rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Всемирный день доброты

Тяжкое бремя доброты

     Светлый праздник, который не стал традицией

     От Севильи до Гренады нам за мир бороться надо

     185На этой неделе мой выбор пал на Всемирный день доброты – 13 ноября. Своё начало праздник берёт в Японии. Здесь в 1997 году возникло волонтерское «Всемирное движение за доброту» (World Kindness Movement). На первых порах в него входили только государства тихоокеанского региона, которые через год выступили инициаторами Всемирного дня доброты.

     Символ праздника – открытое сердце, а цель, как заявлено в декларации, – «создать более добрый и полный сочувствия мир». По мнению организаторов, творить добро  очень просто, поскольку это изначально заложено в человеческой природе.

     Вот тут меня начинают терзать смутные сомнения. С одной стороны, Всемирный день доброты, как рапортуют его создатели и сторонники, – это торжество, которое  отмечается на всех континентах: в Австралии, Бразилии, Канаде, США, Франции, Индии, Италии, Японии, Непале, Нидерландах, Новой Зеландии, Нигерии, Сингапуре, Южной Корее, ОАЭ, Великобритании… И каждый год список присоединившихся стран пополняется. Звучит ободряюще. Но, с другой стороны, праздник существует уже более 20 лет, а отмечают его только в 28 странах. Напомню, что всего на планете сегодня насчитывается 251 государство. Вам не кажется, что с этого ракурса картина наблюдается не дюже оптимистичная?

     Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

     Чингиз АЙТМАТОВ

     Что касается России, она тоже не сразу присоединилась к сторонникам доброты и сочувствия. У нас в Отечестве День добра стал отмечаться лишь с 2009 года. Так что в этом году – скромный юбилей.

     Добро не должно быть с кулаками

     Далеко не все из нас понимают, что такое доброта. Вернее, понимают все, но каждый – по-разному. Многие вообще считают, что быть добрым – как два пальца облизать. Для этого достаточно не делать людям зла. Да ну? Не делать зла и творить добро – абсолютно разные вещи. То есть от слова «абсолютно». Не делать зла зачастую значит – просто наблюдать со стороны. И какой прок от такой «доброты»?

     Кроме того, не надо путать «добро» и «благо». В русском языке между ними есть существенная разница. Вот в немецком благо и добро действительно обозначаются одним словом – das Gute.

     А в чём разница? – спросите вы. А в том, что благо включает в себя понятие не столько о добре, сколько о пользе, выгоде, изменениях к лучшему. При этом благо не ограничено жёсткими моральными рамками, находится вне нравственности. Что благо для одних, то для других – несчастье.

     Доброта – качество, излишек которого не вредит.

     Джон ГОЛСУОРСИ

     Если в одной стране – страшная засуха, а в другой – прекрасные погодные условия и собран богатый урожай, то несчастье одних оборачивается благом для других, поскольку они могут выгодно продать пострадавшим плоды своих трудов.

     Другой пример. Убийство тирана – дело благое, но никак не доброе. Потому что добро не может быть «плохим». Оно по определению находится вне зла. С точки зрения блага добро может даже казаться несправедливым, глупым, вредным. Неслучайно ведутся горячие споры о смертной казни. Вроде бы запрет на убийство – доброе дело. Но является ли оно благом для общества? Справедливо ли проявлять милость к маньяку, расчленившему несколько десятков человек? Вопрос остаётся открытым.

     Сочувствую, но помочь не могу

     От  философских размышлений перейдём непосредственно к делам нашим скорбным. Задайте лично себе вопрос: насколько вы добры и добры ли вообще? Тут всё дело в том, с какой меркой мы подходим к определению доброты. Если с точки зрения высшего понятия о нравственности, которое именуется «категорическим императивом», то доброта – это не только сочувствие, но и помощь тому, кому ты сочувствуешь.

