rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Сабина Шпильрейн: между Юнгом и Фрейдом

САБИНА ШПИЛЬРЕЙН: МЕЖДУ ЮНГОМ И ФРЕЙДОМ

 18История отодвинула в тень личность одной из первых женщин-психоаналитиков – Сабины Шпильрейн, чьё имя достойно стоять рядом с именами её великих учителей – Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. Исследователи чаще всего считают её лишь шизофреничкой – первой пациенткой Юнга и его любовницей, послужившей причиной разрыва отношений между Юнгом и Фрейдом. После сенсационной находки в 1977 году в подвале женевского дворца Вильсон, где раньше располагался институт психологии, неизвестной переписки между Фрейдом, Юнгом и Шпильрейн, а также дневника последней итальянский исследователь Юнга Альдо Каротенуто выпустил книгу «Тайная симметрия: Сабина Шпельрейн между Юнгом и Фрейдом».В своей книге автор встал на сторону Юнга, обвиняя Шпельрейн во всех грехах. Эта позиция оказала существенное влияние на отношение к памяти психолога. Даже её научные работы, внёсшие неоценимый вклад в развитие психоанализа и повлиявшие на взгляды её учителей, до сих пор мало изучены.

Лишь в прошлом году стал появляться интерес к этой неординарной личности. Итальянский режиссёр Роберто Фаэнца первым добился права постановки фильма «Меня зовут Сабина Шпильрейн». После этого о психоаналитике вспомнили и в родном городе Ростове-на-Дону: через 60 лет после её гибели на стене дома № 83 по улице Пушкинской, где она проживала, повесили мемориальную доску,  в это же время в городе прошла посвящённая Сабине Шпильрейн конференция психологов, призванная извлечь её имя из небытия.

Сабина Шпильрейн родилась 7 ноября  1885 года в состоятельной ростовской семье. Её отец был удачливым предпринимателем, мать – стоматологом. Супруги Шпильрейн воспитывали пятерых детей – троих сыновей, Сабину и её сестру Эмилию. По традиции богатых и образованных еврейских семей все дети  получили блестящее образование. С раннего детства Сабина одинаково хорошо владела русским, немецким, английским и французским языками.

Однако позже Сабине пришлось прервать учёбу. В 14 лет она потеряла сестру, которую любила больше всех на свете. День ото дня Сабине становилось всё хуже. Её мучили галлюцинации и ночные страхи, истерические припадки. Желая вылечить  единственную дочь, родители отправили её в одну из лучших заграничных психиатрических клиник, расположенную неподалёку от Цюриха.

В клинике девушке поставили диагноз «психотическая истерия», её лечащим врачом был назначен в то время никому не известный Карл-Густав Юнг. 19-летняя Сабина стала первой пациенткой, на которой молодой специалист опробовал психоаналитический метод Фрейда. Юнг подробно описывал ход лечения в письмах к своему учителю. По его мнению, психологическая травма, позже вытесненная в подсознание, произошла в жизни Сабины ещё в четырёхлетнем возрасте, когда на её глазах отец избил младшего брата. В дальнейшем состояние больной усугубила смерть сестры. 

Результат лечения превзошел все ожидания. За 8 месяцев Юнгу удалось  устранить симптомы болезни Сабины. Этот успех повысил его авторитет в глазах научной общественности. На практике он доказал фрейдовскую теорию истерии, в которой всегда есть «доля сексуального вытеснения, произведённого в юности». 

Но был и ещё один результат лечения, который Юнг скрыл от своего наставника: Сабина Шпильрейн полюбила его, и он ответил ей взаимностью. Три года – с 1906 по 1909 год длилась любовная связь женатого Карла Юнга с пациенткой, которая была моложе его на десять лет. Потом он решил бросить Сабину ради спасения своего брака и карьеры.

Незадолго до окончательного расставания с Сабиной, в марте 1909 года, Юнгсчёл себя обязанным открыть правду (точнее  полуправду) Фрейду. Он пишет ему о трудном разрыве любовной связи, о недостойном поведении любовницы, устроившей ему публичный скандал. Однако он не сообщил, что речь идёт о больной, которую он лечил по методу своего учителя. Именно с этого позже началось охлаждение между двумя светилами психоанализа.

В это время Сабина Шпильрейн, обвиняемая женатым мужчиной в непристойном поведении, тяжело страдала. Её дневник, который она вела в 1908–1912 гг., весь пронизан чувствами к Карлу Юнгу. В нём причудливым образом сплелись высокомерие и ощущение собственной неполноценности, сомнения в своей привлекательности, интеллектуальных и творческих способностях, мечты о ребёнке и мысли о самоубийстве. Как цельная личность, Сабина не могла довольствоваться ролью любовницы. Последняя запись в дневнике сделана 14 июля 1912 года. Она весьма лаконична: «Вышла замуж за Павла Шефтеля».

