rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

27 августа - День российского кино

27 августа - День российского кино

28Нельзя сказать, чтобы имя Александра Ханжонкова прежде совсем уж замалчивалось. Правда, "Большая советская энциклопедия" в 1978-м не удостоила Александра Алексеевича даже коротенькой-коротенькой, строчек в пять, статейкой.

Но вот, раскрыв "Кинословарь", выпущенный десятью годами раньше (и почти восьмикратно меньшим тиражом), мы бы нашли такую статейку и прочли, что Ханжонков - "организатор и руководитель первого крупнейшего русского кинопредприятия", а "деятельность Ханжонкова оказала положительное влияние на развитие русского дореволюционного кино". Впрочем, в "Кинословаре" есть и другие ссылки на Ханжонкова: отечественный кинематограф обязан ему многим, трудно вычеркнуть это имя из истории русского киноискусства.

Но вот о чем в прежние годы никогда, наверно, не упоминалось, так это о происхождении Ханжонкова. А был он из потомственных казачьих офицеров, наших, донских.

Пегас против Петуха

Скажете: петух коню, да еще крылатому, не соперник? Сто лет назад у россиян были на сей счет большие сомнения - у тех, кто следил за киноновостями. Дело в том, что петух был эмблемой французской кинофирмы "Пате", а Пегас - кинопредприятия Ханжонкова. Поначалу на российском кинорынке почти безраздельно царили французские кинофирмы: в их руках было и производство фильмов, и их прокат, а также производство и продажа киноаппаратуры. Кстати, и первую в России киносъемку (ею стала коронация Николая II) сделал французский оператор для фирмы знаменитых братьев Люмьер.

29Но сто лет назад ситуация стала меняться: во-первых, кроме французских, на российском рынке стали утверждаться фирмы других стран - Англии, Германии, Италии. А кроме того, заявил о себе отечественный кинематограф. Питерский фотограф Дранков в 1907-м снял хроникальный сюжет (хроника в те годы была не менее популярна, чем игровые ленты), а на следующий год - и первый русский игровой фильм - "Стенька Разин и княжна".

Ханжонков, который свою кинодеятельность начал с работы в представительстве иностранной кинофирмы, очень скоро ушел в "самостоятельное плавание". Три-четыре года - и его Пегаса уже называют главным соперником галльского петуха братьев Пате, который совсем не слабак. Циклоп, можно сказать, в перьях.

Вот интересно, а почему эмблемой Ханжонкова стал Пегас? Первая версия - потому что Ханжонков - донской казак, а что ж за казак без коня? Вторая: крылатый конь - символ стремления к вершинам искусства, а не только к пику славы и богатства. Третья версия - романтическая: конь на эмблеме возник потому, что Антонина Николаевна, любимая супруга Ханжонкова, хоть и не казачка, зато отличная наездница. Возможно, верны все три предположения: друг другу они не противоречат.

Что же до участия Антонины Николаевны в делах мужа, то оно было немалым. "Женщина властного характера, энергичная и умная, она верховодила производством, беспощадно критиковала режиссерскую и актерскую работу и даже сама поставила несколько картин", - вспоминал актер и режиссер Перестиани. Иногда она вместе с мужем сочиняла сценарий фильма, и тогда на афишах появлялся некий Анталек. Это был псевдоним супругов Ханжонковых. Анталек = Антонина + Александр…

Кстати, началом самостоятельного кинобизнеса Ханжонков был обязан супруге. Далеко не все родственники и друзья Александра Алексеевича одобрили его желание оставить службу в привилегированном казачьем полку в Москве и посвятить себя кинематографу. Но - беседа с обаятельной и энергичной Антониной Николаевной, и сомневавшиеся выделяют Ханжонкову деньги для стартового капитала…

А что же спор Пегаса с Петухом? Исторические обстоятельства мешают его объективной оценке: сначала у иностранцев были экономические привилегии, потом - первая мировая приостановила ввоз в Россию многих зарубежных лент, потом революция. Но что бесспорно: к середине 10-х годов "Ханжонков" было именем не только в России, а его кинофабрика превратилась в киноконцерн.

Спасибо за мультики

30Когда вы смотрите фильм, где кадры игрового кино соседствуют с анимацией, это вам, наверно, представляется техническим чудом наших дней. По крайней мере, последних десятилетий?.. А что, неужели?..

Да, представьте себе: опыт рисованной мультипликации продемонстрировал в 1907 году французский карикатурист Коль, который "оживил" свои рисунки. А вскоре графическая мультипликация появилась уже в научно-популярных и "игровых" фильмах, которые выпускала фабрика Ханжонкова.

Но ладно - графическая мультипликация: она пришла с Запада. А в чем Ханжонков настоящий пионер - так это в объемной мультипликации, которую еще называют кукольной. Именно он явил ее впервые миру.

Произошло это благодаря тому, что Александр Алексеевич, в отличие от ряда своих коллег, не боялся экспериментировать.

Однажды в Москву приехал господин из Вильно. Он привез с собой мало денег и, как выяснилось потом, богатую идею: этот человек - его звали Владислав Старевич - хотел снять фильм, где героями были бы не артисты, а зверушки, насекомые из проволоки, стекляшек, деревяшек и т.д. Ему нужны были пленка и киноаппарат, чтобы сделать фантазию искусством.

