Тернистая судьба храма
В марте 2009 года исполнилось два года как старейшее здание нашего города, храм бывшего монастыря Сурб-Хач (Святой Крест или Крестовоздвиженский монастырь) в нынешнем Ростове-на-Дону перестал быть Музеем русско-армянской дружбы и передан религиозной общине с интересным названием Местная религиозная организация «Церковь монастыря Сурб-Хач» (Святого Креста) г. Ростова-на-Дону.
Весьма интересна и сама история его появления еще в XVIII веке на донской земле.
Часто говорится, что монастырь основал архиепископ Иосиф Аргутинский. Это не совсем так. Одним из условий для переселения армян из Крыма и не на Дон, а в Приднепровье их предводитель архимандрит Петр Маргосов еще в 1778 г. поставил сооружение на новом месте за счет имперской российской казны нового монастыря Сурб-Хач взамен оставляемого в Крыму одноименного монастыря. Когда же в конце 1789 г. переселенцев направили на Дон, то Иосифу Аргутинскому, прибывшему сюда через год, надо было только следить за возведением храма и зданий, а затем их освящать.
Присоединив к своей епархии религиозные армянские общины Нахичевани и армянских сел, Иосиф Аргутинский задумал перенесенный из Крыма монастырь Сурб-Хач превратить в центр религиозной жизни армян на донской земле. В 1783 году был построен деревянный храм Сурб-Хач. Строительство каменного началось в 1786 году, а закончилось в 1792 году. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта считается русский зодчий Иван Егорович Старов. Точный внешний облик первого храма Сурб-Хач для нас остался неизвестен, потому что в 1862 году он был основательно перестроен. Армянские историки обычно с большим прискорбием отмечают, что в архитектуре нахичеванских церквей «нет ни крупицы армянской архитектуры» и даже сетуют на то, что армянское население «привыкло к классической архитектуре и остаётся весьма равнодушным к армянским суровым архитектурным традициям».
Увидеть Сурб-Хач в виде полноценного монастыря Иосифу Аргутинскому так и не удалось. В монастыре были настоятели, но не было монахов.
Налаживанию нормальной жизни общины в Сурб-Хаче мешал языковой барьер между настоятелями и паствой. Язык крымских армян, потомков древнего города Ани, резко отличается от языка кавказских армян. Не совпадали и некоторые праздники крымских и кавказских армян. После кончины Иосифа Аргутинского Эчмиадзинский католикосат по¬прежнему присылал в Сурб-Хач настоятелей из Закавказья, но они в монастыре без монахов надолго не задерживались, часто сменяя один другого. Только в 1830-м настоятелю Аратюну Аламдаряну, известному армянскому поэту и просветителю, удалось привезти с собой в Сурб-Хач небольшую монашескую братию. Он развил кипучую деятельность по переустройству монастыря в обитель на закавказский лад, чем вызвал непонимание местных армян. По мнению местных армян, деятельность настоятеля нарушала их права и льготы, предоставленные по Екатерининскому Указу. По этой причине или по другим обстоятельствам, но в мае 1834 года Аламдарян был смертельно ранен налетчиками¬грабителями, а закавказские монахи предпочли побыстрее покинуть Сурб-Хач. Скоро такая же участь постигла и другого настоятеля.
И долго еще Сурб-Хач сохранял свое формальное положение монастыря как церковно-хозяйственной организации, но отсутствие монахов и послушников, а также фактическое управление земельными угодьями сельской общиной села Большие Салы не позволяло ему полностью самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами. Эта община на протяжении многих лет обращалась к городским нахичеванским властям с просьбой взять земельные угодья монастыря в свое управление, и только в 1883-м это свершилось. Тогда же, в 1883-м, в Нахичевань-на-Дону была перевезена и монастырская библиотека. С этого времени живописная местность несостоявшегося монастыря превратилась в развлекательный дачный центр нахичеванцев, а храм Сурб-Хач только по традиции продолжал называться монастырем. В самом же храме, не имевшем постоянного прихода, для приезжавших сюда из города дачников проводились торжественные службы настоятелями храма или священниками нахичеванских храмов.
Армянские общественные деятели, особенно советского периода, всегда с удовольствием подчеркивали мысль, что монастырь Сурб-Хач играл роль не культового центра, а только очага культуры и просвещения.
В 1921 году здания бывшего монастыря по распоряжению властей передали отделу народного здравоохранения, в них разместили детский дом. Через некоторое время бывшее монастырское подворье превратили в скотный двор, в котором свободно «разгуливали» лошади, свиньи и прочая живность, нещадно портя и загаживая погребения. В этих условиях редкие богослужения в храме отправлялись до 1931 года, после чего храм принудительно закрыли, превратив его в совхозное зернохранилище.
В середине 1960-х уже предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для возникшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Ростовское областное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры встало тогда на защиту самого древнейшего ростовского здания. Обратились за помощью к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета СССР М. С. Сарьяну. Мартирос Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, откликнулся на просьбу, и ростовские партийные органы не смогли устоять перед его авторитетом. Решение о сносе храма отменили. В здании бывшей церкви было решено создать Музей русско-армянской дружбы как филиал Ростовского областного музея краеведения. Он открыл свои двери для посетителей в ноябре 1972 года.
В постперестроечное время среди армянской общественности города, поддержанной мигрантами из кавказской Армении, началось движение за возвращение здания Музея русско¬армянской дружбы церковной общине. Талант армянской предприимчивости постепенно пробивал все преграды, стоявшие на пути. С начала XXI века в здании Музея русско¬армянской дружбы стали проводиться эпизодические богослужения. В мае 2001-го в Ростове-на-Дону уже была официально зарегистрирована упомянутая в начале статьи религиозная организация. В свидетельстве о регистрации эта организация указала, что ее вероисповеданием является православие, хотя она входит в состав Централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви.
До настоящего времени было известно, что Армянская Апостольская церковь, получившая в России название Армяно-Григорианской церкви, никогда не считалась православной, которая исповедовала монофизитскую религию и которая признавала в Иисусе Христе только божественную ипостась (сущность) и отрицала в нем человеческую ипостась.
С 2002 года в Музее участилось проведение церковных обрядов, а ещё через год на всех законодательных уровнях города был решён вопрос о возвращении Сурб-Хачу культового статуса. Но понадобилось ещё несколько лет, чтобы Музей русско-армянской дружбы 26 марта 2007 года прекратил свою деятельность, а в храме стали регулярно совершаться богослужения в сопровождении музыкального инструмента электрического синтезатора. (В православных храмах музыка не используется, а только пение. Нет в храме и иконостаса, который является отличительной особенностью православных церквей). Пока неизвестно, будет ли в Сурб-Хаче монастырь, но, исходя из названия организации, следует, что он должен быть.
Ну а как обстоит дело с прихожанами Сурб-Хача? Переполненным храм никогда не бывает. Пока не была сооружена по соседству с Сурб-Хачем православная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в нем появлялось русское верующее население, а теперь и его не стало. Так что материальная база храма Сурб-Хач вызывает большие опасения в отношении сохранения в нормальном состоянии выдающегося ростовского памятника истории и архитектуры.
№238-240 от 24 июля 2009 г., НВ.
|