rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Соломенцев М.С.

М.С. Соломенцев - первый секретарь Ростовского обкома КПСС

     221...В декабре 1964 года в Ростове-на-Дону состоялась объединительная конференция Ростовской областной партийной организации. В сделанном сообщении было признано, что проведенное по решению Президиума ЦК КПСС разъединение областных, краевых обкомов и окружкомов партии на промышленные и сельские обкомы и крайкомы себя не оправдало и что в связи с этим предложено вернуться к прежней структуре. Так произошло восстановление единой Ростовской областной партийной организации. На объединенной партийной конференции тайным голосованием был избран новый состав Ростовского обкома КПСС и состав ревизионной комиссии областной партийной организации. Первым секретарем и членом бюро Ростовского обкома партии единогласно избрали Михаила Сергеевича Соломенцева. До приезда на Дон он работал секретарем ЦК Компартии Казахстана, первым секретарем Карагандинского обкома партии, в аппарате Центрального Комитета КПСС.

      Ростовской областной партийной организации - одной из крупных в стране - во многом повезло, что возглавлял ее в то время опытный партийный и государственный руководитель такого масштаба, как М.С. Соломенцев. С первых же дней работники аппарата обкома (в состав членов обкома КПСС конференция избрала и меня, а на организационном пленуме я был утвержден заведующим сельскохозяйственным отделом обкома партии), руководители облисполкома, областных организаций почувствовали, что новый первый секретарь обкома берет в свои руки руководство областью уверенно, без шумихи и суеты, проявляет стиль конкретной, деловой работы.

      Нашли поддержку его предложения о том, что отделам обкома предоставляется инициатива в постановке вопросов политической, экономической и социальной жизни районов и области и решении хозяйственно-политических задач, в усилении роли и повышении боевитости первичных партийных организаций предприятий, строек, колхозов и совхозов, учреждений и организаций - всех сфер деятельности. Облисполкому, областным организациям и ведомствам предстояло в сжатые сроки разобраться и принять необходимые меры к улучшению строительства, выполнению планов освоения государственных капитальных вложений и ввода в строй новых промышленных предприятий, цехов и производственных мощностей, в первую очередь в угольной промышленности, в строительной индустрии, металлургии, машиностроении, сооружении жилья, социально-культурных объектов, особенно сферы бытового обслуживания населения. Устанавливалась персональная ответственность руководителей всех рангов за строгое соблюдение государственной и партийной дисциплины, состояние дел во вверенных им сферах и участках деятельности, выполнении государственных заданий и планов, обязательств трудовых коллективов.

      По профессии металлург, занимавшийся больше всего промышленностью и строительством в ведущих отраслях народного хозяйства, Михаил Сергеевич Соломенцев и на Дону уделял первостепенное внимание работе в этих направлениях.

     Жизненно необходимые вопросы глубоко и обстоятельно рассматривались на бюро обкома партии, и на глазах людей происходили заметные перемены в облике областного центра, городов, районных центров области. Секретари райкомов и председатели райисполкомов городских и районных Советов заметили: когда в город или село приезжает Соломенцев, он всегда интересуется, как обстоят дела в строительстве, как осваиваются государственные капиталовложения на создаваемых объектах промышленности, сельского хозяйства, сферы быта и культуры; что мешает делу, как надо поправить положение.

      Ходила даже такая байка. Приехал Соломенцев в одно большое село. Слово за слово, ко всему интерес. Спрашивает у председателя колхоза: «Есть ли в селе баня?» - «Нет, Михаил Сергеевич, бани еще нет», - отвечает руководитель. «А где же вы моетесь?') Руководитель, потупив глаза: «Да где же, в корыте!» - «Вот видите, и вам неудобно мыться в корыте, - говорит Соломенцев, - и колхозники, пожилые и молодежь, терпят неудобства, моясь в корытах. Не пора ли вам подумать о хорошей общественной бане в селе?..» Прошло полгода, Михаил Сергеевич как-то по дороге в Ростов повернул в знакомое село. Встретил его председатель оживленно и первым долгом пригласил Соломенцева в новую общественную баню.

