rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Жизнь непроста - но все-таки прекрасна

Анатолий Калинин: Жизнь непроста, но всё-таки прекрасна

13722 августа исполнилось 87 лет патриарху донской литературы Анатолию Калинину — большому другу Михаила Шолохова, человеку, который заставил миллионы людей переживать за судьбу цыгана Будулая. Анатолий Вениаминович дал согласие встретиться с корреспондентами газеты «Ростов официальный».

Хутор Пухляковский, где живёт писатель Анатолий Калинин, раскинулся на живописном берегу примерно в двух часах езды от Ростова. Сюда военный корреспондент «Комсомольской правды» Анатолий Калинин приехал сразу после Великой Отечественной, будто следуя призыву Шолохова, который советовал собратьям по перу жить среди своих героев. Калинин поселился в доме, построенном местным купцом более ста лет назад, на донском взгорье. В этом особняке он написал свои лучшие романы и повести: «На юге», «Эхо войны», «Суровое поле», «Курганы», «Запретная зона», «Возврата нет», «Цыган», которые принесли писателю народную любовь и всесоюзную славу.

В день рождения Анатолий Вениаминович Калинин вышел к воротам встречать своих многочисленных гостей. Высокий, с белой как лунь головой, он стоял, не сутулясь, как-то по-особому благородно, и даже не верилось, что этому человеку исполнилось 87 лет.

...Мы сидим под старой раскидистой шелковицей, за длинным столом, который буквально утопает в цветах и благоухании августовского вечера. Лай собак и пение петухов постоянно напоминают о хуторской жизни. На столе «Жемчужина Дона» — знаменитое пухляковское вино. «Не люблю пышных дней рождений, когда ты вынужден слушать, как тебя хвалят, — откровенничает писатель. — К чему эти похвалы в моём возрасте, если всю свою жизнь выступал против этого?» Суетное всегда было чуждо Калинину. В своё время он отказался от представления на присуждение Ленинской премии за «Эхо войны», сказав, что писателям не нужны ни лавры, ни почести.

Не один десяток лет Анатолий Калинин оставался другом Михаила Шолохова, а потому всё, что сегодня связано с именем писателя, не может его не беспокоить. И то, что значительно меньше стало издаваться его книг, и то, что многие шолоховские произведения, даже «Нахалёнка», исключили из школьной программы. И то, что российские зрители до сих пор не увидели киноэпопею Сергея Бондарчука «Тихий Дон», которую Шолохов перед смертью сам предложил снять режиссёру и которую уже более десяти лет Россия не может выкупить у итальянцев.

— Мне было всего 13 лет, когда, прочитав первую книгу «Тихого Дона», я поехал на быках в Вешки для того, чтобы увидеть человека, который смог сотворить такое чудо, — вспоминает Анатолий Вениаминович. Второй раз он повстречался с Шолоховым уже будучи корреспондентом «Комсомольской правды», когда приехал в Вёшенскую с финского фронта. В пути, пока добирались на полуторке, я сильно замерз. Когда вошёл в дом к писателю, Шолохов, посмотрев на мою промёрзшую шинель, достал с полки бутылочку и налил мне рюмку. До этого я никогда водку не пил. Половину пригубил, закашлялся... Если бы вы видели, как глаза Шолохова внимательно ощупывали мою шинель, как бы к чему-то примериваясь и с тревогой предчувствуя, что вскоре в такие шинели оденется весь народ. Вообще громадного ума был человек, в котором удивительно сочетались простота и изящество.

Калинин был рядом с Шолоховым, когда было опубликовано «Стремя Тихого Дона», в котором говорилось о том, что «Тихий Дон» — это плагиат, а Шолохов — литературный вор. Михаил Александрович - тогда спросил Калинина читал ли он это самое «Стремя», и с горечью добавил: «Что же этому чудаку надо?» Сколько после выхода этого клеветнического опуса в 1974 году пришло писателей грязных анонимных писем! Одно из них он дал почитать Калинину. «А теперь ты, подонок, откажешься от своего особняка?» — спрашивали в письме, под которым стояла подпись: 14 рабочих завода «Серп и молот». «Сказать, что Шолохов тогда переживал, значит ничего не сказать — он был оскорблён до глубины души». В ответ на «Стремя Тихого Дона» Калинин опубликовал в «Известиях» статью о творчестве Михаила Шолохова, в которой проанализировал некоторые его произведения. Позже в «Роман-газете» в защиту Нобелевского лауреата вышло «Время «Тихого Дона» — обоснованный анализ — от первых рассказов до романов — творческого единства сочинений Шолохова. После этого уже настала очередь Анатолия Вениаминовича получать гневные письма с угрозами и оскорблениями в свой адрес.

Не раз упрекали писателя и в «квасном патриотизме». Это было после публикации романа «На юге» (первый в советской литературе роман о наступлении наших войск), в котором Калинин, описывая историю Донского корпуса в годы войны, поведал о том, как казаки вместе с советскими наградами увесили грудь Георгиевскими крестами.

«Я помню время, когда слово «казак» было будто под запретом и не произносилось вовсе», — говорит Калинин. Он считает, что возрождение казачества, его традиций и уклада жизни началось на полях Великой Отечественной. Именно после подписания сталинского указа о создании пятого Донского казачьего корпуса, после которого казаки встали на защиту Отечества, и были, по словам писателя, позабыты прежние распри.

Но не роман «На юге» и другие произведения на казачью тему принесли Анатолию Калинину общенародную известность. Она пришла к нему после публикации, а затем и экранизации романа «Цыган». «Образ Будулая возник ещё в войну, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать этот роман. Позже во время отступления в Запорожских степях я увидел разбомбленную цыганскую кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла из нее чудом оставшегося в живых младенца. После войны, когда я уже переехал в Пухляковку, здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата — Будулаем. Отсюда возникло имя главного персонажа. А если по-честному, то я никогда не ходил с записной книжкой и специально не искал сюжеты для своих произведений. Я никогда не знал, что буду писать завтра».

Не так давно выяснилось, Анатолий Калинин не только талантливый прозаик, но и удивительный поэт. К 85-ле¬тию писателя свет увидели его поэтические сборники «В саду Сайда» и «И вешних крыльев блеск», которые вышли небольшим тиражом и разошлись по донским библиотекам. «До этого я практически не публиковал свои стихи, хотя и записывал их в военные и послевоенные блокноты всю жизнь, — говорит Анатолий Вениаминович. — И вдруг только совсем недавно я с грустью ощутил, что в своё время предпочёл им прозу. Впрочем, может быть, — эта грусть каким-то образом отразилась в той же прозе». Сегодня, в свои 87, Анатолий Калинин не только продолжает писать, но еще и успевает вести активную общественную жизнь, используя свой авторитет на благо родной станицы и земляков. Во многом благодаря его усилиям удалось отстоять 80-километ¬ровую железнодорожную ветку, соединявшую район с речным портом, и восстановить местный Дом культуры. Сейчас он намерен бороться против строительства в Усть-Донецке терминала по хранению серы и поддерживает воссоздание храма Донской иконы Пресвятой Богородицы в станице Раздорская. Похоже, что жизнь в этом человеке бурлит не переставая.

...В фильме «Цыган» звучит песня на слова донского поэта Бориса Примерова: «Сразу от порога нас ведёт дорога, как детей заботливая мать...». «А ведь эта дорога продолжается и после нашей жизни, — говорит Анатолий Калинин. — Конечно, расставаться с жизнью — страшно, какая бы она ни была. Сегодня жизнь — очень непроста, и всё-таки я могу сказать, что она прекрасна».

3 сентября 2003г., РО.
.