rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

Букет от легендарного скрипача Хачумова

БУКЕТ ОТ ЛЕГЕНДАРНОГО СКРИПАЧА ХАЧУМОВА

     248Благодаря знаменитому певцу Александру Розенбауму ростовский скрипач Моня стал известен на весь мир. И мы по праву гордимся этим музыкантом. Но не менее легендарный скрипач жил и в Нахичевани. Звали его Мирон Георгиевич Хачумов.

     В народе его называли просто Мирончик. Он обладал колоритной внешностью, был небольшого роста, коренастый, с крупными чертами лица. У него были большие и сильные руки. Его можно было принять за борца. Но когда он брал в руки скрипку, то весь преображался и преображались все вокруг. Его было невозможно не любить. Мирон Георгиевич был воплощением доброты, его любили женщины и дети.

     Репертуар Хачумова включал мелодии практически всех народов, но больше всего он любил русские романсы. Конечно, виртуозно он исполнял и армянские народные мелодии. Мирон Георгиевич Хачумов играл в ресторане «Деловой двор». Послушать Мирончика приходили сотни ростовчан и нахичеванцев. Он был очень гостеприимным человеком, щедро угощал своих гостей.

     Кстати, Хачумов был прекрасным рассказчиком. До сих пор в Нахичевани ходит байка о том, как Мирончик играл на армянском кладбище в склепе миллионера Эзекова бандиту Медику. Дело в том, что в двадцатые годы двадцатого столетия Ростов и Нахичевань были наводнены бандитами, ворами и преступниками. И вот как-то известный бандит Медик выкрал молодого Мирона Хачумова и заставил его всю ночь играть ему на армянском кладбище в склепе Эзекова. После чего его щедро одарил. Вскоре Медик был пойман.

     Как я уже отмечал, Мирона Георгиевича очень любили женщины и дети. По сути, он и сам был большим ребенком: добрым, щедрым и искренним. Если Хачумов шел по улице с цветами, то это значило, что он идет в дом, где есть женщины. Пусть это будет даже старушка, но он обязательно подарит ей цветы.

     Моя бабушка Надя близко дружила с его женой Кларой Федоровной. Они вместе ходили в «группу здоровья». В советское время были очень популярны такие группы, которые занимались физкультурой в парках отдыха города. Клара Федоровна при этом активно занималась художественной самодеятельностью. Она сочиняла рассказы, сказки и стихи, которые читала перед публикой.

     И вот как-то в летнем театре парка отдыха имени Октябрьской революции состоялся концерт художественной самодеятельности, где Клара Федоровна читала свои стихи. Публика ее встретила восторженно. Мирон Георгиевич подарил ей огромный букет алых роз. Потом на сцену бабушка отправила меня, я читал стихи Агнии Барто. Мне было лет восемь, я очень волновался, забывал слова, запинался. Но когда я закончил читать стихи, на сцену вышла девочка лет десяти и подарила мне букет белых роз. Я был счастлив. Оказывается, я имел такой успех!

     Это были первые цветы в моей жизни, которые я получил за публичное выступление. Лишь потом, спустя годы, я узнал, что эти цветы купил Мирон Георгиевич Хачумов и попросил девочку вынести их мне на сцену. Уже давно нет на свете Мирона Георгиевича, но эти первые цветы в своей жизни я буду помнить всегда.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

Композитор Капанаков, мудрый наставник

КОМПОЗИТОР КАПАНАКОВ, МУДРЫЙ НАСТАВНИК

     247Моя мама, Галина Николаевна (Нагапетовна) Багдыкова, долгие годы работала в музыкальной школе имени Гнесина, заведовала струнным отделением. Она преподавала по классу скрипки. Многие ее талантливые ученики впоследствии связали свою жизнь с музыкой, окончили Ростовскую консерваторию.

     Я как-то спросил у мамы, в чем, по ее мнению, заключается секрет успеха в профессии. Мама мне ответила, что помимо таланта, способностей и трудолюбия большое значение имеет личность наставника, доверие к учителю. Вообще, роль наставника в будущей профессии огромна. Если серьезно задуматься, то у каждого из нас в жизни были люди, которые сыграли большую роль в выборе профессии, а значит, во многом определили нашу судьбу.

