ДОНСКИЕ КИХОТЫ ПОБЕДИЛИ КИНОТЕАТРЫ И НАЧАЛИ СРАЖАТЬСЯ С РЕСТОРАНАМИ
Борьба с пиратством в России воспринимается как чистой воды донкихотство. Герой Сервантеса стоически сражался с ветряными мельницами. Донские Кихоты из Российского авторского общества (РАО) – с кинотеатрами. Но в скором времени их копья повернутся в сторону ресторанов и железной дороги.
На прошлой неделе РАО отметило свой юбилей – ему исполнилось 130 лет. О вековой битве за авторские права мы решили побеседовать с директором Юго-Западного филиала РАО Еленой Ткаченко…
7С:— Россия — страна, где хронически воруют. В нашем случае — интеллектуальную собственность. Сложно, но можно поймать того, кто украл у вас часы или кошелёк. А как поймать человека, укравшего нечто эфемерное, нематериальное?
— Бесспорно, раньше работать было проще. Все учреждения культуры были государственными, их руководители в большинстве своём имели партбилеты. Никому в голову не приходило, что можно не платить. Авторские вознаграждения платили не только театры и филармонии, но и учреждения общепита — бары, рестораны, кафе. А вот когда учреждения культуры стали негосударственными, а рестораны и кафе и вовсе частными, встал вопрос: как заставить их платить? Ведь если автор не стоит рядом с протянутой рукой, то и платить ему не надо — он далеко, он не узнает. И вот тогда единственный способ воздействия — это только суд.
Правоохранительные органы, к сожалению, нам помогают мало. Хотя это их работа — борьба с пиратством.
7С:— До недавнего времени вашими основными «неплательщиками» были кинотеатры.
— С ними мы справились. Хотя вот бывший «Плевен», а ныне Plaza Cinema, неожиданно оказался проблемным. Ещё до открытия мы туда отнесли письмо. От них пришла юрист, всё им было понятно, всё хорошо. А теперь пошли на попятную — не хотят платить. И заявляют: попробуйте с нами посудитесь — собственники одни, арендаторы другие, концов, мол, не найти.
Напрасно они на это надеются. Мы — найдём. Вы обратили внимание, что Правительство России и Президент уделяют большое внимание соблюдению авторских прав и охране интеллектуальной собственности? Ведь одно из условий вступления России в ВТО — наведение порядка в этой области. Наша страна, увы, имеет репутацию «большого пирата».
7С:— Но ведь находятся и такие люди, которые искренне считают, что творец всего – Бог. Человек же всего лишь записывает и не должен брать деньги за творчество.
— Я считаю, что любой труд должен быть оплачен, и неважно, откуда пришло вдохновение на создание шедевра. Другое дело, что сейчас авторы создают далеко не шедевры. Это тоже проблема. Однако в рамках закона авторство не зависит от качества этого произведения…
7С:— Вы охраняете и бездарностей?
— Но ведь и милиция охраняет граждан, независимо от их полезности обществу. Всё дело в менталитете. Менталитет нашей страны — взять подешевле. А лицензионная продукция пока что стоит дорого. У пиратов хуже качество, они воры, но мы, в силу своей низкой покупательской способности, берём у них продукцию.
Сейчас некоторые западные страны предлагают снизить стоимость лицензионной продукции. Чтобы она по цене приблизилась к пиратской. И таким образом выбить почву из-под ног пиратов. Им будет просто невыгодно этим заниматься, потому что покупать будут предпочтительнее лицензионные товары, лучшего качества.
Европейские рынки очень заинтересованы в России — у нас огромная страна с огромным населением, которое будет покупать продукцию и давать прибыль зарубежным производителям. Во Франции последние пиратские кассеты раздавили бульдозером ещё в начале 90-х… И они забыли об этих проблемах. Мы просто сильно отстаём от Запада. Но то, что решилось у них, со временем решится и у нас. Может быть, я мечтатель, но хочется в это верить.
7С:— Часто ли к вам обращаются ростовские авторы?
— Судебных дел по ростовским авторам ещё не было. Бывает, что приходят молодые ребята, чьи произведения звучат на радио, в каких-то ДК, клубах. А так как эти учреждения являются нашими плательщиками, то мы просто интересуемся: не забыли ли они включить фамилию автора? Ведь не только деньги надо дать. Должен быть составлен перечень всех используемых произведений. И от ответственности того, кто составляет этот перечень, зависит, все ли фамилии туда внесены.
7С:— Вам нравится ваша работа? Ведь в глазах многих, например, в глазах какого-нибудь директора кинотеатра, вы выглядите этаким Цербером?
— Я в этом уже 26 лет. Мне нравится оперативно решать возникшие проблемы, чтобы человек не ходил по инстанциям, как это принято в России… Когда вопрос удаётся решить — испытываешь огромное удовлетворение. Есть радость и за престиж организации, и за авторов, которые получат причитающееся им вознаграждение. Азарт борьбы захватывает. Цербер? Пусть так.
Более того, часто нарушители закона воспринимают нас как людей, которые пытаются залезть в их карман. Кстати, несмотря на это, у нас со всеми кинотеатрами нормальные отношения, даже там, где мы выиграли суды. Ведь все проблемы мы решаем только цивилизованным путём. Тем более, что есть Указ Президента России — оказывать содействие РАО. Другое дело, что иногда этого содействия приходится ждать очень долго… Нас, например, «попросили» из здания, где мы находимся. 26 лет мы арендовали его у муниципальных властей. Все эти годы мы здание ремонтировали, ставили стяжки. Но, видимо, кому-то оно очень понравилось…
7С:— Насколько я знаю, этот дом находится в аварийном состоянии, и его проще снести…
— Может быть. Но речь о том, что нам должны были предоставить достойное помещение. А городская администрация не захотела этого сделать. Я ходила по инстанциям, но ничего, кроме жутких полуподвалов, добиться не смогла. Выходит, что у городских властей нет уважения к организации, объединяющей цвет творческой интеллигенции. Престиж города никого не интересует.
Слава Богу, нас поддержало московское руководство, и с их помощью мы купили офис на Халтуринском, 53. Сейчас готовимся к переезду. Как говорится, нет худа без добра. Впервые за 26 лет у нас будет собственное помещение…
29 октября 2004г., 7С.
|