rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Наш земляк Титов

НАШ ЗЕМЛЯК ТИТОВ

8027 марта исполнилось бы 70 лет со дня рождения нашего земляка, кинорежиссера Виктора ТИТОВА.

Это имя не на слуху, и многие читатели решат, пожалуй, что с творчеством Титова не знакомы. Они крепко ошибутся. Ведь Виктор Титов – это автор всенародно любимого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». А кроме того, он создатель таких лент, как «Чудо с косичками» и «Открытая книга», «Отпуск за свой счет», «Адам женится на Еве», «Каждый день доктора Калинниковой», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Кадриль», «Русский транзит», «Жизнь Клима Самгина», – и это еще не полный список его работ.

Почему же так вышло, что имя автора широко известных лент широкому кругу зрителей мало известно? Каким был Виктор Титов в жизни и на съемочной площадке? Какое место занимал в его жизни Ростов?

Об этом наш разговор с его братом – Александром Титовым, региональным директором по связям с общественностью и рекламе ростовского филиала «Альфа-Банка».

– Александр Абросимович, чем объяснить эту странную ситуацию: почему так редко слышно о Викторе Титове сейчас, да и прежде, как помнится, он был не из тех киномастеров, которые регулярно появлялись в телепередачах, на страницах всесоюзных газет и журналов?

– Однажды Николай Еременко-младший, который снялся в его картине «Восточный роман», сказал мне: «Титов – редкий режиссер, в том плане, что ему нравится не только снимать, но и монтировать, озвучивать, работать с актерами. Ведь множество других хороших режиссеров любят снимать, но не любят озвучивать, монтировать, работать с актерами, доверяя это другим людям из своей команды».

Витя всегда был в работе. Он не знал, что такое творческий кризис: завершал один фильм и тут же принимался за следующий.

Вы только представьте, в каком темпе он работал: «Жизнь Клима Самгина», снятая к 150-летию со дня рождения Горького, – это 14 серий, и каждая серия – это настоящее полноформатное кино. То есть фактически он за три года снял 14 фильмов!

Витя и по натуре был человек нетусовочный, да и времени у него не было на то, чтобы вести пространные разговоры о творческих замыслах, хотя он всегда надеялся, что снимет что-то еще – большое и хорошее. Работа была его счастьем, смыслом его жизни.

– Когда он работал над фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя», у него было предчувствие оглушительного успеха?

– С фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя» у Титова вышла история, похожая на ту, что была у Мотыля с «Белым солнцем пустыни». Он взялся за эту работу после того, как от нее отказалось несколько режиссеров. Причем довольно известных.

81Дело в том, что пьеса Брандона Томаса «Тетка Чарлея», автора 19-го века, по которой был написан первоначальный сценарий, довольно пуста. Но Витя написал свой режиссерский сценарий.

Недавно «Комсомольская правда» опубликовала десятку популярных «крылатых фраз», которые вошли в нашу жизнь благодаря экрану. Две фразы в этом списке – из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». Это: «Я – тетушка Чарлея из Бразилии, где много диких обезьян» и, конечно: «Я – старый солдат и не знаю слов любви».

Эти фразы не из пьесы. Их придумал Виктор Титов.

Армен Борисович Джигарханян сравнивал работу Вити над образами этого фильма (брат продумывал каждую интонацию, каждый поворот головы героя) с вышивкой бисером.

Но это не потому, что к этому проекту Титов относился по-особому. Он так работал всегда. От Валентина Иосифовича Гафта я слышал, что роль белогвардейского офицера, сыгранная им в фильме «Жизнь Клима Самгина», – это его самая удачная и лучшая роль в кино. Он не скрывал, что эта роль была сделана для него Титовым.

К тому времени Гафт сыграл не менее ста, наверно, ролей. Среди них были и главные, тогда, как его пребывание на экране в «Самгине» длилось всего несколько минут (это был диалог в купе поезда с Климом Самгиным о судьбах России), и, однако, такая высокая оценка.