     Михаил Сергеевич от души посмеялся над предложением председателя: «Вот за это вы просто молодец! Считайте, что имя ваше теперь будет увековечено: баня села построена по инициативе и при содействии, - и ваша фамилия...» - «Нет, тогда мы добавим и вашу фамилию, Михаил Сергеевич», - подхватил председатель.

      Что в этой байке правда, а что вымысел, не стану утверждать, да и не в этом дело. Знаю одно: факт этот из жизни взят. Главное, в селе появилась отличная баня и, думается, оттого еще здоровее физически и морально стала жизнь крестьян. И факт этот не остался единичным. В селах и хуторах тогда появились свои общественные бани. А руководители, встречаясь, спрашивали: «Между прочим, не был у тебя Соломенцев?» - «Был». - «И что, не спрашивал про баню?» - «Нет, не спросил. Да мы построили сельскую баню...»

      Но разве только этот след оставил Михаил Сергеевич Соломенцев, работая на Дону? Может быть, многие не знают, а молодежи, выросшей в последние 25-30 лет, тем более неведомо, что такие крупные жизнеобеспечивающие объекты, как гостиница «Ростов», драматический театр имени М. Горького, разрушенные во время войны, были восстановлены и отстроены при непосредственном участии и под требовательным оком первого секретаря обкома партии М.С. Соломенцева.

     Обязанности по восстановлению разрушенных и возведению новых культурно-бытовых и социальных учреждений были распределены между членами бюро обкома; в частности, за секретарем обкома партии М.К. Фоменко было строительство универмага «Детский мир» И специализированного магазина «Солнце В бокале», а также благоустройство улицы Пушкинской и сооружение областной поликлиники. Под контролем секретарей обкома и членов облисполкома находилось сооружение гостиничного комплекса «Интурист», одного из крупнейших тогда на Северном Кавказе, и других объектов. Соломенцев был инициатором и постоянным шефом строительства двух крупных автодорожных мостов через Дон: Ворошиловского - В районе центрального проспекта и Аксайского - между г. Аксаем и Александровским жилым массивом Ростова-на-Дону. Сегодня эти ведущие магистрали через Дон связывают центр Южного федерального округа Ростов-на-Дону с городами и регионами Поволжья, Кубани, Ставрополья, республиками Северного Кавказа, странами СНГ и дальнего зарубежья.

      Стоит остановиться на стиле работы аппарата обкома, утвердившемся при М.Л. Соломенцеве. Он не был сторонником авторитарности и не любил длинных и никчемных совещаний, собраний и заседаний. Бюро обкома партии собиралось строго по регламенту и, как правило, длилось три часа, с предварительной глубокой подготовкой обсуждаемых вопросов. Повестка дня была сжатой, конкретной, включала наиболее значимые вопросы жизни областной партийной организации, трудящихся Дона.

      Кому из моего поколения не знакомы ночные бдения работников партийного и советского аппарата 50-х годов прошлого столетия? Корпели над бумагами, сведениями, дежурили у телефонных аппаратов: а вдруг свыше кому-то заблагорассудится позвонить на периферию - чем она там занята в часы полночные или за полночь, дать новое указание, взбодрить сонные души? Да, к нашему недоумению, поощряли и такой стиль руководства, за что пришлось дорого расплачиваться нашим кадрам: расстройством нервов, психики, язвами, инсультами, инфарктами.