     Спору нет, иногда и доброе слово способно поддержать человека. Однако одними словами сыт не будешь. Многие из нас способны помочь ближнему, отрывая от себя необходимое? К примеру, вашему знакомому срочно нужны сто тысяч рублей на операцию для матери. У вас эта сумма есть, но на вас висят кредиты, детей надо готовить к школе, холодильник «накрылся» – и вообще, эти деньги отложены на чёрный день, а знакомый точно не сможет отдать деньги в ближайшем будущем. Случись что-то непредвиденное – поможет ли кто-то вам? Вопрос. Жаль человека, конечно, однако – «Сочувствую, но ничем помочь не могу».

     Нет качества более редкого, чем истинная доброта: большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны или слабы.

     Франсуа де ЛАРОШФУКО

     Таких ситуаций немало. Мы находим массу причин, чтобы отказать в помощи другим. «Нет времени», «ситуация не критична, сам выкрутится», «у него других приятелей полно, без меня помогут», «я его не слишком хорошо знаю». Пусть каждый сам разбирается со своим геморроем…

     Нет, мы не бездушны. Если есть возможность, можем занять разумную сумму, помочь с ремонтом, направить к знакомому специалисту (юристу, врачу, преподавателю), на время приютить у себя в квартире.  Но достаточно ли этого, чтобы считаться добрым? Доброта – это активная жизненная позиция, способность чем-то пожертвовать, помочь тому, кто нуждается больше, чем ты. Необязательно «положить жизнь за други своя». Но обязательно испытывать чужую боль и трагедию как свою собственную.

     Вы способны на это? 

     Траур по Альенде, или Венчание в катафалке

     Я способен далеко не всегда. Поэтому не отношу себя к добрым людям. По мере сил кому-то помогаю, но это – не заслуга и не предмет гордости. Просто нас в Стране Советов так учили – быть добрыми и помогать другим. Старушкам – перейти дорогу, родной державе – собирать металлолом и макулатуру, прогрессивной мировой общественности – отыскать путь к светлому коммунистическому будущему. Нас учили переживать за других, сочувствовать голодающей Африке и угнетаемым неграм.

     С одной стороны, это было хорошо. Мы с трёхгодовалым сыном лежали на диване и с душой выводили песенку Дракоши из мультика:

     За минутою минута

     Уплывает навсегда,

     Но на свете отчего-то,

     Но на свете почему-то

     Торжествует доброта,

     Торжествует доброта…

     И верили, что она таки восторжествует. А мы ей поможем.

     С другой стороны, советские идеологи умело манипулировали нашим сопереживанием и доводили его до абсурда. По счастью, многие понимали это и умудрялись публично издеваться над подобными манипуляциями. Вспоминаю фильм Глеба Панфилова «Прошу слова» (1965), где героиня Инны Чуриковой рыдает, узнав о смерти Сальвадора Альенде.

     – Так нельзя, Лиза! – сурово выговаривает ей муж (Николай Губенко).

     – О чём ты, Серёжа? – всхлипывает Лиза. – Они Альенде убили, а ты!..

     – А я-то тут при чём?!

     Но всё же коллективизм, даже искусственно навязанный, доходивший до нелепости и дикости, был ближе к христианскому понятию доброты, чем нынешний пещерный эгоизм, закон джунглей в понимании шакала Табаки – «Каждый сам за себя»! А как же «Мы с тобой одной крови»?

     Хотя, по большому счёту, и прежняя советская, и нынешняя российская мораль страшно далеки от морали христианской. Из заповеди Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя» советские идеологи вычленяли только «Возлюби ближнего своего», а нынешние российские – лишь «Возлюби самого себя». Но формула работает только в целом, а не по частям.

     Делая добро хорошему человеку, мы делаем его еще лучше, но злой от оказываемых ему благодеяний становится ещё злее.

     Микеланджело БУОНАРОТТИ

     И что получилось? Советским людям в конце концов надоела идея благодетельствовать всех подряд за свой счёт. Им, как ни странно, тоже хотелось вкусно есть, хорошо одеваться и много зарабатывать. Почему голодные негры должны кормиться за мой счёт? – спрашивал советский гражданин. Такой вопрос рассматривался как идеологическая диверсия, но ряды диверсантов росли с катастрофической неотвратимостью. И Советский Союз с его идеей вселенской пролетарской доброты рухнул.