А, возвращаясь к фильму «Здравствуйте, я ваша тетя», напомню, что то, как Титов распределил роли, было экспериментом. Тот же Гафт никогда прежде не играл такого эксцентричного героя, как дворецкий Брассет. Джигарханян в роли судьи Кригса – тоже неожиданность. Калягин к тому времени уже сыграл Ленина, был известным драматическим актером, и вдруг – комедия, и этот безработный Бабс Баберлей, он же – псевдотетушка Чарлея…

Бюджет у фильма был более чем скромный, условия, в которых он снимался, комфортными не назовешь. Работали над «Тетей» на студии в «Останкино», в третью смену. Съемки начинались в час ночи, завершались в семь утра. И так – почти три месяца. Это при том, что у каждого актера была еще работа в театре. Но никто не жаловался. Работали с удовольствием, хотя то, что фильм ожидает такой успех, никто все же не предполагал.

– Известно, что съемки комедии – дело сложное. Помню, Гурченко рассказывала в одной из телепередач, что, бывало, артисты и вся съемочная группа во время работы над какой-то комедией едва сдерживались от хохота, а зритель потом смотрел эти кадры и даже не улыбался.

Виктор Титов показывал отснятое кому-то, не занятому в работе над этой картиной?

– Брат считал, что негоже режиссеру выносить на чей-либо суд еще не завершенную работу: советчики, как в известной басне, скорее погубят работу своими замечаниями, чем подскажут что-то дельное.

Интересно, что и импровизацию актеров на съемочной площадке в отличие от многих своих коллег Титов не приветствовал. За исключением тех случаев, когда отрепетировать, детально обговорить заранее какую-то сцену означало бы ее убить.

82К примеру, в один из своих первых фильмов – «Вальс» брат пригласил начинающую Алису Фрейндлих (до этого она снялась лишь в двух эпизодических ролях, одна из которых была даже без слов).

В «Вальсе» ей предстояло сыграть женщину, проводившую на войну любимого человека. И вот она сидит в блокадном Ленинграде на кухне коммунальной квартиры и читает его первое письмо с фронта.

Обычно в таких случаях актрисам дают чистый лист, режиссер говорит: «Ну-ка, сыграй!». А тут неожиданно для Алисы Фрейндлих все вышло совсем по-другому. Она стала разворачивать перед камерой этот солдатский «треугольник» и… Это действительно было письмо, а не чистый лист.

Витя предупредил операторов:

– Как хотите, черти, извернитесь, но второго дубля не будет. Это я вам точно говорю.

И они сняли и ее слезы, и ее счастье от чтения этого письма, написанного ночью самим Виктором Титовым, который хорошо помнил, как наша мама ждала с фронта нашего отца, не веря тому, что он без вести пропал, как сам он ждал его, – и дождался.

– У Виктора Титова были любимые актеры, с которыми ему особенно нравилось работать?

– Конечно. Но также он любил открывать новые имена.

Ирина Мазуркевич, одна из ведущих питерских актрис, говорила недавно в телепередаче, что фактически ее открыл Титов, у которого она сыграла в «Чуде с косичками». Там ее заметил Александр Митта, пригласил в фильм «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». И дальше уже пошла актерская судьба.

На главную роль в «Жизни Клима Самгина» Витя пригласил не актера, а просто молодого человека, демонстрировавшего на подиуме модную одежду от Зайцева. Это был Андрей Руденский.

Брат увидел в этом тонком, сомневающемся, натянутом, как струна, юноше мятущуюся, больную душу и понял, что лучшего Самгина ему не найти. Сейчас Андрей Руденкий – довольно востребованный актер.

Илья Олейников и Юрий Стоянов впервые появились на экране в фильме Титова «Анекдоты». Тогда это были еще не популярные авторы и исполнители «Городка», а мало кому известные артисты.

Брат сказал им: «Вот я сейчас снимаю фильм «Анекдоты», но почему бы и вам не подобрать смешные истории, не экранизировать их на телевидении?».

И Олейников со Стояновым, группой единомышленников предложили ленинградскому телевидению программу «Городок». Потом эту программу приметило и российское телевидение. Так, с легкой руки Титова, зажглись две звезды и появилась полюбившаяся зрителям телепрограмма.

– В его жизни были фильмы, за которые приходилось отчаянно бороться?

– Очень много сил пришлось положить на то, чтобы пробить фильм о хирурге Калинниковой.

– Это с Ией Саввиной в главной роли?

