rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Метростроевская лирическая

Метростроевская лирическая

В полдень, томясь в пробке на одной из улочек, прилегающих к Буденновскому проспекту, отчего-то вспомнил далекий олимпийский 1980 год, воскресное весеннее утро и радио, радостно оповестившее советский народ о начале проектирования ростовского метро.

Незачем, думается, описывать мою тогдашнюю реакцию. Уверен: легкое ликование испытал тогда если не весь советский народ, то наверняка уж каждый, кому дорог и близок Ростов. Метро да, пожалуй, еще широкая лестница к Дону от театра имени Горького – это две давние хрустальные мечты ростовчан. Чтоб, значит, и Одессу переплюнуть, и Москву догнать… Помню, отдельные горячие головы без устали живописали, как уже завтра метропоезда станут вылетать из подземного тоннеля прямиком на степные задонские просторы.

«Завтра» растянулось надолго. Причем пока так и не наступило. Вот уже почти три десятка лет прошло, а хрустальная мечта остается мечтой со слабой надеждой на осуществление.

К чему это я? Наверное, к тому, что если бы слова, сказанные в «Последних известиях» почти три десятка лет назад, сегодня воплотились в дело, не пришлось бы мне, прозябая в пробке, предаваться сладостным «воспоминаниям о будущем». Транспортная ситуация, будучи совсем иной, просто не дала бы такой возможности. Будь сейчас в Ростове метро (а его, что бы там ни говорили, ссылаясь на советские и постсоветские сложности, за 27-28 лет построить было возможно), едва ли дорожные пробки стали играть такую определяющую роль в укладе ростовской жизни. Доказано и проверено на примере других мегаполисов.

Мне, конечно же, сразу могут возразить. И при этом сошлются на пример Казани, где недавно пущенное метро все еще посещается скорее с экскурсионными, нежели с утилитарными целями и пока себя не окупает. Мол, Казань – мегаполис, вполне сопоставимый с Ростовом, и вот что там с метро получается…

Но, во-первых, трасса казанского метро проложена далеко не продуманно: не предусмотрели даже станцию возле железнодорожного вокзала, имеются и другие проектные промахи… А потом мало сомнений в том, что построенное «навырост» казанское метро начнет-таки окупаться уже в ближайшие годы. Тому порукой транспортная ситуация в татарской столице – к слову сказать, куда менее сложная и напряженная, чем в столице южной (не из-за метро ли?). Да и казанская демография за то говорит: город сегодня растет стремительно… Так что если и заниматься в Ростове проблемой метро, то это нужно делать прямо сейчас и тоже прокладывать подземку по-казански, «навырост». Естественно, учтя все тамошние ошибки.

Стоит помнить, что такое строительство – дело не одного года, и к тому времени, как метропоезда действительно смогут вырваться на задонские просторы, население Ростова, скорее всего, превысит необходимые для обеспечения рентабельности метрополитена полтора миллиона, и он окажется как нельзя кстати. Во всяком случае, все планы создания Ростовской агломерации и, в частности Большого Ростова, оперируют величинами от двух до четырех миллионов человек.

Другое традиционное возражение противников метрополитена: ростовские почвы не позволяют – похоже, уже перестало встречать поддержку даже у «отцов города». В самом деле: что же это за такие особые ростовские почвы, что метро строить нельзя, а воздвигать одну за другой высотки градоформирующих комплексов – можно? И разве эти почвы сложнее питерских? А ведь в северной столице метро появилось задолго до разработки современных технологий прокладки подземных тоннелей в сложных геологических условиях. Что же касается почв, то в Ростове картина выглядит так. В Александровке – преимущественно пески, ближе к центру города – плывуны (что ничуть не препятствует строителям самозабвенно вколачивать сваи под многоэтажные офисные центры-дворцы), далее на запад – глины… И скажите: что же тут такого, что не позволило бы вести линии метро, используя современные методы укрепления почв и заморозки грунта?

Судя по всему, сегодня в Ростовской мэрии это стали понимать, потому что находившееся чуть ли не под запретом слово «метро» зазвучало вновь. Уж не знаю, что подвигло на то муниципальных чиновников – то ли тень транспортного коллапса в близкой перспективе, то ли совершенно выбившая народ из колеи аварийная история с Ворошиловским мостом, но только о метро не просто заговорили – заголосили наперебой. Даже вызванную к жизни аварией Ворошиловского моста идею строительства моста-дублера в створе проспекта Соколова смело предлагают осуществлять в виде метромоста. Проняло-таки!

А как не пронять, если все последние события наглядно свидетельствуют о полном крахе транспортной политики ростовских властей? Безудержная ставка на автобусы и многолетнее убийство до того хорошо развитого электротранспорта – суть не что иное, как лоббирование интересов торговцев горючим и автобусным «сэконд-хэндом» – неповоротливым и экологически небезопасным хламом, от которого с радостью спешат избавиться на Западе. В результате имеем то, что имеем. Удивительно только, что буквально до последней секунды мэрия не спешила признаться себе в том, что транспортная ситуация уже достигла критической точки. Даже в новом генплане о путях решения транспортной проблемы сказано весьма обтекаемо. А принимался этот документ под аккомпанемент надоевших споров о том, строить или нет в городе монорельс. Ну, еще для разнообразия некую канатную дорогу упоминали…

Нечего сказать, варианты! Один москвичи, где монорельс функционирует без всякого успеха, уже давно прозвали выставочно-ярмарочным транспортом. А другой способен решить транспортную проблему разве что в пределах одной отдельно взятой горнолыжной базы, но никак не мегаполиса.

Возможно, стоило бы присмотреться к опыту работы метротрама – скоростного заглубленного трамвая – в соседнем Волгограде. Не знаю, потому что на этот счет никому ничего не известно. А значит, едва ли всерьез задумывались городские транспортные чиновники над этим вариантом.

Так или иначе, а сегодня идея строительства ростовского метро остается и перспективной, и жизнеспособной. Разумеется, если не зарываться исключительно под землю, напрочь забыв о том, что происходит на ее поверхности, где и бездорожье, и хаотичный автомобильный разгул. И масса других транспортных проблем, которые все равно надо решать параллельно с осуществлением «хрустальной мечты ростовчан».

16.04.2008г., НВ.
.