rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Лерхе Галина Александровна

 

По призванию души
 
Эту высокую, стройную, красивую женщину я часто встречал на смот­рах художественной самодея­тельности, регулярно прово­дившихся в Ростове. Многие годы она руководила танце­вальным кружком Ростовского университета, затем — детским балетным коллективом До­ма ученых, хореографи­ческим кружком Дома работ­ников просвещения. Имя Галины Александровны Лерхе, энту­зиаста самодеятельного твор­чества нередко можно было встретить и в программках ростовских театров в роли балетмейстера - постановщика танцевальных номеров детворы.
     Я видел почти все постав­ленные ею балетные представ­ления. И те, что шли на сце­нических площадках, и те, что были показаны по Ростовско­му телевидению. Увлеченная работой, Галина Александровна с воодушевлением говорила о своих питомцах, способных ребятах, с прилежанием овла­девавших нелегким искусством танца. Оставаясь простой, скромной, она никогда не рас­сказывала о себе. И только сравнительно недавно, уже после ее смерти, я узнал уди­вительную историю ее жизни. Оказалось, что в молодости она была знаменитой танцовщицей, таланту которой апло­дировали не только в нашей стране, но и за рубежом.
     Лерхе начала свой путь в искусство в Ростове. Школьни­цей, в первые годы Советской власти, она поступила в хо­реографическую студию Маториной, ученицей известного балетмейстера М. М. Мордкина. Не прошло и двух лет, как в Ростов приехал оперный театр, в котором балетмейсте­ром был видный постановщик и педагог Михаил Федорович Моисеев. В театр стали наби­рать молодых танцовщиков в кордебалет. Приняли и Гали­ну Лерхе. «И стали мы «артистами балета» в возрасте 15—16 лет, — пишет в своих заметках балерина. — Спаси­бо судьбе, что попали мы в настоящий театр с очень культурными и талантливыми руководителями. Я думаю, что, не преувеличивая, могу сказать, — это был блиста­тельный сезон без всяких скидок на трудное время, от­сутствие средств, материалов, пищи, топлива, но было горенье и спектакли были настоящие».
   При театре была балетная студия. Молодые артисты не только участвовали в спектак­лях, но одновременно и учи­лись. По совету прима-бале­рины К. И. Сальниковой-Моисеевой, Галина Лерхе поехала в Москву, к знаменитому Мордкину, чтобы в его школе учиться балетному искусству. Здесь она пробыла до 1924 года.
    После года работы в Ба­кинском оперном театре судь­ба привела Лерхе в Ленин­град. Здесь она продолжала учиться у крупных мастеров — А. М. Монахова, А. И. Чекрыгина, М. Ф. Романовой (матери Галины Улановой). Стала выступать с сольными номерами на эстраде. Как правило, это происходило в кинотеатрах. «Однажды в кинотеатр, где я работала, - вспоминала Лерхе, - пришел Мономахов Михаил (была в Ленинграде тогда уже про­славленная пара Спокойская и Мономахов) и предложил мне работать сним (он поссо­рился со Спокойскоии искалсебе партнершу). У меня, ко­нечно, дыхание сперло... Я начала выступать уже с парт­нером, и при том отличным... Я стала популярной эстрадной танцовщицей». Четыре года пробыла Лерхе в Ленинграде. Танцевальный дуэт Лерхе — Мономахов стал примечательным явлением Ленинградской эстрады.
   Театральный деятель, выдаю­щийся режиссер и балетмейстер Николай Михайлович Фореггер, знавший Лерхе по Ле­нинграду, ставивший для нее танцевальные миниатюры, вы­соко ценивший ее   талант, пригласил Галину   Алексаидровну вместе с Моиомаховым в Харьковский театр оперы и балета, который он возглавил в 1929 году (Харьков   тогда был столицей Украины). «Че­тыре года работы в Харькове, — вспоминала Лерхе, — »то самые счастливые годы моей творческой жизни... Это Фореггер, режиссер-новатор, талантливый и умный. Учитель с большой буквы».