     Моя мама долго не могла для себя решить, кем ей стать и стоит ли серьезно заниматься музыкой. Она успешно окончила музыкальную школу. Перед ней стояла дилемма: поступать в музыкальное училище или в медицинский институт? Она хотела стать детским врачом, но и музыку очень любила. Тем более что ее отец, мой дедушка Нагапет Серопович Явруян, погибший в годы Великой Отечественной войны в фашистском концлагере, мечтал, чтобы дочь стала музыкантом, скрипачом. В память о нем моя бабушка Надя (Арекназан) отдала маму учиться в музыкальную школу по классу скрипки.

     Судьбу моей мамы определила одна встреча. Моя бабушка отдыхала в санатории. Там она познакомилась с известным ростовским композитором, музыковедом Григорием Христофоровичем Капанаковым. Бабушка рассказала Григорию Христофоровичу о своей дочери и ее сомнениях. Капанаков сказал, что хотел бы встретиться с девочкой, побеседовать с ней, послушать ее игру на скрипке.

     После отдыха в санатории моя бабушка с мамой пошли в гости к Григорию Христофоровичу Капанакову. По воспоминаниям моей мамы, Капанаков был очень гостеприимным хозяином. Именно у него в доме она впервые в жизни увидела магнитофон. Для тех послевоенных лет это было чудом техники. Григорий Христофорович записал выступление моей мамы на магнитофон. Потом долго беседовал с ней. Моей бабушке он сказал:

     – У вашей дочери хорошие музыкальные способности. Ей надо поступать в музыкальное училище, а затем продолжать образование в консерватории.

     И Григорий Христофорович рассказал бабушке, к какому преподавателю в училище лучше обратиться для занятий, кто в дальнейшем должен стать педагогом и наставником моей мамы.

     Именно эта встреча с композитором Капанаковым и определила судьбу моей мамы, именно он смог увидеть в ней будущего музыканта и педагога.

     Григорий Христофорович Капанаков прожил недолгую, но яркую и интересную жизнь. Его очень уважали и ценили донские армяне. Он родился 14 ноября 1912 года в Ростове-на-Дону. В 1939 году окончил теоретико- композиторское отделение Ростовского музыкального училища. Работал пианистом в различных клубах, кинотеатрах, преподавал в музыкальной школе, руководил самодеятельным оркестром, был солистом Ростовской областной филармонии.

     С 1944 года Григорий Христофорович работал преподавателем теоретических предметов в Ростовском музыкальном училище.

     Капанаков – автор музыки ко многим песням. Назову наиболее известные: «Гневная песня» (сл. Н. Зарьяна), «Песня гвардейской дивизии» (сл. А. Суркова), «За свободу любимой» (сл. Я. Козловского), «Возвращение» (сл. Л. Первомайского), «Наталья» (сл. Я. Козловского), «Голубые глаза» (сл. Я. Козловского), «Цимлянское море» (сл. М. Касилева).

     Конечно, расцвет творческой деятельности Григория Христофоровича Капанакова пришелся на сталинские годы. Поэтому и все его песни идеологически правильные, патриотичные. Он писал песни и для хора: «Ленинские внучата», «Песни советских казачат», «Песня о Ленине» (сл. Л. Ошанина,1952), «Песня о счастье» (сл. А. Чуркина, 1952), «Вперед» (сл. Н. Упеника, 1944). Сегодня текст некоторых песен может показаться наивным и смешным. Но не будем забывать, в какие годы они писались, а главное – эти песни искренние, они талантливо написаны.

     Григорий Христофорович Капанаков писал музыку и для симфонических, и для духовых, и для струнных оркестров. Он также сочинял романсы. Ушел из жизни талантливый музыкант в 1963 году.

     Григорий Христофорович Капанаков оставил яркий след в музыкальной истории нашего города. Но и в судьбе моей мамы он сыграл важную роль. Мама мечтала быть детским врачом, но с легкой руки Григория Христофоровича стала музыкантом, всю свою жизнь посвятив детям, обучая их игре на скрипке, даря им удивительно красивый и необыкновенный мир Музыки.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

Георгий Тусузов - мастер эпизодических ролей

ГЕОРГИЙ ТУСУЗОВ – МАСТЕР ЭПИЗОДИЧЕСКИХ РОЛЕЙ

     244В детстве я имел счастливую возможность вживую видеть игру великих актеров Театра сатиры – Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина и других. Дело в том, что мой родственник Георгий Баронович Тусузов работал актером в этом театре. И мы с родителями, когда приезжали в Москву, ходили на его спектакли.

