rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Тростянецкий Г.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

27Вы когда-нибудь задумывались, почему в Ростове есть улица имени К.С. Станиславского, никогда в нашем городе не бывавшего? Нет же улиц с таким названием ни на Волге, ни в Черноземье, и нигде больше на юге страны. Я задумалась и вспомнила ответ – анекдот, когда-то, в 70-е годы, расхожий в театральной среде. Потому что на этой улице, по разные её стороны, почти окно в окно, жили (в районе Старого базара) два героя современного российского театра — Анатолий Васильев и Геннадий Тростянецкий. Оба лидеры и апологеты той самой системы, которую придумал Константин Сергеевич. Оба известнейшие театральные режиссёры, уже вошедшие в историю современного театра своими замечательными постановками.

Ровно год назад Тростянецкий приезжал в Ростов на юбилейную встречу друзей-архитекторов (по первому образованию он архитектор), «Седьмая столица» писала тогда и об этом событии, и о театральных успехах нашего земляка.

И вот он снова приехал из Петербурга. Приехал в 6 часов утра, разрушая последний мой сон. Но на три следующих дня я погрузилась в другой сон – его великолепных театрализованных воспоминаний, рассуждений. В этом году Гешу занимают проблемы поэтики Бомарше и загадки творчества Достоевского, Гоголя. Ух, дух перехватило от его открытий. Но с вами хочу поделиться его рассказами о прошедшем театральном сезоне:

— У меня в Ростове похоронены папа и мама, и я раз в году приезжаю на их могилы. И невольно этот город всегда заставляет вспомнить, как прошёл год. Сезон начался с постановки спектакля «Призрак любви» (по комедии Кальдерона «Дама-невидимка») в Таллиннском русском театре драмы. В пьесе много тайны, бездна юмора, есть интересное инфернальное пространство. Получился очень живой спектакль, над которым мы с актёрами работали с большим удовольствием.

Затем я вернулся в Питер и стал готовиться к очень важному проекту. Около года назад мне предложили в Красноярске к юбилею В.П. Астафьева поставить спектакль по одному из его произведений. Я обратился к известному драматургу — Нине Садур — написать пьесу. Она ответила буквально следующее: «Я сочту за честь работать над материалом по Астафьеву». И обратилась к роману «Проклятые и убитые» и повести «Весёлые солдаты», в результате была написана замечательная пьеса. В феврале я отправился в Красноярск и начал работу, принёсшую много радости всей творческой группе.

В основе — несколько эпизодов романа. Один из них написан Астафьевым на основе реального факта. 1942 год, под Новосибирском формируется стрелковая сибирская дивизия. Ребята-призывники живут в ужасающих условиях холода-голода. И двое несмышлёных ребят — братья-близнецы Снегирёвы — сбегают к мамке попить молока. А тут начались показательные расстрелы, чтоб дисциплину в рядах неповадно было нарушать. И этих ребят расстреляли.

Нина Садур очень здорово подхватила тему Астафьева: в спектакле возникает вопрос – кто есть наш враг? Астафьев совершенно определённо отвечает: наш враг — мы сами. Прежде всего, наш враг не по ту сторону фронта, а по эту. Очень резкий ответ!..

Дальше было много поездок. В 1999 году я набрал в театральной академии Петербурга актёрско-режиссёрский курс. Актёры выпустились год назад (они учатся 4 года). Режиссёры защищали дипломы в этом году. Они ставили дипломные спектакли в Вильнюсе, Риге, Саратове, Нюрнберге (Германия), Тель-Авиве и т.д. География была обширная. И они уже есть какое-то новое поколение театральных деятелей.

Понятие «учитель-ученик» довольно условное. Помню, когда у Тарковского спросили: «Кто ваши учителя?» — он назвал Толстого, Достоевского. Мне было как-то странно и обидно это слышать. Он ведь не упомянул своего непосредственного учителя во ВГИКе М.И. Ромма. Но, в конце концов, это было право Тарковского. Он просто тогда размышлял в другой системе координат. Нынешняя ростовская знаменитость – К. Серебренников — у кого учился? Кто показал ему путь, по которому он пошёл? Прямых учителей ведь нет. Наше дело практическое…

В конце мая раздался звонок из Польши. Мой бывший ученик – актёр Бартош Копеч — предложил постановку в его родном городе Ченстохове. Год назад он и Агнеша Шипюльска делали в академии дипломный спектакль по Достоевскому «Белые ночи». Получили пятёрку. Вот Бартош захотел его перенести на сцену их театра им. Мицкевича. И я отправился на две недели в Польшу. Это тоже были две недели своеобразного праздника, пока мы репетировали и показали 4 спектакля. В самом этом городе ровно четыре полных белых ночи. И после последнего спектакля нам сказали, что мы увеличили количество «белых ночей» в этом городке.

Кроме того, у нашей семьи большое событие. Дочка, Ариша, закончила Вагановское хореографическое училище, и её пригласил к себе в школу в Швейцарии Морис Бежар.

Вот такими событиями был наполнен год. За каждым из них стоят встречи с большим количеством замечательных талантливых людей. Я всё больше и больше ценю именно это…

Тростянецкий в Ростов приезжает только в гости к старым друзьям. Но никак не на работу в театры. Как обидно! Неужели жители Красноярска более заслуживают, чтобы он поставил спектакли у них в городе? Кстати, улицы Станиславского там тоже нет. И не рождаются там знаменитые в театре люди. У нас же постоянно. Только всегда уезжают за ненадобностью малой родине.

9 июля 2004г., 7С.
.