     Под этими руинами оказалась похоронена идея социального государства, справедливости, всеобщего благоденствия, равенства и братства. СССР это хотя бы декларировал и пытался изобразить – пусть криво, косо, неумело, прибегая к умолчаниям и прямой лжи. В нынешней России не заморачиваются даже на этом. Доброта как принцип жизни, как добродетель снята с повестки дня. О ней, конечно, время от времени вспоминают – но чисто для приличия. Общество разделилось на «прынцев» и нищих, между которыми, как дерьмо в проруби, болтается жалкая кучка полусреднего-полунищего класса.

     Нищие ненавидят «олигархов» и «богэму» за их невменяемую страсть к роскоши, «понтам», выпендрёжу. «Прынцы» презирают «быдло» и «лохов», которые им завидуют и «не умеют жить».

     Делать добро легче, чем быть добрым.

     Жорж ВОЛЬФРОМ, французский литератор

     Недавний пример – свадьба Ксении Собчак и режиссёра Константина Богомолова. Не буду расписывать это феерическое безобразие. Процитирую лишь приглашение: «К и К приглашают вас на семейное торжество по случаю своей свадьбы… Если вместо подарков молодым вы желаете перевести деньги в помощь старикам и животным, убедительная просьба не делать этого». Это юмор такой. Как и то, что молодые прибыли на церемонию в катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас». Видимо, как и венчание в церкви «Большое Вознесение» (там венчались Пушкин и Натали). Вот такое весёлое действо, перформанс! С призывами не помогать старикам и животным (одни приравнены к другим лёгким движением руки). Не додумались только запретить вход неграм и собакам.

     В самом деле, какие старики? Хотите совершить благодеяние – Ксюша подскажет, как! К приглашению приложен список подарков, которые хотели бы получить молодожёны:

     – ложка сервировочная за 64 тысячи рублей,

     – вилка рыбная за 27 тысяч рублей,

     – половник за 150 тысяч рублей,

     – пуфик со столиком за 1 млн 197 тысяч рублей,

     – комод за 1 млн 370 тысяч рублей

     и т. д.

     Сострадание, сопереживание, помощь ближнему – полноте, о чём вы?! Доброта – это не про нас. Нищий не может быть добрым. Нищий зол и завистлив. Богатый не хочет быть добрым. Богатый туп и жаден.

     Так вот и празднуем День доброты – в катафалке.

     Пока смерть не разлучит нас.

№379 от 15 Ноября 2019 г.

 

Международный день наблюдения за птицами

Угадай птицу по голосу!

     184Международный день наблюдения за птицами прошел в Ростовской области в заказнике «Горненский».

     В нем приняли участие ученики трех школ Красносулинского района — всего около 50 человек.

     Самой интересной частью мероприятия стала увлекательная викторина — школьники пытались угадать птиц по голосу, внешнему виду, типу гнезда, по полету.  Часть задания дети подготовили дома, потому отвечать на вопросы викторины им было  достаточно просто. А еще юные туристы внимательно смотрели в небо, где в эти октябрьские дни можно увидеть перелетных птиц, чьи стаи  уже тронулись на юг в теплые края.

     Вместе   с сотрудниками   дирекции особо охраняемых природных территорий РО юные туристы прошли часть экологической тропы общей  протяженностью 20 км, где можно наблюдать не только типичные степные растения и животных, но и  редкие экземпляры флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Ростовской области.

     Школьники узнали, что заказник «Горненский», открытый только пять лет назад, пользуется  большой популярностью у жителей региона. Только в пролом году по его экологическим тропам прошли более 2000  туристов, любителей природы.