Старевич обошел представительства нескольких иностранных кинофирм, но нигде не поверили, что этот человек способен открыть в кинематографе новое направление. Ханжонков поверил. И не зря.

Это был не просто успех, это был триумф всюду - в России, и за границей. Фильмы Старевича одними из первых российских кинолент нашли дорогу в американский прокат, а в Европе их показ нередко сопровождался бурными аплодисментами. Одни мультфильмы (иронические, пародийные) Старевич снимал для взрослых, другие - для детей.

Объемная мультипликация - Старевич-Ханжонков… В истории мирового киноискусства - это звенья одной цепи.

Была бы Ялта вторым Голливудом

…До революции (как, в общем-то, и после) русские кинопроизводители строили свои графики так, чтобы летом отправляться на натурные съемки в Ялту. Так поступали и на кинофабрике Ханжонкова. Кинематографисты везли с собой костюмы для съемок и реквизит, детали будущих декораций, но главное - громоздкую аппаратуру, рискуя повредить ее в дороге. Киноэкспедиции с таким обозом были делом хлопотным и затратным. И однажды Ханжонкову пришла в голову мысль, что дешевле купить в Ялте участок земли и построить на нем летнюю съемочную базу. То есть, в сущности, киностудию.

Можно только удивляться оптимизму и смелости этого человека. Ведь "дешевле"- это если рассчитывать на перспективу. В стране уже пахло революционной грозой, а Ханжонков вкладывал деньги в развитие кинопроизводства…

Сергей Сафронов, крымчанин, автор книги "Александр Ханжонков - первый кинопродюсер России", считает, что Ханжонков хотел сделать Ялту вторым Голливудом. Трудно судить, удалось бы ему это или нет: в 1919-м большевики национализировали и киностудию Ханжонкова, и предприятие одного из главных его конкурентов - Ермольева, который годом раньше тоже рискнул построить в Ялте свою летнюю базу. Вместо этих двух возникла одна - Ялтинская киностудия. А Ермольев и Ханжонков вскоре уехали за границу. Ермольев, как оказалось, навсегда. Ханжонков - чтобы еще вернуться.

Что Дону Ханжонков?

…Во многом Ханжонков был кинодеятель номер один. Он показал первую русскую мультипликацию. Только на его кинофабрике был научный отдел, серьезно занимавшийся созданием учебных и научно-просветительских кинолент. Другие на такие отделы не тратились: не прибыльно. Ханжонков видел в этом миссионерский долг и не скупился. Названия этих лент могут сегодня вызвать улыбку: "Пьянство и его последствия", "Туберкулез и меры борьбы с ним", "Нервная система", "Электромагнитные колебания", "Передовые методы ведения сельского хозяйство в Дании". Так прямолинейно темы давно уже не обозначают. Хотя важны они и поныне.

Когда Ханжонков задумал снимать "Оборону Севастополя" с масштабными батальными сценами, он привлек для работы над этим игровым фильмом консультантов из военных моряков. Чтобы все было исторически достоверно.

"Оборона Севастополя" появилась в 1911 году и поразила Россию и заграницу и батальными сценами, и мастерски снятыми крупными планами.

В общем, когда в 1920-м Ханжонков уехал за границу, несколько иностранных фирм обратилось к нему с интересными деловыми предложениями. Он отвечал, что думает сейчас только о лечении - своем и супруги.

Когда-то в прошении об отставке казачий офицер Ханжонков тоже ссылался на болезнь. Потом сам же шутил, что заболел кинематографом. Но недуг его мучил, и как стало ясно с годами, нешуточный.

Рассказывали, что это было следствием его благородного поступка. По одной версии, беда случилась во время лодочной прогулки по Дону поздней осенью. Лодка накренилась, Ханжонков спрыгнул в воду, чтобы не дать ей перевернуться. Всех спас, но сам сильно простудился.

Ходила и другая история - о том как он спасал актрису, которая во время зимней киносъемки провалилась под лед.

Как там было на самом деле, но врачи диагностировали прогрессирующий полиартрит. Лечиться Ханжонкову все было некогда. И к 40 годам он передвигался на коляске…

…За границей Александр Алексеевич прожил недолго. Россия в то время как раз вспомнила о "спецах" старого режима, в стране был НЭП. Ханжонкову пообещали ответственную работу на киностудии, и он с радостью согласился. По случаю его приезда даже устроили банкет… Однако проработал Ханжонков всего полтора года. Официальная тому причина - болезнь.

…Ханжонков поселился в Ялте и дожил там до 68 лет. С. Сафронов сообщает, что получал он персональную пенсию, а до войны над ним шефствовали местные пионеры.

Его дети, сначала оставшиеся с матерью за границей, тоже вернулись в Россию. Дочь - почти сразу после смерти Антонины Николаевны - в 26-м, сын - в 56-м… Оба они так или иначе связали свою жизнь с кино: дочь была главным диспетчером на Ялтинской киностудии, сын - звукорежиссером на студии им. Горького…

А теперь о самом удивительном: хотя Александр Ханжонков, безусловно, один из наиболее выдающихся наших земляков, нет достойного его памятника ни в Аксае, где он родился, ни в Ростове, где провел детство. И не то, что достойного - никакого нет.

Не поставят так не поставят - слава Ханжонкова от этого не померкнет. Но вот донская столица, на мой взгляд, теряет из-за того, что словно не замечает такую яркую фигуру.

24.08.2007г., «Наше Время».
.