– Да. На самом деле прототипом этого замечательного доктора был уникальный хирург Илизаров. В далеком провинциальном Кургане в довольно примитивных условиях он делал такие фантастические операции, что к нему приезжали даже из-за границы.

Сценарий этого фильма брат написал вместе с известнейшим спортсменом – чемпионом мира и Олимпийских игр по прыжкам в высоту Брумелем – бывшим пациентом Илизарова. Из-за травмы (автокатастрофа) и неудачного лечения нога Брумеля уменьшилась на 10 сантиметров. Его спас Илизаров, и это было чудо вдвойне, потому что Брумель не только стал двигаться, как прежде, до травмы, но и повторил свой мировой рекорд, прыгнув на 2 м 28 см.

На роль Илизарова пробовались Сергей Бондарчук, Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, но в итоге брат решил изменить сценарий и сделал историю про врача женщину.

И все равно в верхах, где сильно не любили Илизарова и не желали, чтобы в народе росла слава о нем, препятствовали появлению этой ленты.

Брат из-за этого очень страдал, болел. Он не мог понять, почему такая несправедливость? Как можно замалчивать тех, кем страна должна гордиться?

– О том, каким был Виктор Титов – режиссер вы знаете не только по чьим-то воспоминаниям, но и по работе в составе его съемочных групп. Он мечтал, чтобы и вашей судьбой стал кинематограф?

– Он говорил, что я интересно, иначе, чем он, вижу свет в кадре, сам кадр. Брат хотел, чтобы я стал кинооператором, и мы бы сняли фильм вместе.

На творческом конкурсе на операторский факультет ВГИКа я получил баллы, наибольшие из возможных. Это был один из самых лучших результатов. Но тем не менее во ВГИК меня не приняли, и для Вити это был удар, еще больший, чем для меня: тогда у него и случился первый инфаркт.

А я поступил в другой вуз на факультет экспертов-криминалистов, потому что там тоже учили работе с фототехникой. Брат стал приглашать меня поработать с ним в качестве фотохудожника, снимал в небольших ролях.

– Виктор Титов возвращался после того, как стал режиссером, в родной город? И, кстати, что за загадка: пишут, будто Титов родом из Степанакерта?

– Наш отец – донской казак, а мать – армянка. Витя родился в Степанакерте, потому что она в то время гостила там у родственников.

Но его детство и юность – это Ростов. Здесь он закончил 77-ю школу, здесь работал на заводе «Электроинтрумент», сюда вернулся после службы в армии.

Когда я в 1974 году поступил на работу в Ростовский областной телерадиокомитет, там еще помнили парнишку в солдатской гимнастерке и сапогах. Это был мой брат Виктор Титов, который тоже работал там когда-то (у нас с Витей разница в возрасте – 18 лет). Гимнастерку он носил не ради оригинальности, а потому что денег не было на обычный костюм: семья жила очень скромно.

Став режиссером, он приезжал в Ростов и сам, и с семьей. Его жена Светлана – известный художник по костюмам. Ее часто приглашает в свои фильмы Карен Шахназаров.

Сын Андрей – ныне один из редакторов журнала «Семь дней», дочь – тоже Светлана – закончила ВГИК по специальности «художник-мультипликатор», но работает как дизайнер. В том числе – за рубежом.

– Виктор Титов, бывало, брал сценарий, от которого отказывались другие, или включался в работу над фильмом, которую кто-то из коллег не осилил, и делал отличное кино. А работу над телесериалом «Дом надежды», которую он не успел завершить, кто-нибудь пытался продолжить?

– Да, но попытка не удалась.

– Не нашлось второго Титова?

– Возможно, успех фильмов Виктора Титова объясняется тем, что талант художника сочетался в нем с человеческими качествами: он любил актеров, любил и знал жизнь, уважал зрителя, и если брался за работу, то просто не мог делать ее вполсилы.

Вы начали с того, что имя Виктора Титова ни теперь, ни прежде не на слуху. Думаю, он из-за этого не переживал. Главное, что кино Титова смотрят и любят по-прежнему. Кстати, в следующем году фильму «Здравствуйте, я ваша тетя» исполнится уже тридцать пять лет.

20.03.2009г., НВ.
.