     Кроме «Горненского»  на территории Ростовской области расположены еще 82 заповедные  особо охраняемые природные территории. Самые популярные экологические тропы   успешно рсположены не только в «Горненском», но также  в заповеднике «Ростовский» и в природном парке «Донской», где туристов знакомят не только с разнообразием донской природы, но и обучают правилам поведения на экологической тропе, знакомят с ответственностью человека за сохранение окружающей среды.

НВ №326 от 16 Октября 2019 г.

 

Всевеликий день оборванцев

Хор россиян из оперы нищих

     Планета отметила Всевеликий день оборванцев

     Мы все глядим в «нобелиаты»…

     183Тему недели мне подсказали сразу два события. Во-первых, 17 октября мировая общественность торжественно отметила Международный день борьбы за ликвидацию нищеты – профессиональный праздник… как бы это сказать… Ну, помните, в комедии Марка Захарова «Формула любви» Маргадон обращается к Жакобу: «Вы, человек, достигший вершин лондонского дна!». Вот для Жакоба минувший четверг как раз и стал красным днём календаря. А заодно и для всех его собратьев по пустому желудку и кошельку. К ним можно отнести и миллионы россиян.

     Второй повод для размышлений – вручение Нобелевской премии по экономике за 2019 год. Её получили экономисты Эстер Дюфло (Франция), Абхиджит Банерджи и Майкл Роберт Кремер (оба из США).

     Как сформулировали шведские академики, эти учёные удостоены награды за «экспериментальный подход к искоренению глобальной бедности». Хотя я так и не понял, что нового и прорывного внесли названные господа-товарищи в дело борьбы за счастье неимущих. Если верить Шведской королевской академии наук, «птица-тройка» всего лишь предложила решать задачи борьбы с бедностью «по-маленькому». Например, Майкл Кремер со товарищи долгие годы посвятил тому, чтобы улучшить успеваемость школьников в западной Кении. И при каких делах тут борьба с бедностью? Хорошее образование – дело хорошее. Но само по себе оно не способно спасти человека от нищеты. В «лихие 90-е» тысячи российских профессоров на базаре луком торговали, вкалывали грузчиками или дворниками. А те, кому не «свезло» – последний хрен без соли доедали.

     В сообщении Шведской академии упоминается также, что благодаря экспериментам нынешних нобелевских лауреатов во многих странах увеличились субсидии на профилактическое здравоохранение. Не хочу расстраивать наивных шведов, но по секрету докладаю: среди нищих немало вполне здоровых людей. По крайней мере, на первых порах. И лучшая профилактика для них – достойная работа, зарплата и нормальный уровень жизни. В этом случае о здоровье они сами как-нибудь позаботятся. Короче, не учите их жить, лучше помогите материально.

Горох против брюквы,

или

С чего начинается куча

     Но вернёмся к нищенскому празднику. Если кто-то сохранил скудные школьные познания, то вспомнит светлый образ спившегося титулярного советника Мармеладова из романа «Преступление и наказание». Даже в глубоком подпитии Семён Захарович отчётливо проводил границу между бедностью и нищетой, не смешивая одно понятие с другим:

     «– Милостивый государь, – начал он почти с торжественностию, – бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

     Что имел в виду Фёдор Михайлович Достоевский, вкладывая такие слова в уста своего персонажа? Где он, этот водораздел между бедностью и нищетой? И действительно ли он существует? Чем бедный лучше нищего? Вернее, не так: чем нищий хуже бедного?

     Кто-то решит, что мармеладовский монолог – лишь игра слов, пустое умничанье, «достоевщина». Я с этим не соглашусь. Хотя, конечно, разница между бедностью и нищетой отражает не окружающую действительность, а наши представления о ней. В булгаковском «Собачьем сердце» профессор Преображенский утверждал, что разруха – не в клозетах, а в головах. То же можно сказать о богатстве, бедности и нищете. Различие между ними существует прежде всего в наших головах.