     Заслуженный артист России Георгий Баронович Тусузов родился 27 марта 1891 года в Нахичевани-на-Дону. И звали его… Геворг Луйспаронович Тусузян. С малых лет он увлекался театром, принимал участие в гимназических постановках. Затем Тусузов отправился в Москву, где поступил на юридический факультет, который с успехом и закончил. Но страсть к актерскому мастерству в нем не пропала. Он был зачислен в труппу любительского театра и все годы учебы играл в спектаклях. По окончании университета Георгий Баронович вернулся в Ростов, в свою родную Нахичевань. Работал помощником присяжного поверенного. Но тут случилась октябрьская революция 1917 года. В городе было неспокойно. Говорят, что в те годы Тусузову поручили взяться за ликвидацию преступности в городе. Молодой юрист не стал устраивать облавы на воров. Ими и так были забиты тюрьмы Ростова. Он выступил с пламенной речью на собрании бывших зеков. Очевидцы утверждают, что Тусузов произнес тогда лучший монолог всей своей творческой жизни. В это трудно поверить, но бывшие медвежатники и домушники в день 1 мая дали слово, что больше красть не будут! Правда, это слово держали они недолго.

     Тусузов не забывал и о сцене. Он играл в любительской армянской труппе при Нахичеванском драмтеатре. Затем попал в ростовскую Театральную мастерскую. В 1921 году Театральная мастерская перебралась в Ленинград. Там она вскоре распалась. Тусузов переехал в Москву. Он устроился работать в театр-кабачок «Не рыдай». В этом театре блистали такие великие актеры, как Игорь Ильинский и Рина Зеленая. Затем Тусузов выступал в прославленной «Синей блузе». Но главная веха в жизни Георгия Бароновича – это работа артистом в Театре сатиры.

     245Тусузов вошел в театральную историю как непревзойденный мастер эпизода. В эпизодических ролях он снялся во многих советских фильмах. Это «Девушка без адреса», «Человек-амфибия», «Приключения Кроша», «Человек ниоткуда», «Дайте жалобную книгу», «Семь стариков и одна девушка», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (где он блестяще сыграл экскурсовода) и многие другие фильмы. Люди старшего поколения с ностальгией вспоминают популярный в те годы на советском телевидении «Кабачок «13 стульев». В этой передаче Тусузов играл пана Пепусевича, который тихонько похрапывал в уголке.

     Мне посчастливилось видеть Георгия Бароновича Тусузова и в жизни, и на сцене и общаться с этим замечательным человеком.

     Тусузов прожил почти 95 лет. Этот факт служил поводом для многочисленных шуток в Театре сатиры. Папанову приписывают слова: «Умереть не страшно. Страшно, если над твоим гробом в почетном карауле будет стоять Егорушка Тусузов».

     Когда Леонид Осипович Утесов поинтересовался у Тусузова, в чем секрет его долголетия, тот с присущим ему юмором ответил: «Никому не говорил, тебе откроюсь. Секретов три: я никогда не занимался спортом, не ел домашнюю пищу и не был официально женат!»

     В последний год жизни у Георгия Бароновича отказали ноги и его поместили в Дом ветеранов сцены, где он вскоре и умер.

     Георгий Баронович Тусузов всю свою жизнь посвятил сцене. Любовь зрителей поддерживала его. Когда же знаменитый актер не смог выходить на сцену и перестал чувствовать зрительскую любовь, он умер. Это случилось 2 февраля 1986 года.

     Теперь, когда я смотрю фильмы с участием Георгия Бароновича Тусузова, то испытываю чувство гордости за то, что он мой родственник, и за то, что наш славный город подарил миру такого замечательного актера.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

Выдающийся скрипач Авет Габриэлян

ВЫДАЮЩИЙСЯ СКРИПАЧ АВЕТ ГАБРИЭЛЯН

     246Донские армяне всегда славились своими музыкантами. Но о выдающемся скрипаче Авете Карповиче Габриэляне следует рассказать подробнее. Авет (Авдей) Карпович Габриэлян (Тер-Габриэлян, Габриелян) был народным артистом Армянской ССР, лауреатом Сталинской премии, а также Государственной премии Армянской ССР. За свою творческую деятельность он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими другими почетными орденами и медалями.

