rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Императрица Аллегрова

     
            

              Императрицу Аллегрову воспитала королева Серафима    

   Изысканные манеры, любовь к бриллиантам, шикарным нарядам и кулинарные способности Ирина Аллегрова унаследовала от мамы - в прошлом артистки Ростовской оперетты Серафимы Сосновской. О семье известной певицы рассказывает солист Ростовского музыкального театра Валерий Закиев. С Аллегровыми Закиев знаком еще по Баку, по тамошней оперетте. 

    На пенсию в прозрачных шароварах  

 

  Родным городом Ирины Аллегровой считается Ростов. Здесь, в театре музкомедии, познакомились блистательный герой-простак Александр Аллегров и красавица-героиня Симочка Сосновская. Серафима в роли Сильвы выходила на сцену, и когда луч прожектора случайно попадал на украшавший грудь актрисы кулон в виде шара, тот начинал искриться и переливаться холодным серебристым блеском. 

   Симочка Сосновская умела себя преподнести. Аллегров влюбился в партнершу без памяти, они поженились, а спустя четыре месяца после рождения Ирочки Александр Григорьевич увез семью на родину - в город Баку. 

   Заслуженный артист Азербайджана Аллегров (это сценический псевдоним, настоящая фамилия отца Ирины - Саркисян) был кумиром бакинской публики. Несмотря на то, что - армянин. Талант стирал национальные предрассудки. 

  - Аллегров был единственным артистом в бакинской оперетте, которого публика встречала громовыми аплодисментами, едва услышав его голос из-за кулис, - рассказывает Валерий Закиев. - Это, а не звания, положение, было настоящим признанием. Я пришел в бакинский театр, когда Аллегров (ему было за пятьдесят) уже переходил на характерные роли. Серафима Сосновская с возрастом осталась все такой же статной красавицей, только пополнела. Но все равно летала по сцене, как пушок. За прежние роли держалась до последнего. Как-то, готовясь к гастролям, Симочка и ее подружка - артистка Подгорная (и той и другой к тому времени уже было за пятьдесят) - сшили себе костюмы Баядеры: лифчики, трусики, прозрачные шаровары из газа. Был большой скандал. Администрация категорически запретила обеим примам петь Баядеру: дескать, эта роль молодежная. 

   - Пусть они, молоденькие, еще петь научатся, - парировала Серафима. Она была не из молчаливых. Однако выйти на сцену в газовых шароварах Симочке не дали. Пела она хорошо, но для танцовщицы была уже слишком "фигуристой". Александр Григорьевич тоже за роль мог поскандалить. Но был выше закулисных интриг. Считал, что он все равно лучше всех. 

   Как семейная пара Серафима и Александр смотрелись очень эффектно. Он - выходец из простой крестьянской семьи, выглядел настоящим аристократом. А Сима, наверное, родилась с повадками королевы. Ирине это передалось. Когда она поет песню "Императрица", это про нее. 

   Ноги - слабое место королевы 

   И Аллегров, и Сосновская любили красиво и модно одеться и умели носить вещи. 

   Бывало, приятельницы с восторгом и завистью допрашивали Серафиму: 

   - Симочка, откуда у тебя такое шикарное боа? 

  Женщинам своих секретов Сосновская никогда не выдавала. Небрежно махала ручкой и отвечала непринужденно: 

   - Да, в одном магазинчике приобрела. 

   На самом деле Симочка откопала мех на блошином рынке, хорошенько почистила шкурку, украсила ее брошью и получилась, как говорится, штучная вещичка. Даже дома Симочка выглядела на все сто. Мы могли нагрянуть неожиданно, и Серафима неизменно была при параде. Я, разглядывая ее безупречный наряд и прическу, бывало, интересовался: 

   - Вы куда-то собираетесь? 

  - Да нет, решила сегодня дома посидеть, - отвечала Сосновская. В домашней обстановке она любила появляться в великолепных шелковых халатах, разукрашенных павлинами или цветами. 