     Объясню на доступном примере. Когда-то старый зэк Лужков (не путать с бывшим столичным мэром) рассказал любопытный случай. Колония в посёлке Боровое Кемеровской области. Сюда после пятилетней отсидки на «крытой» (в тюрьме) пришёл новый «пассажир» – Володя Мальвинский. За плечами у этого рецидивиста столько сроков, что он и сам не знает, где больше пробыл – на воле или на «зонах». О жизни на свободе он имеет довольно смутное представление. Как-то, вмешавшись в спор арестантов о высших материях, Володя гневно хлопнул ладонью по столу:

     – Да разве кто из этих, в Кремле, думает о простых сидельцах?! Они там каждый день горох с салом жрут, а мы брюквой давимся!

     То есть для старого «каторжанина» верх блаженства – горох с салом. Как верно подмечено русским народом: у кого-то щи жидкие, у кого-то – жемчуг мелкий. К чему это я? Сейчас поймёте.

     Недавно аналитическое агентство Левада-центр провело интересное исследование. Социологи решили выяснить, что россияне подразумевают под «бедностью». Помните чудесный мультфильм о Слонёнке, Удаве, Попугае и Мартышке? Слонёнок пытался понять, сколько орехов надо собрать, чтобы получилась целая куча. «Наверное, много», – ответила Мартышка. «А много – это сколько?» – продолжал допытываться Слонёнок. «Мало – это когда съел и ещё хочется, – пояснил мудрый Попугай. – А много – это когда съел и больше уже не хочется».

     Но въедливые сотрудники Левада-Центра решили добиться более определённых результатов. И выяснили, что россияне считают бедной семью, в которой на каждого члена приходится не более 12 500 рублей в месяц. При этом 40% опрошенных недотягивают до этой суммы.

     А с какой суммы начинается «куча»? – поинтересовались далее социологи. Оказалось, для «нормального» существования российской семье необходимо 38 100 рублей на человека (чуть более 600 долларов). Такой доход получают только 7% участников опроса. У остальных среднедушевой доход на семью составил 16 800 рублей (в 2,3 раза ниже «нормального»).

     Впрочем, оценка «нормального» дохода различается в зависимости от размера населенного пункта. В Москве «нормальная» сумма колеблется от 51 700 до 59 800 рублей в месяц на человека. У жителей крупных городов – 38 600 – 42 200 рублей. В городах средней величины 35 000 – 40 400 рублей. В сельской местности – 31 400 – 35 100 рублей.

     Опрос проводился в 137 населенных пунктах 50 субъектов России и охватил 1608 человек в возрасте от 18 лет. Вроде бы размах невелик и результаты можно считать лишь относительно объективными. Однако замечу по ходу дела, что в общих чертах мнение россиян не особо отличается от официального мнения власти, которая установила прожиточный минимум в стране на уровне 11 200 рублей, то есть всего на 1 300 рублей меньше, чем граждане, опрошенные социологами Левада-центра. По данным Росстата, в первом полугодии 2019 года 19,8 млн россиян (13,5% населения) живут на доходы ниже этого прожиточного минимума.

     Отмерьте счастья на два доллара

     Итак, многие граждане России считают бедностью месячный заработок ниже 12 500 рублей. Страшно даже представить, что в таком случае они понимают под нищетой.

     Не так давно смотрел я одну из программ Захара Прилепина на НТВ из цикла «Уроки русского». Рассуждая об уровне жизни в нашей стране, писатель заметил: всё зависит от того, с чем сравнивать. Вон в Африке немало стран, где люди живут на два доллара в месяц! Прилепин, правда, тут же оговорился: мол, это не значит, что россияне должны радоваться своему нынешнему положению – но всё-таки…

     То есть нам с вами ещё есть куда падать. Долго и нудно.

     Вот тут самое время вернуться к разнице между бедностью и нищетой. Помните, я сказал, что граница эта пролегает в наших головах? У Прилепина она – между суммами около 200 долларов (12 500 рублей) и два доллара. В первом случае – бедность, во втором – нищета. Судя по всему, с Захаром согласны многие россияне. И это не просто прискорбно. Это тревожно.

