнего часа его жизни.
Он читал свою поэму на выставке «20 лет работы Маяковского», открытой 1 февраля 1930 года в Доме Федерации объединения советских писателей (позднее - Союза писателей СССР - по ул. Воровского, 50).
Поэт сам настоял на проведении выставки, ибо считал, что заслужил такого «отчета» перед потомками.
«Я требую, - говорил он, - помощи, а не возвеличения моих заслуг... Хочу показать, что я сделал»... «Ввиду моего драчливого характера на меня столько собак вешали и в стольких грехах меня обвиняли»... Эти слова он произнес незадолго до своей трагической кончины.
А причин, поводов «завершить» свою жизнь было немало. И личная трагедия - также одна из них. Хочется привести еще одно его лирическое стихотворение из цикла «Фрагменты».
Оно написано было почти одновременно с поэмой «Во весь голос!», но не было опубликовано при жизни Маяковского. Существовала и строка «Я с жизнью в расчете».
Любит? Не любит?
Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши.
Так рвут, загадав, и пускают
по маю
венчики встречных ромашек.
Пускай седины обнаруживает
стрижка и бритье,
пусть серебро годов
вызванивает
уймою,
надеюсь, верую: вовеки
не придет
ко мне позорное благоразумие.
Маяковский-лирик... Об этом и хочется вспомнить сегодня.
А в нашем родном городе Владимир Владимирович бывал не единожды. Встречался с рабочими Лензавода, в клубах с самыми разными своими читателями-ростовчанами, с писателями, с журналистами в тогдашнем Доме печати, что был на Большом (ныне - Ворошиловском) проспекте.
Воспоминания о незабываемых встречах с большим поэтом и необыкновенным человеком оставили В. Жак, А. Бусыгин, П. Кофанов, Г. Кац, А. Софронов, Б. Фателевич, С. Званцев, М. Серебрянский.
Они были опубликованы в 1940 году Ростиздатом в небольшой книжке «Маяковский в Ростове», тиражом в десять тысяч экземпляров.
И сегодня, листая ее пожелтевшие странички, невольно испытываешь глубокое волнение, зримо представляешь себе, как это было... Потому что поэт в России всегда был и остается «больше, чем поэт».
От редакции
Заканчивается реконструкция гостиницы «Южная» на Ворошиловском проспекте. Здесь еще в 60-е годы был установлен памятный барельеф с изображением В. Маяковского. В этой гостинице поэт не раз останавливался, будучи в Ростове.
Сам барельеф необычайно привлекателен: его автор, известный скульптор Ю. Могилевский, на редкость удачно воплотил здесь лицо, характер поэта.
Хочется напомнить городской администрации, областному обществу охраны памятников - барельеф снова должен занять свое место на гостиничной стене. Нельзя обеднять память ростовчан и гостей столицы Юга об истории нашего города.
18 июля 2003г., Молот.
|