   Серафима Ирину с детства одевала эффектно. Будущая эстрадная певица и в детском саду выделялась среди ребятни своими нарядами. Из своих старых вещей Серафима переделывала для дочки шубки, пальтишки, платья. Все было яркое, экстравагантное. Мать и Ирину научила своим премудростям. Некоторые сценические наряды, я знаю, она шила сама. Сейчас Иринины костюмы шьют по эскизам, которые Ира придумывает сама. Это ей от матери передалось. Зато внешне Ирина похожа на отца. Серафима круглолицая, у Ирины отцовское продолговатое лицо. Глаза, губы, нос тоже его. 

   Александр Григорьевич до старости был подтянутым. По крайней мере, брюшка у него никогда не было. Серафима в зрелом возрасте поправилась, но это ее не портило. Разве что ножки стали чуть "столбоваты". За них Сима всегда волновалась и, набирая вес, принимала экстренные меры. Жаловалась, дескать, это у меня от природы: лишний жирок сразу идет в бедра и ноги. У Ирки та же самая проблема. Но она - молодец. Держит фигуру. В ее возрасте Симочка, конечно, была пышкой. В театре ей уже давали характерные роли. В "Сильве", например, Сосновская играла не героиню, а княгиню Веляпюк. Роль князя Веляпюка исполнял супруг. Когда ростовской оперетте исполнилось 40 лет, супругов пригласили в Ростов. В честь юбилея во Дворце спорта состоялся большой концерт. Александр Аллегров (ему тогда исполнился 71 год) и Серафима Сосновская вышли на сцену в дуэте князя и княгини Веляпюк. Там есть такой момент: князь танцует, потом элегантно присаживается на одно колено, приглашая партнершу сесть на другое. Пышка Симочка пытается сесть на мужнино колено, но промахивается и с грохотом валится на пол. Аллегров пытается поднять жену, но изящно сделать это уже не может. Уж больно Симочка тяжела. Да и у него уже не та хватка. Зал хохочет. Александр Григорьевич зорко вглядывается за кулисы и, заметив актеров, одетых для следующего номера в матросскую форму, кричит: 

    - Эй, кто там помужинистей, матросики дорогие, унесите ее. 

   Матросы Фома и Филька выходят на сцену, поднимают Серафиму и торжественно уносят прочь. Зритель гадал: нечаянно ли это получилось или было задумано, чтоб посмешнее было. Так Александр Григорьевич органично все проделал. 

    Торты и осетрина от Серафимы Сосновской 

  После шестидесяти Александр Григорьевич постепенно из характерных перешел на комические роли. А Симочка, уйдя на пенсию, в театре не проработала ни одного дня. Ушла со сцены, можно сказать, красиво. Коллеги и публика запомнили ее шикарной опереточной дивой. А то ведь, знаете, как бывает, актриса петь еще может, а смотреть противно. Серафима Сосновская распродала молоденьким преемницам свои перья, украшения, веера, смирилась, что прозрачные шаровары уже не для нее и счастливо зажила новой жизнью. Пекла торты для друзей, принимала гостей, щеголяла в новых нарядах и драгоценностях. 

    - Серафима очень любила украшения, - вспоминает Валерий. - И не бирюльки какие-нибудь. Все настоящее: золото, бриллианты. Если бижутерия, то очень дорогая и искусно сделанная. Недавно я видел, как Ирина давала интервью на телевидении. На груди у нее висел тот самый кулончик - серебристый шар, с которым Серафима выходила в "Сильве". Сохранила, значит, материнское наследство. 

    Семья Аллегровых жила в просторной квартире в сталинском доме в самом центре Баку, рядом с театром музкомедии. Окна квартиры выходили на бульвар, спускавшийся к самому Каспийскому морю. 

    - Я и два моих приятеля, Вилька Гониев и Андрей Скиба, были вхожи в дом Аллегровых, - рассказывает Закиев. - В перерывах между репетициями и спектаклями мы частенько заглядывали к ним в гости. Серафима была очень хлебосольной хозяйкой и знаменитой на весь Баку кулинаркой. Пекла торты для элиты: ко дню рождения министра культуры или на юбилей какого-нибудь обкомовского работника. Торты были огромные, в восемь ярусов, с башенками, розочками, вензелями. 