     Потому что не только наше благосостояние, но и будущее нашей страны зависит от того, какую планку перед собой ставит каждый гражданин России. Пока большинство россиян будет считать, что человек, получающий в месяц 12 500, 15 000 или даже 20 000 рублей, не может считаться бедным, мы обречены прозябать в нищете! Это – вообще не зарплата. Это даже не подаяние на паперти.

     Мы сами загоняем себя в стойло, определяя минимальный уровень собственных потребностей. Если мы готовы довольствоваться малым, то получать будем объедки с барского стола.

     Конечно, здесь есть опасные повороты. В Советском Союзе очень просто определяли разницу между социализмом и коммунизмом. При социализме – «от каждого – по способностям, каждому – по труду». При коммунизме – «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». И та, и другая формулы – от лукавого. Они не поясняют, что такое «по труду» и «по потребностям». Насколько могут быть болезненно ненормальными «потребности», мы видим на примере нынешних олигархов, нуворишей, их обнаглевших отпрысков, которые «сходят с ума, потому что им нечего больше желать», как поёт Борис Гребенщиков. В то же время сегодня в России и труд умственный, и труд физический чаще всего оплачиваются нищенски. Многие своим трудом не в силах обеспечить себе и близким даже минимальные потребности.

     Между тем сегодня народу постоянно втирают, что государство не может обеспечить своим гражданам самых элементарных потребностей, в то время как «верхние» 10% толстосумов имеют больше, чем все остальные 90% населения; когда эти твари погрязли в скотстве, зажрались и плюют – нет, блюют! – на нас, ничего не стесняясь и никого не боясь.

     Спору нет: бывают обстоятельства, когда необходимо ограничивать себя во многом. Послереволюционная разруха, индустриализация 1930-х, Великая Отечественная война, восстановление страны из руин требовали мобилизационной экономики и диктовали советским людям зачастую аскетические нормы жизни. Однако нельзя спекулировать на этом вечно!

     А вот теперь я вам могу сказать, в чём разница между нищими и бедными. Бедными были те, кто создавал и укреплял Советский Союз. Эти люди недоедали, скромно одевались, жили в коммуналках – но верили, что их дети с внуками будут жить счастливо. А нищие – те, кто сегодня пытается убедить себя в том, что на двести долларов вполне можно неплохо прожить. Как говорится, «лишь бы не было войны».

     А вы разве не заметили, что война уже идёт? Между ними и нами…

     С чем вас и поздравляю.

НВ №328 от 18 Октября 2019 г.

 

В России отмечают День народного единства

Фестивалем промыслов и ремесел народов встретил Ростов День народного единства

     В России отмечают День народного единства. В городе проходит народный фестиваль.

     Россияне по всей стране отмечали День народного единства. Ростов встретил праздник Фестивалем промыслов и ремесел народов, который проходит на Фонтанной площади. Здесь принимают участие представители 50 предприятий из 40 городов нашей страны. Ростовская область представлена семикаракорской керамикой.

     Одновременно всех жителей и гостей города на площади ожидает обширная программа, например, выступления местных ансамблей, школ искусств и так далее. Артисты также показали театральную композицию «Народное ополчение». Весь день будет идти праздничный концерт.

     Одновременно будет работать и ярмарка, где все желающие смогут приобрести себе изготовленные мастерами изделия.

     Площадка оборудована так, что каждый гость фактически сможет посетить все регионы России. Для активной молодежи организованы площадки, где можно обсудить вопросы сохранения традиций народов России. В мероприятии принял участие и губернатор Ростовской области Василий Голубев.

     «Сегодня, в один из главных государственных праздников, Ростовская область встречает Всероссийский фестиваль промыслов и ремёсел народов России. Здесь собрались представители из разных регионов нашей страны, которые показывают свои ремесла, свое творчество, тем самым выражая любовь к нашим традициям, сохраняя их», — сказал Василий Голубев.

     Напомним, ежегодно в столице Дона проходят праздничные мероприятия, объединяющие народы России. Например, в прошлом году проходил гастрономический фестиваль.