     Авет Габриэлян родился в Нахичевани-на-Дону в 1899 году. С детских лет у маленького Авета была тяга к музыке. К счастью, его родители сумели вовремя распознать музыкальный дар ребенка. Он обучался игре на скрипке у Н.К. Авьерино. Кстати, почему-то армяне в Нахичевани, как и евреи в Одессе, старались своих детей учить игре на скрипке.

     Авет Габриэлян в 1929 году окончил Московскую государственную консерваторию (МГК) имени Чайковского по классу Л.М. Цейтлина. На весь мир Авет Карпович Габриэлян прославился тем, что в 1923 году был одним из организаторов первого армянского струнного квартета (впоследствии квартет имени Комитаса). Более того, с 1924 по 1976-й (52 года!) был первой скрипкой этого квартета. При этом Авет Карпович Габриэлян преподавал с 1929 года в Московской государственной консерватории. Был доцентом этой консерватории.

     Я помню, как мне мой папа с восторгом рассказывал о том, как он со своим отцом, моим дедушкой, ходил на концерт Авета Габриэляна и квартета имени Комитаса, который состоялся у нас в Ростове почти сразу после войны. Сейчас это трудно себе представить, но в те годы концерты классической музыки у нас в городе шли с аншлагом. Авета Карповича Габриэляна в Нахичевани очень любили, гордились им. Его называли уменьшительно-ласкательно Аветик или наш Аветик.

     Авет Карпович переехал жить в Армению, в Ереван, еще в двадцатые годы минувшего столетия. В Ереване он преподавал в Ереванской музыкальной студии, а затем в консерватории. Габриэлян, как говорят, жил на два города (Ереван и Москву), на две республики.

     В 1931 году квартет, в котором первой скрипкой был Авет Габриэлян, получил статус Государственного квартета Армении. В 1932 году квартету присвоили имя выдающегося армянского композитора и музыканта Комитаса.

     Интересно, что Авет Габриэлян принимал участие вместе с другим выдающимся скрипачом Давидом Ойстрахом во Втором Всесоюзном конкурсе музыкальных исполнителей (1935). На этом конкурсе Габриэлян занял второе место. А первая премия была присуждена Давиду Ойстраху.

     В 1939 году Авет Карпович Габриэлян был одним из участников и организаторов Первой декады армянского искусства и литературы в Москве. Надо отметить, что Габриэлян старался исполнять не только классические музыкальные произведения. В сольных программах Авета Карповича звучали произведения выдающихся армянских композиторов Комитаса, Н. Тиграняна, А. Спендиарова, А. Хачатуряна, А. Долуханяна, А. Бабаджаняна, К. Орбеляна, Л. Сарьяна.

     Авет Габриэлян вместе с квартетом имени Комитаса много и успешно гастролировал. Музыканты выступали в Англии, ГДР, Чехословакии, Австрии, Румынии, Исландии, Норвегии, Венгрии, Японии, США, Польше, Канаде, Голландии. Особо следует отметить успешное выступление квартета имени Комитаса в США, которое состоялось в 1963 году. Авет Габриэлян вместе с коллегами-музыкантами встречался с президентом США Джоном Кеннеди в Белом доме! Квартет имени Комитаса с успехом выступил в 32 городах США.

     Авету Карповичу Габриэляну в 1976 году было присвоено звание профессора. Он был Почетным профессором Ереванской государственной консерватории. Кста¬ти, квартет имени Комитаса имел звание «Заслуженный коллектив Республики Армения».

     В 1983 году Авет Карпович Габриэлян ушел из жизни. Он был похоронен в Ереване. В 1984 году его имя было присвоено одной из музыкальных школ Еревана, а в 1987-м был учрежден конкурс скрипачей и виолончелистов имени Авета Габриэляна и Сергея Асламазяна (Сергей Захарович Асламазян был выдающимся виолончелистом).

     22 июня 1999 года в Малом зале Московской государственной консерватории к 100-летию со дня рождения Авета Карповича Габриэляна состоялся торжественный вечер. Эту дату также широко отмечали музыкальные учреждения, учебные заведения и пресса Армении.

