РОСТОВСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ
ИЛИ БАШНЯ ПИЗАНСКАЯ?
Несколько лет назад началось восстановление разрушенной колокольни Ростовского кафедрального собора Пресвятой Богородицы. Вначале оно шло довольно быстрыми темпами. Потом, когда возникли сомнения относительно прочности фундамента, строительные работы были прекращены.
И вот теперь восстановление колокольни вошло в общегородской план подготовки и празднования 250-летия нашего города, которое будет отмечаться в будущем году. Словом, завершение строительства стало делом чести Ростова, решившего не отстать от первопрестольной.
В связи с этим глава администрации области В.Ф. Чуб, мэр Ростова М.А. Чернышев и архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон обратились к жителям области с просьбой принять посильное участие в этом деле. Планируется в нынешнем году закончить кирпичную кладку и монтаж металлоконструкций.
Однако слухи о том, что строительство колокольни ведется «на авось» продолжают витать. Вот и инженер-строитель Н.М. Морогов, работающий на кафедре железобетонных конструкций Ростовской строительной академии (а он занимался изучением верхней части, фундамента колокольни и грунтов), утверждает, что проблема остается и есть все основания, пока не поздно, бить тревогу...
Вот о чем рассказал в редакции «Вечернего Ростова» Николай Михайлович Морогов:
- Несколько лет тому назад к нам на кафедру пришли представители Ростовской епархии и попросили помочь доработать проект восстановления колокольни, выполненный архитектурно-реставрационной мастерской архитектора Ю.Н. Солнышкина. В процессе доработки проекта кирпичные купола были заменены на железобетонные. Выполнен инженерный расчет колокольни. На основании расчета группой ученых строительного университета было сделано заключение, что грунты под фундаментом колокольни имеют двойные деформации против допустимых. Фундамент и цокольный этаж не удовлетворяют требованию прочности.
На совещании главного архитектора области было принято решение уточнить мои расчеты с помощью института «Промстройниипроект». Результаты получились еще хуже. Тогда было решено стройку приостановить, а когда появятся деньги - заняться усилением фундамента. Разработкой усиления грунтов и фундамента было поручено заниматься ТОО «Линта» под руководством С.М. Черкасова.
К моему удивлению, в конечном счете появились другие показатели прочности фундамента. По заключению кооператива «Зодчий» прочность фундамента была низкая, а по данным «Промстройниипроекта» - стала в три раза выше. Как гласит специальная литература, камень-ракушечник, который простоял сто лет, не может иметь такую высокую прочность.
Тревожит меня и прогноз геологов о том, что уровень грунтовых вод ежегодно повышается на полметра. Что если она достигнет верхних горизонтов грунтов? Грунты-то просадочные. Когда появится вода, ракушечник будет насыщаться, замерзать, трескаться.
Мероприятия, предложенные разными организациями, и в том числе ТОО «Линта», по стабилизации грунтовых вод являются сомнительными. А проводимые работы по возведению железобетонной отмостки - напрасная трата денег. В противном случае колокольню ждет судьба падающей Пизанской башни...
Прогноз Н.М. Морогова настораживает. Неужели и впрямь в таком важном и серьезном деле есть недоработки?
Технический директор департамента строительства Ю.П. Пожаров, ведомство которого занимается восстановительными работами, заверил, что проект прошел экспертизу, никаких оснований для беспокойства нет. И порекомендовал обратиться в ТОО «Линта», которое проводило работы по усилению фундамента.
Вот что рассказал в беседе с корреспондентом «Вечернего Ростова» директор фирмы, кандидат технических наук С.М. Черкасов:
- С самого начала я понимал, что это очень серьезный объект, и поэтому для работы над колокольней была привлечена большая группа специалистов. Над основанием фундамента работали: доцент кафедры основания фундаментов строительного университета, кандидат технических наук В.В. Лагутин, доктор технических наук, профессор кафедры строительной механики Л.Н. Панасюк. Усиление основания фундамента разрабатывалось в трех-четырех вариантах.
Для этой работы я привлекал и специалистов «Промстройниипроекта». Был разработан проект усиления основания фундамента методом силикатизации - закачивания жидкого стекла. Привлекал я и специалистов госуниверситета - из института механики и прикладной математики. Они разрабатывали метод армирования грунтового массива цементными сваями.
После этого был проведен анализ всех методов, и мы получили заключение экспертизы, что наиболее подходит метод силикатизации. Но все три метода жизнеспособны. Консультировались мы и с московским академиком Е.А. Сорочаном. Поэтому усиление основания фундамента выполнено, на мой взгляд, надежно.
Для работы над стволом колокольни я привлекал специалиста «Промстройниипроекта» В.В. Шевченко. Он принимал участие в проектировании колокольни. Я консультировался по вопросам геологии с одним из ведущих специалистов в этой области P.P. Микашиновичем. Учитывались мнение и расчеты Морогова. Так что решение принималось коллегиально.
Вопрос о грунтовых водах обсуждался долго. У меня были материалы изысканий 1972, 1979 и 1996 годов. После анализа последних 10-15 лет оказалось, что подъема грунтовых вод нет. Воды залегают на глубине 17 метров.
Поэтому принято решение: ни один из методов усиления грунтов сейчас не применять. Это подтверждает экспертиза. По этому поводу собирался технический совет. Решено вести геодезические наблюдения за колокольней, выполнить водозащитные мероприятия, то есть организовать водоохранную зону. А также - вынести оттуда все коммуникации, чтобы исключить возможность замачивания сверху. Кстати, когда велись расчеты, то оказалось, что самое неприятное не в подъеме грунтовых вод, а когда идет боковое неравномерное замачивание.
Проект усиления фундамента есть. И, как только, не дай Бог, колокольня шевельнется, он тотчас вступает в действие. Эти работы можно будет выполнить в любой момент.
- Итак, вы утверждаете, что наша колокольня в Пизанскую башню не превратится?
- У меня есть твердая уверенность, что с ней такое не произойдет.
На снимке: так выглядела колокольня два года назад. Однако работы не слишком продвинулись с тех пор.
1 июня 1998г.
|