rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Юрьева И.Д.

Содержание материала

Изабелла Юрьева (1899-2000)

35Изабелла Даниловна Юрьева - выдающаяся русская эстрадная певица, родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 году (в паспорте - 1902). Ее отец был мастером по театральным шляпам, мать работала пастижером в ростовском театре. Изабелла была пятым, самым младшим ребенком в семье.     Дебют Юрьевой состоялся в конце 1910-х годов в Ростове-на Дону и принес ей успех. Ободренная этим, Юрьева отправилась в Петроград - на прослушивание к опытному эстрадному пианисту Таскину (аккомпаниатору Вяльцевой).     В восемнадцать лет Юрьева впервые вышла на сценическую площадку как профессиональная певица и сразу же стала любимой, популярной и знаменитой. В ее репертуаре были цыганские и русские песни и романсы. Но уже к концу 20-х годов начались гонения на "цыганщину", заставившие Юрьеву прекратила выступления.     Творческий перерыв продолжался семь лет. В это время она с мужем отправилась во Францию. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, ей предлагали сказочные контракты, даже пригласили сняться в фильме. Но Изабелла Юрьева не смогла жить во Франции, сказала, что не может без России. И они вернулись.      36В 1938 году она впервые записалась на пластинку. А уже к началу 40-х годов Юрьеву начали травить в печати. Даже популярный композитор Дунаевский требовал "осоветить" репертуар певицы. Ей запрещали выступать или заставляли менять текст классических романсов.      С началом Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые концертные бригады, в состав которых вошла и Юрьева. Она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни.      Но летом 1946 года в газетах были опубликованы сразу три постановления, последнее из которых содержало критику песен Богословского и Фатьянова, признанных "порочными и идейно непригодными". Это был сигнал к очередной компании борьбы с "легким жанром". Певица отказалась петь рекомендуемые идеологами песни.       В апреле 1964 года в ленинградском театре эстрады Изабелла Юрьева дала свой последний концерт. Она ушла со сцены в расцвете творческой славы.     Звание народной артистки России она получила лишь в 1992 году. В сентябре 1999 года в Государственном концертном зале "Россия" на праздновании своего 100-летнего юбилея она была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.        Умерла Изабелла Юрьева 20 января 2000 года.

 

Ее сердце принадлежало Ростову

Вчера утром (20.01.2000) ушла из жизни одна из самых знаменитых ростовчанок ХХ века – певица Изабелла ЮРЬЕВА.

37Репертуар ее был обширен: она пела песни советских композиторов, народные, романсы. Но, как свидетельствуют те, кто знал ее, предпочитала остаться в народной памяти исполнительницей цыганских романсов.

В прошлом году Изабелла Юрьева отметила свой 100 – летний юбилей. До последнего времени она обладала превосходной памятью, что подтверждают ростовчане, которым посчастливилось с ней встречаться. Хотя большую часть жизни Изабелла Даниловна провела в Москве, она всегда говорила, что сердце ее принадлежит Ростову и что она не может вспоминать этот город без слез.                                                                             

 Изабеллу Юрьеву еще при жизни называли легендой российской эстрады. И, конечно, каждый, кто встречался с этой живой легендой, надеялся услышать из ее уст нечто, никому еще не поведанное…

 У Изабеллы Даниловны было несколько историй, которые она охотно рассказывала и журналистам, и тем, кого включала в число своих добрых знакомых, - говорит ростовский коллекционер грамзаписей Эмиль Сокольский. – Ей нравилось вспоминать о том, как она, совсем юная, пела в ростовском городском парке «По старой Калужской дороге». Вдруг в горло певицы влетел комар. Усилием воли она допела до конца, не сомневаясь, что это – провал. Но никакого провала не произошло. Были оглушительные аплодисменты.

Другой ее излюбленный сюжет переносил нас уже в Москву. Там талантливую певицу из Ростова прослушал Таскин – аккомпаниатор знаменитой Вяльцевой – и вынес вердикт: голос прекрасно поставлен от природы, обучение его только испортит.

Еще один – почти «хрестоматийный» эпизод – о том, как в парижском такси она родила ребенка: машина попала в «пробку», и в больницу Изабеллу Юрьеву привезли уже с младенцем.

В Париже жили родственники ее мужа – Иосифа Аркадьева, и у Юрьевой была вполне реальная возможность остаться во Франции. Муж пытался увлечь ее этой идеей, но Изабелла Даниловна и слушать о том не хотела.

Юрьева и Аркадьев очень трогательно любили друг друга. Он восхищался ею, как певицей, но ее поклонники лишали Иосифа Аркадьевича душевного покоя. По его настоянию она оставила сцену. Семь лет Юрьева не выходила на публику. Потом затворничество стало ей невмоготу, и Аркадьеву не оставалось ничего иного, как смириться с участью мужа знаменитой певицы.