      При Соломенцеве порядок был иной, человечный по своему содержанию. Инструктор в партийном аппарате - основная тягловая сила, рабочая лошадь, грубо говоря. За ним закреплены группа районов, города, партийные организации со всей их многообразной жизнью; кроме того, основные направления по отраслям. Скажем, в сельскохозяйственном отделе - заведующий, три заместителя (по земледелию, животноводству и механизации), три заведующих секторами, более десяти инструкторов. У каждого из работников отдела - специализация, свои вопросы и проблемы. Хлеб совсем нелегкий, как кому-то представлялось, труд - ненормированный. Инструктор мог засиживаться на рабочем месте допоздна.

      На одном из ежемесячных совещаний заведующих отделами Соломенцев объявил: «С завтрашнего дня всем отделам и всему аппарату работать строго по установленному времени - с девяти утра и до восемнадцати часов. После окончания рабочего дня все должны идти домой и заниматься домашними делами, воспитывать своих детей...» И этот порядок выдерживался. Михаил Сергеевич нередко и сам проверял, как его выполняют в отделах. Себе он установил несколько иной порядок рабочего дня: он начинался с девяти утра и заканчивался в двадцать три часа.

      Мне представлялось, что Михаила Сергеевича тяготила его недостаточная подготовка в области сельского хозяйства. Тем более, у нас на Дону с широкоразвитыми отраслями и особенностями сельского дела: тут тебе и растениеводство многостороннее, и животноводство всех видов, и овощеводство, и садоводство с виноградарством, и рыболовная и рыбоперерабатывающая отрасли, простиравшие свои интересы по морям и океанам... Первый секретарь обкома хотел быть в курсе дел сельского хозяйства донского края, он, по своему положению, обязан был знать, как ведется эта важнейшая отрасль, и отвечать за ее результаты: выполнение областью планов продажи государству зерна, мяса, молока, яиц, шерсти, овощей и фруктов. Все на контроле у первого секретаря обкома, от этого зависит ежедневное снабжение населения продовольствием, а промышленности сырьем, настроение и моральный дух людей, их способность к труду, просвещению и образованию. Бытие определяет сознание, как учили классики марксизма.

      Как-то Михаил Сергеевич позвонил мне по внутреннему телефону и спросил, смогу ли я выкроить пару часов и поработать с ним. В условленный час я вошел в кабинет первого секретаря. Соломенцев отложил в сторону какие-то бумаги и пригласил меня за свой рабочий стол:

     - Александр Николаевич, прошу, выручайте, помогайте.

     Сам я металлург, а вот в сельских делах, точнее, технологиях разбираюсь плохо. Донской край вон какой разносторонний, сельское хозяйство крупное, многоотраслевое. Надо учиться. Не одними банями ведь заниматься? (Хитро посмеивается - дошла до него байка).

     - Какие вопросы? - спрашиваю. - Попытаюсь помочь...

     - Вот что читаю по сельскому хозяйству, - показывает книги, полученные посылкой из цк - Расскажите мне о донском полевом севообороте. Что он собой представляет, какие местные факторы учитывает, о его экономике ...

     - Да, заметил я себе, первый начинает копать с глубины.

      Так мы подошли к севообороту на орошении, что, я почувствовал, особенно взволновало Соломенцева. В городах, на заводах и фабриках, куда он часто выезжал, знакомился с руководством, коллективами предприятий, когда возникал разговор о быте и нуждах людей, ему жаловались, что весной и летом плохо организована торговля картофелем, капустой, луком, другими овощами и зеленными культурами. И это на Дону, где сама природа располагает к занятию огородничеством и овощеводством: черноземные почвы, вода, обилие солнца и тепла. Так вот мы подошли к проблеме овощеводства, созданию, как сказал Соломенцев, прочной базы для выращивания гарантированных высоких урожаев, производству разнообразных ранних и поздних огородных культур, чтобы можно было бесперебойно снабжать трудящихся городов области овощами и плодами, чтобы на домашнем столе рабочего, служащего, в столовых на заводах и фабриках, в вузах и школах, детских садах было вдосталь овощей и фруктов.