     Авета Карповича Габриэляна продолжают любить и помнить и у нас на Дону, в Ростове и Нахичевани. Ведь этот выдающийся скрипач был нашим земляком!

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

Основатель джазовой школы на Дону

ОСНОВАТЕЛЬ ДЖАЗОВОЙ ШКОЛЫ НА ДОНУ

     243Ким Аведикович Назаретов (1936–1993) – родоначальник джазовой школы на Дону, руководитель джаз- оркестра, пианист, аранжировщик, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он был первым в стране профессором эстрадной и джазовой музыки, сыграл выдающуюся роль в становлении джаза не только в Ростове, но и на всем юге России.

     Кима Аведиковича Назаретова я знал с детских лет, так как мой отец, заслуженный врач России Минас Георгиевич Багдыков был с ним в дружеских отношениях. Они родились в одно время, выросли вместе в Нахиче¬вани и оба с юношеских лет были поклонниками джаза.

     Ким Аведикович Назаретов родился в нахичеванской армянской семье. Но имя Ким не армянское и даже не корейское. Такое имя характерно для советского времени. Ким расшифровывается очень просто: Коммунистический интернационал молодежи. В тридцатые годы ХХ столетия подобные имена были популярны в Советском Союзе. Тогда мальчиков часто также называли Ви¬лен в честь Владимира Ильича Ленина. Интересно, что Ким Назаретов, человек с таким советским именем, всю свою жизнь страстно любил «буржуазную» музыку, то есть джаз.

     Ким Назаретов прошел все соответствующие ступени музыкального образования. Он окончил музыкальную школу, затем училище и консерваторию. В 1956 году Назаретов, с отличием закончив музыкальное училище, поступает в Харьковскую консерваторию. Там же он создает свой первый джазовый оркестр. Музыку они играли из трофейных фильмов, очень популярных в то время. Таких как «Серенада Солнечной долины» и «Джордж из Динки-джаза».

     С октября 1960 года Ким Назаретов активно сотрудничает с Харьковским ТЮЗом. За три года он написал там музыку к восьми спектаклям!

     В 1963 году Ким Назаретов возвращается в свой родной Ростов, работает в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Вместе с известным саксофонистом Владимиром Поповым Ким Назаретов создает музыкальный коллектив. Оркестр выступает в кинотеатре «Россия». Летом 1964 года музыкальный коллектив играл в парке имени Октябрьской революции на танцплощадке «Мелодия».

     1974 год был судьбоносным для истории отечественного джаза. Решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения (ЭДО).

     В 1982 году ректор Ростовского государственного музыкально-педагогического института (так тогда называлась наша консерватория) Анатолий Иванович Кусяков предложил Киму Аведиковичу Назаретову открыть первый в стране эстрадно-джазовый факультет и в вузе. Так Назаретов становится родоначальником джазовой школы на Дону. Вот как детская мечта воплотилась в реальность!

     Ким Назаретов проводил в Ростове множество джазовых фестивалей, приглашал известных иностранных джазменов.

     С 1991 года Ким Аведикович открывает ежемесячный абонемент «Джаз в полдень», который ему помогал вести легендарный Ю.Г. Кинус.

     В январе 1992 года К.А. Назаретову впервые в России было присвоено ученое звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки!

     Я лично могу засвидетельствовать, что Кима Назаретова знали и любили многие ценители музыки и за границей. В 1991 году мне пришлось побывать в городе Глазго в Шотландии. И многие шотландцы, любители джаза, тогда мне говорили, что в Ростове живет и работает легендарный джазмен Назаретов.

     Я никогда не забуду, какой приятный сюрприз приготовил моему отцу Ким Назаретов в далеком 1991 году. В библиотеке медицинского института шла презентация книги моего отца Минаса Георгиевича Багдыкова «Нахичеванские портреты». Выступали писатели, историки, журналисты, говорили о значимости этой работы. Вдруг в помещении библиотеки мединститута появляется Ким Назаретов со своими учениками. Они играют любимые джазовые мелодии моего отца. Такой подарок не забудется никогда!

     К сожалению, Ким Аведикович Назаретов рано ушел из жизни. Его не стало 18 июля 1993 года.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

.