 Можно только предполагать: оттого ли она постоянно рассказывала несколько одних и тех же историй, что это были самые яркие страницы ее жизни, или потому, что в памяти поклонников российской эстрады хотела остаться героиней именно этих эпизодов…

Кстати, на склоне лет у нее была хорошая память?

 Великолепная! Проезжая через Москву, я всегда звонил Юрьевой. Когда, спустя месяц, на обратном пути, я снова проезжал через столицу и набирал номер Изабеллы Даниловны, она говорила: «Так на чем мы остановились?» и продолжала так, будто наш разговор и не прерывался.

 То, что она дожила до ста лет, объясняется ее особой заботой о режиме, диете, здоровье?

 Такого впечатления у меня не сложилось. Несколько лет назад она жаловалась, что врачи многое ей запрещают. Мяса жареного хочется, а они говорят: нельзя… Около дома Юрьевой в то время располагалось кафе. Юрьева рассказывала, что порой поддавалась искушению: спускалась вниз и заказывала поджарочку.

 Эмиль, а как она относилась к Ростову?

 С Ростовом у нее были связаны не только воспоминания о детстве. Волею судьбы именно в Ростове поселился большой любитель русской эстрады Михаил Мангушев. Этот человек писал во многие влиятельные инстанции письма с требованием  наладить выпуск грампластинок эстрадных «звезд», которые к тому времени уже сошли со сцены. И многие эти идеи он успешно «пробивал». Так что и пластинки Юрьевой вышли благодаря его энтузиазму.

 Порой, после ухода из жизни знаменитостей, открываются какие – то неизвестные страницы их жизни. Ожидаете ли вы сенсаций, связанных с именем Изабеллы Юрьевой?

 Изабелла Даниловна не любила, когда из архивов извлекали те записи, где она исполняла навязанные ей песни советских композиторов. Правда, когда Глеб Скороходов выпустил грампластинку «Юрьева известная и незнакомая» (интересно, что это была одна из последних отечественных грамзаписей: студии вскоре перешли на компакты), певица это опыт одобрила. Несмотря на то, что одна сторона пластинки состояла из романсов, а вторая – как раз из песен советских композиторов. Но когда нечто подобное замыслил известный филофонист Валерий Сафошкин, Юрьева решительно запротестовала. В ответ на это Сафошкин сказал, что как только у певицы не будет возможности препятствовать его планам, он перевернет все представления о том, кто такая Юрьева.

    Посмотрим, что это будет за сенсация.

Марина Каминская.  «Наше Время»   

ТУФЕЛЬКИ «КОРОЛЕВЫ РУССКОГО РОМАНСА» ОСТАНУТСЯ В РОСТОВЕ НАВСЕГДА

     38 Главный хранитель фондов Рос­товского областного музея краеве­дения З.Н. Римская привезла из Москвы в Ростов на вечное хране­ние туфельки нашей знаменитой землячки, исполнительницы роман­сов Изабеллы Юрьевой, которая скончалась в январе этого года...

ИЗАБЕДДА, РОСТОВЧАНКА ВЕЛИКАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ

     Изабелла Даниловна Юрьева, великая русская эстрадная певи­ца, родилась 7 сентября (по ста­рому стилю 25 августа) 1899 года в Ростове-на-Дону. Ее отец был мастером по театральным шляпам, мать работала постижером (специ­алистом по изготовлению париков) в одном из ростовских театров. Изабелла была пятым, самым младшим, ребенком в семье.

    Дебют Изабеллы состоялся в середине 1910-х годов в Росто­ве. И сразу - успех! Ободренная этим, юная певица отправилась в Петроград - на прослушивание к опытному эстрадному пианисту Таскину (аккомпаниатору эстрад­ной певицы Вяльцевой). Маэстро понравились девичий голос, ис­полненный глубокого чувства, и непередаваемо, женственная манера держаться на сцене. В 18 лет Изабелла Юрьева впер­вые вышла на сцену как профес­сиональная певица. Моментально она стала любимой, популярной, знаменитой. В ее репертуаре были цыганские и русские песни и романсы.

В конце 20-х годов в советс­кой культуре начались гонения на «цыганщину», заставившие Юрь­еву прекратить выступления. Творческий перерыв продолжал­ся семь лет. В это время она с мужем отправилась во Францию. В Париже она возобновила кон­церты, имела грандиозный успех. Ей предлагали сказочные кон­тракты и даже роль в одном из кинофильмов. Но Юрьева не смогла жить во Франции. Она вернулась в Россию.

Всю свою долгую жизнь на эс­траде (последний концерт Иза­беллы Даниловны состоялся в се­редине 60-х годов) она хранила верность романсу. Особое место в ее репертуаре занимали цы­ганские романсы, за исполнение которых Юрьеву окрестили «Бе­лой цыганкой» и «Мадам Вечный, аншлаг».