      Надо сказать, что тема овощеводства на орошаемых землях совхозов, питавшихся оросительной водой из Донского магистрального канала, все настоятельнее и требовательнее звучала при обсуждении в обкоме партии и облисполкоме, в сельских районах, органах сельхозуправления и мелиорации. Хозяйства орошаемой зоны стали лучше оснащаться необходимой техникой, удобрениями, сортовыми семенами картофеля, овощных и бахчевых культур. Перед овощеводами была поставлена задача - эффективнее использовать орошаемую пашню, технику, удобрения и поливную воду, повысить урожайность огородных культур, увеличить производство картофеля и овощей, снижать себестоимость продукции. Уже через год горожане стали ощущать приток овощей на прилавках магазинов, колхозных рынках. А еще спустя год предложение по основным видам овощей и фруктов в торговой сети Ростова, Таганрога, Шахт, Донецка, Гуково, Новочеркасска и других городов не только удовлетворило спрос, но и превысило его, что, в свою очередь, позволило снижать розничные цены на эту продукцию в торговле.

      Что ни говорите, но выращивать и реализовывать овощи - это, конечно, не бани строить, как шутили. В 60-е и 70-е годы в орошаемую отрасль потребовалось вкладывать и осваивать большие государственные финансовые и материальные средства. Наряду с наращиванием производства дешевой и доброкачественной огородной продукции совхозы и колхозы расширили поливное поле под кормовыми культурами, и прежде всего кукурузой, люцерной, злакобобовыми смесями. Цель - получить больше ценных и питательных кормов и на этой основе резко увеличить производство молока, мяса и другой животноводческой продукции. Правду говорят: народный опыт - ценнейший клад. Он и здесь нам пригодился. Опыт широкорядно-пунктирных посевов кукурузы, накопленный прежде в Матвеево-Курганском, Неклиновском, Родионово-Несветайском, Мясниковском и других районах, рекомендации ученых Донского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства по применению таких посевов в области сельхозотдел обкома партии держал под контролем, помогая внедрению в производство лучших образцов науки и практики.

      За советом, консультацией «первый» обращался и к другим заведующим отделами обкома. Разумеется, это создавало у нас хороший настрой дружной, созидательной работы. Мы чувствовали, что наши знания, практический опыт в той или иной мере будут нужны бюро обкома, первому секретарю, чтобы быть воплощенными в общие мысли и дела.

     Другой пример, характеризующий стремление М.С Соломенцева поставить на службу сельскому хозяйству дополнительные резервы. Восточные районы области - Заветинский, Ремонтненский, Дубовский, Зимовниковский - располагали обширными пастбищами, совхозы и колхозы содержали многотысячные отары овец, а вот мясного скота пока еще было недостаточно, если не сказать мало. «Первого» заинтересовал опыт выращивания молодняка местных пород крупного рогатого скота подсосным методом: насколько он эффективен с экономической точки зрения, можно ли его использовать как основной метод в условиях обширных степных пастбищ и малолюдности востока области? Все эти вопросы вместе с учеными и скотоводами совхозов были обстоятельно изучены и рассмотрены сначала в сельхозотделе обкома, а затем вынесены в виде записки на имя первого секретаря, так как от него исходило поручение.

      О значимости вопроса можно судить хотя бы по тому, что в сельском хозяйстве восточных районов Дона отчетливо обозначилась отрасль мясного скотоводства. На базе совхозов в Зимовниковском районе было создано племенное стадо мясной калмыцкой породы, в область были завезены и другие породы мясного скота. В частности, хорошее племенное ядро было создано по инициативе Вешенского райкома партии и райисполкома и сформировано на Северном Дону в одном из совхозов Вешенского района. В области был организован трест мясных совхозов, которым руководили в то время опытные специалисты и энтузиасты этого дела В.Ф. Бова, В.О. Мацкевич.

 Из книги Александр Кучмиёв. Времена и люди. Воспоминания. Ростов-на-Дону, 2005.

 

.