   Первым балетом с ее учас­тием был поставленный Н. Фореггером «Футболист» В. Оранского. Она исполнила главную роль. «Всеобщее признание получили новые премьеры Г. Лерхе и М. Мономахов, характерные танцовщики с прек­расными внешними данными и большим сценическим тем­пераментом», — писала местная газета. А вот отзыв о танцовщице, выступившей в цент­ральной роли в балете «Ференджи» Б. Яновского, приве­денный в книге «Харьковский театр» оперы и балета»: «В атом балете раскрылась арти­стическая одаренность Г. Лер­хе. Образ баядерки Индоры... одна из самых лучших работ способной артистки,   которая показала целую гамму пережи­ваний своей героини». Кроме исполнения ведущих партий в ряде балетных спектаклей — «Ференджи», «Дон Кихоте», «Эсмеральде» и других, ар­тистка не прекращала и своих выступлений на эстраде с танцевальными концертными программами. Удавались ей и народные танцы.
    В 1934 году столицей Укра­ины становится Киев, и Лер­хе переходит в Киевский те­атр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Здесь она од­новременно с балетными спек­таклями подготовила творче­ский вечер камерного танца. Его программа, рассчитанная на два отделения, состояла из игровых этюдов, которые в своей совокупности дали ар­тистке возможность нарисо­вать яркий образ молодой современницы. Этот вечер камерного танца был вначале по­казан в Киеве, затем повторен в Харькове, а также в Моск­ве, где он проходил в помещении Камерного театра. Ус­пех был огромный. О нем написано много добрых слов. В статье «Мастер хореографи­ческой миниатюры. Вечер Га­лины Лерхе», помещенный в киевской газете «Пролетар­ская правда» (11 апреля 1934 г.), ее автор М. Шелюбский писал, что танцовщица «гово­рит языком движений так же заражающе и увлекательно, как драматический актер словом, певец – звуком, живописец – цветом… В небольших хореографических этюдах Лерхе много талантливых и раз­нообразных , находок, много жизнерадостности и задора, свойственных юности». Писа­тель И. Бабель, посмотрев танцы Г. Лерхе, был восхи­щен талантом молодой танцовщицы и сказал, что они «в стиле Айседоры Дункан», ко­торую он знал.
    В 1935 году Лерхе с труппой советских танцоров участво­вала в Международном фести­вале танца в Лондоне. Здесь она вместе с сильнейшими украинскими танцорами блесну­ла в исполнении гопака. Об огромном успехе на этом фе­стивале рассказала в «Извес­тиях» Викторина Кригер. Теп­ло написал об этом советский посол в Великобритании И. М. Майский.
    В этом же году Лерхе была переведена в Москву, став солисткой балета Большого те­атра. Дебютировала она на этой прославленной сцене в танце басков в балете «Пла­мя Парижа» Б. Асафьева. По словам видевшей этот спек­такль музыкального критика Г. Троицкой, Лерхе «танцева­ла огненно, с большим темпераментом» (Из письма к ав­тору этих строк). Затем вы­ступила в балете «Спящая красавица». Игравшая снейвэтом спектакле Ольга Лепешинская сообщила мне, что помнит Лерхе в роли феи Карабос, что «роль была ею сде­лана превосходно». И добав­ляет: «Она пользовалась боль­шим успехом и была хорошим товарищем».
    Я обратился к одному из постановщиков «Спящей кра­савицы», в чьей редакции шел этот балет — известному тан­цовщику   и   балетмейстеру) А. М. Мессереру с просьбой поделиться своими воспоми­наниями о Г. А. Лерхе. Он прислал большое письмо, под­робно рассказал о работе над спектаклем. «Вспоминая Гали­ну Александровну Лерхе, — писал он, — у меня осталось о ней впечатление, как об од­ной из талантливых танцовщиц характерного плана балета Большого театра». Говоря о Лерхе в роли феи Карабос, А Мессерер пишет: «Она за­мечательно ярко   исполнила эту партию и произвела на постановщиков, да и на весь коллектив балета сильное, не­изгладимое впечатление. О ней заговорили, как о выдающейся актрисе».
   В Большом театре Лерхе ус­пела выступить и в роли второй жены в «Бахчисарайском фонтане». И в Москве она не прекращала деятель­ности эстрадной танцовщицы. Среди других эстрадных но­меров этого времени выделя­ется танец, посвященный сов­ременной испанской   женщине.
    В 1937 году судьба Галины Александровны Лерхе круто изменилась. Только в 1949 го­ду она возвращается в Рос­тов, в котором двадцать лет отдала детской художествен­ной самодеятельности. Из пос­тавленных ею с детьми и для детей балетных спектаклей назовем хореографические миниатюры «Любимые сказки»: «Гадкий утенок», «Пастушка и трубочист», «Когда все усну­ли» и другие.
   Галина Александровна бы­ла добрым, душевным чело­веком, любила людей. До кон­ца жизни она оставалась влюбленной в театр, в искусство, которому верно послужила на своем веку.
 
 
.