    39В 1938 году она впервые записала пластинку. А к началу 40-х годов Юрьеву начали травить в печати. Даже популярный композитор Дунаевский требовал «осоветить» репертуар певицы. Ей запрещали выступать или заставляли менять текст клас­сических романсов.

     С началом Великой Отечественной  войны стали создаваться фронтовые концертные бригады, в одну из которых вошла и Юрьева. Она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны объездила с  гастролями весь Советс­кий Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни.

    Но летом 1946 года в газетах были опубликованы сразу три по­становления, последнее из кото­рых содержало критику песен Бо­гословского и Фатьянова, при­знанных «порочными и идейно непригодными». Это был сигнал к началу очередного витка борьбы с «легким жанром». Певица отказалась петь рекомендуемые идеологами песни.

В апреле 1964 года в ленин­градском театре эстрады Изабел­ла Юрьева дала свой последний концерт. Она ушла со сцены в расцвете творческой славы.

    Звание народной артистки Рос­сии Изабелла Даниловна получи­ла лишь в 1992 году. В сентяб­ре 1999 года в Государственном концертном зале «Россия», на праздновании своего 100-летне­го юбилея, она была награждена орденом «За заслуги перед Оте­чеством» IV степени.

    Великая певица ушла из жизни ночью, 19 января, на 101-м году жизни, в своей московской квар­тире в Трехпрудном переулке, после продолжительной болезни.

БУДЕТ ЛИ В РОСТОВЕ «УГОЛОК ЮРЬЕВОЙ»?

     Рассказывает главный храни­тель фондов областного музея краеведения Зинаида Николаев­на Римская:

    - В первый раз я повстреча­лась с Изабеллой Даниловной в 1995 году, когда она была жива. Она сразу согласилась на встречу, хотя принимала не каждого: и годы не те, и здоровье... Мы общались несколько дней, и уже тогда Иза­белла Даниловна передала в дар родному городу кое-какие матери­алы. Это ее фотографии разных лет жизни - начиная от 20-х го­дов до последних, сделанных в 1995-м, несколько ее концертных афиш, среди которых одна старин­ная, подлинная. Певица долго колебалась, но в итоге отдала ее в наш музей, поскольку это была афиша ее выступления в Ростове (последний раз в родном городе она была в 60-х годах). Кроме того, тогда Юрьева передала не­сколько своих личных вещей: брас­лет (она подчеркнула: «Я всегда только с ним выходила на сцену»), веер и бутафорские карты - рек­визит для песни «Погадай».

     Мы с ней постоянно созвани­вались, отправляли ей телеграм­мы, но второй раз я поехала «к Юрьевой» уже после похорон певицы. Меня доброжелательно приняла племянница Изабеллы Даниловны - Вера Семеновна, дочь ее старшей сестры Марии. Она по профессии детский врач, ее возраст, как она сама говорит, «за семьдесят», но меня сразу по­трясло, насколько она внешне по­хожа на свою великую тетю. Я не могла избавиться от ощущения, что передо мной сама Изабелла Даниловна. И тембр голоса тот же, и манера говорить, и осан­ка... Вера Семеновна сказала мне, что мы во второй раз после по­хорон входим в квартиру Изабел­лы Даниловны: в первый раз - после поминок, чтобы навести порядок, а во второй раз - пото­му что приехала я.

     Квартира Изабеллы Даниловны - это настоящий музей, настоль­ко все в ней связано с истори­ей, с жизнью королевы романса. Первое, что я увидела, войдя в прихожую, - это ее лаковые кон­цертные туфли. И Вера Семенов­на тут же отдала их для ростов­ского музея.

        Сама квартира - это три не­большие комнаты. Самая инте­ресная - та, где стоит рояль, где она репетировала. В этой комна­те очень много фотографий. Род­ственники Изабеллы Юрьевой благосклонно относятся к тому, чтобы передать в Ростов еще не­сколько вещей.

      У нас есть планы сделать в му­зее уголок памяти Изабеллы Юрьевой. Вопрос упирается в финансирование. Например, род­ственники готовы отдать ее фор­тепиано, но спрашивают: а как вы его перевезете?..

Вместе с туфельками я привез­ла афишку ее юбилейного концер­та, посвященного 100-летию, и несколько фотографий. Мы в Ро­стове за последние годы собрали множество пластинок, старинные ноты. Поиск и комплектование коллекции продолжаются.

     В Таганрогском музее есть уго­лок памяти Фаины Раневской, ко­торая родом из Таганрога. Я уве­рена, что и в Ростове надо со­здать нечто подобное, посвящен­ное памяти великой Изабеллы…

На снимках: туфельки Изабел­лы Юрьевой и ее племянница, Вера Семеновна Тир, передавшая их в подарок Ростову.

14 июля 2000г., «Вечерний Ростов».
40
 
 
   
 
41
 
 
42
6 февраля 1982 года
Изабелла Юрьева, Константин Сокольский на вечере мастеров эстрады 20-30х годов в Ленинградском дворце работников искусств
.