    - Валера, Вилен, попьете чаю с остаточками? - интересовалась у нас Сосновская. Мы никогда не отказывались, потому что знали Симочкины остаточки. Бизе, которыми Серафима украшала свои произведения, иногда обламывались, назад их уже не пристроишь. И, чтобы добро не пропадало, кулинарка складывала большие аппетитные куски в хрустальные вазочки, расставленные на большом рояле. 

    Серафима любила и умела готовить. По театральной традиции, артист, получивший новую роль, так сказать, проставлялся. Если чествовали Аллегрова, все уже знали, что стол будет ломиться. Пять-шесть видов салатов, осетрина, мясные блюда и, конечно, Симочкины бесподобные торты. Серафима не признавала помощниц и готовила всегда сама. Как она все успевала? И не только на праздники и в торжества. В будний день в дом Аллегровых могла внезапно нагрянуть целая орава, и Серафима доставала из сервантов свои дорогие сервизы и накрывала стол. Вкусная еда в доме никогда не переводилась, блюда подавались на дорогой посуде. Серафима была не из тех хозяек, которые держали ее в сервантах для красоты. У Сосновской все было продумано до мелочей: скатерти, салфеточки... Ирка тоже такая. Кстати, очень вкусно готовит. Не падает в обморок, если надо почистить картошку или рыбу. 

     Аллегрова начинала в индийском кино 

    Ирина - единственный ребенок в семье, была для Аллегрова и Серафимы светом в окошке. Девочка обожала оперетту, с детства крутилась в театре. Родители определили ее в основанную дедом Палада Бюль-Бюль-оглы знаменитую музыкальную школу при Бакинской консерватории. В оперетту Ирина не пошла: у нее эстрадный голос. Из-за этого голоса Ирину однажды пригласили озвучивать индийские фильмы. В Баку тогда шел фестиваль индийского кино. 

   - За дубляж платили хорошо. Получив гонорар, Ирка собрала всю компанию, которую, пользуясь почетным положением, регулярно проводила в кинотеатры, и айда гулять по бульвару, - вспоминает Закиев. 

    Несколько лет Ирина проработала преподавателем в музыкальной школе. Работа ей не нравилась. Аллегрова мечтала о сцене и в свободное время пела, как говорится, на общественных началах: в ансамблях, которые сколотила молодежь при Дворцах культуры. 

     В 1976 году Александр Григорьевич бросил бакинскую оперетту и перевез семью в Москву. Решился на этот шаг ради Ирины. 

    - В Баку Ирка бы не продвинулась, - считает Закиев. - В Азербайджане не слишком лояльно относились к женщинам, выступающим на эстраде. 

      В столице Ирина освоилась быстро. Стала солисткой популярной в 80-е годы группы "Электроклуб", а вскоре стала выступать с сольными программами. Аллегров ходил почти на все Ирочкины концерты. 

     В 1993 году Ирина Аллегрова, уже известная эстрадная певица, приехала на гастроли в Ростов-на-Дону и привезла с собой отца - повидать друзей по ростовской музкомедии. 

      - В тот день у нас давали "Летучую мышь", - вспоминает Закиев. - Я спешил в гримерку, когда меня остановила наша костюмерша: "Валерочка, сейчас ты очень удивишься". Захожу и глазам не верю: на моем стуле сидит Аллегров. Попрощаться, говорит, вот приехал с друзьями. Кстати, в Ростов я попал с легкой руки Григорьевича. Когда уходил из бакинской оперетты, вспомнил его слова: "Самая лучшая оперетта в провинции - в Ростове". 

       "Летучую мышь" Аллегров не досмотрел: "Ребятки, простите, опаздываю на Иришкин концерт". 

      14 апреля 1976 года, на свой день рождения, бывший кумир ростовской и бакинской публики умер. Серафима Сосновская скоро отметит свое 80-летие. 

    - Выглядит она хорошо, - рассказывала певица в недавний свой приезд в Ростов Валерию Закиеву. - По-прежнему - королева.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 52(263) от 24-12-2003
.