Вылечившись, Сабина занялась изучением психоанализа на медицинском факультете Цюрихского университета. В 1911 году она завершила своё образование и защитила диссертацию, посвящённую психологической подоплёке шизофрении. В том же году она прочитала в Ростове-на-Дону – впервые в истории города – лекцию по психоанализу.

Сабина стала второй женщиной-психоаналитиком, занятым серьёзными разработками, и самым известным и лучшим учеником Юнга. Она много практиковала, имеется 30 работ, написанных Шпильрейн на немецком и французском языках. Две из них – «О психологическом материале одного случая шизофрении» и «Деструкция как причина становления», причислены к выдающимся психоаналитическим сочинениям. Ссылки на них, и даже некоторые заимствования, имеются у Фрейда. Ученица Юнга считала, что сексуальные желания человека связаны с представлением о смерти, и доказывала зависимость в восприятии образов смерти и рождения.

По поводу её работ Юнг позволял себе высказываться в том духе, что в них слишком много личных переживаний и других недочётов. Возможно, в его оценке тоже много личного. Сабине же в сентябре 1911 года он посоветовал обратиться к своему учителю – Фрейду. И Сабина в самом деле обратилась к 56-летнему Зигмунду Фрейду, с которым уже два года вела переписку. Вскоре он пригласил её вступить в знаменитое фрейдовское «Общество по средам» в Вене.

Охлаждение между Юнгом и Фрейдом, начавшееся со Шпильрейн, закончилось полным разрывом личных и научных (позже возникли две разные школы психоаналитической теории Фрейда и Юнга) отношений в 1913 году. Официальным поводом послужило расхождение во взглядах на либидо. По мнению Фрейда, именно половой инстинкт служил основным двигателем поведения людей и их творческой деятельности, развития всей истории и культуры.

Прежняя привязанность Фрейда к своему ученику и другу была в некоторой степени мотивирована арийской национальностью Юнга. Фрейд, сам являвшийся евреем, боялся, что психоанализ могут заклеймить как «еврейское учение». На фоне откровенно антисемитских настроений, царивших в обществе и научных кругах, опасения Фрейда не были лишены оснований.

После разрыва с Юнгом Фрейд выпустил статью «Заметки о любовном переносе», где обрисовал историю взаимоотношений Юнга и Шпильрейн, не называя настоящих имён. В своей работе он обстоятельно доказывал, что любовь между пациенткой и врачом произошла не вследствие личностных качеств последнего, а лишь как перенос на него любовных фантазий больной.

Простить Юнгу молчания он так и не смог. В своих письмах Фрейд сожалел о том, что Шпильрейн «изводится тоской по Юнгу». Он знал: женщина до сих пор любит своего врача и учителя, все её работы посвящены только ему, и потому постоянно воздействовал на Сабину. В 1915 году он писал: «Мы с удовольствием будем встречать Вас и дальше, если Вы хотите оставаться с нами, но только тогда Вы должны научиться узнавать и наших врагов (я имею ввиду Юнга)». Несмотря на это Шпильрейн переводила работы Юнга на русский язык и пропагандировала его идеи в Советском Союзе. Фрейд же испытывал ревностные чувства и желал видеть её в качестве своего переводчика. 

В свою очередь Карл Юнг пытался перетянуть авторитетного психоаналитика на свою сторону. Бывший любовник не брезговал откровенным запугиванием, внушая Сабине страх за жизнь ребёнка, которым она была беременна в то время от мужа.

Шпельрейн ещё долгое время автономно поддерживала отношения с Фрейдом и с Юнгом, пытаясь помирить поссорившихся друзей. Во многих ситуациях она вела себя куда благороднее их, тем не менее оба лагеря (включавших последователей великих психоаналитиков) относились к ней настороженно.  

В 1923 году из-за семейных неурядиц Сабина возвратилась на Родину. Но в тридцатых годах в Советском Союзе психоанализ запретили. Тогда же в сталинских лагерях погибли все три брата Сабины Шпильрейн, талантливые и успешные учёные. Последние годы жизни ростовчанка провела без любимой работы, полностью разочарованная.

В 1942 году Сабина Шпильрейн и обе её дочери вместе с другими евреями были расстреляны нацистами в оккупированном Ростове. Психолог не верила, что представители высококультурного народа, среди которых она много лет жила и одного из которых так сильно любила, способны причинить ей вред, поэтому отказывалась покинуть город. Последний раз её с дочерьми видели 11 августа в колонне по пути к Змиевской балке. Она погибла также, как и более двух десятков тысяч других ростовчан, имевших еврейские корни.

29 января, 2003г., «Ростов Официальный»
 
    

 

  

.