04.11.2019, источник: РИА "ФедералПресс"

 

Нестор Махно в Ростове был

Нестор Махно в Ростове был "товарищ Скромный"

     182Имя известного революционного деятеля Нестора Ивановича Махно связывают прежде всего с анархистским движением в Украине. Не столь широко известно, что Нестор Махно в 1918 году побывал на донской земле, приезжал в Ростов-на-Дону. И то недолгое время, что он провел здесь, оказалось ключевым в биографии будущего «батьки»: именно на Дону он принял решение продолжать борьбу за «анархию - мать свободы». Недаром целая глава воспоминаний Нестора Махно называется «Моя встреча с ростово-нахичеванскими и приезжими в Ростов анархистами».

     В результате Брест-Литовского мирного договора, заключенного правительством большевиков с Германией, войска кайзера вошли на территорию Украины и стали стремительно продвигаться к Югу России. Было занято с боем Гуляй-поле, родина Нестора Махно.

     Сам Махно, с братом Саввой Махно, Степаном Шепелем и еще несколькими сподвижниками прибывает в Таганрог, где остановился, чтобы разобраться в обстановке. Спасаясь от немцев и войск гетмана Скоропадского, в Таганрог прибывали отступавшие красноармейские части. Здесь расположилось и украинское большевистско-эсеровское правительство.

     Повод заявить о себе у Нестора Махно появился практически сразу: в Таганроге по приказу украинского правительства была арестована известная анархистка Маруся Никифорова. Атаманшу обвинили в погромах и других жестокостях, совершенных бойцами ее отряда в Елизаветграде в марте 1918-го.

     «Это ведь было время, когда Ленин и Троцкий разнуздались совершенно, разгромили анархистские организации в Москве, объявили поход против анархистов в других городах и селах», - описывает Нестор Махно тот политический момент.

     Анархисты, которых в Таганроге скопилось немало (впридачу там действовала местная анархистская федерация), активно вступились за Никифорову. Весомости их аргументам прибавило прибытие в Таганрог бронепоезда под командованием анархиста Гарина. Бронепоезд стал на вокзале, так что здание суда оказалось под прицелом его пушек. Революционные судьи Марусю оправдали...

     «Дело Никифоровой» стало первой размолвкой Нестора Махно с большевиками, которая вскоре переросла в открытое противостояние. Окрыленный успехом, он собственноручно написал листовку и несколько раз выступил на митингах под псевдонимом «товарищ Скромный» (оставшимся со времен царской каторги).

     На Дон один за другими прибывают известные анархисты: Леша Марченко, Петя Лютый, Борис Веретельник, командир вольного анархобатальона матрос Полонский. Вместе с группой товарищей Нестор Иванович прибыл в Ростов.

     «В Ростове-на-Дону я три дня лазил по линиям железной дороги, искал своих коммунаров, но тщетно. Здесь я встретился снова с начальником красных резервных войск Юга России Беленкевичем, который снабдил Гуляй-поле вооружением. Мы без всяких обиняков откровенно поговорили об общих причинах столь быстрого отступления красногвардейских войск».

     В Ростове-на-Дону анархисты не имели столь сильных позиций, как в Украине, и даже в соседнем Таганроге. Влияние анархистов широко распространялось среди матросов и крестьян-земледельцев. В Ростове никогда не стояло большого флота, а донские казаки настороженно относились к «мужикам», которые стремились занять пустующие казачьи земли. Вот почему идеи анархизма не могли прижиться на донской земле. И в Ростове Махно вел себя осторожно.

     «Ростово-нахичеванские товарищи издавали серьезную еженедельную газету «Анархист». По газете видно было, что они имели идейное влияние на трудящихся города и окрестностей. Теперь же, в первые дни моего пребывания в Ростове, я не нашел этой газеты и не встретил никого из товарищей ростово-нахичеванской группы», - вспоминает «батька» Ростов.

     Зато внимание Махно привлекла другая газета под названием «Черное знамя». Она тоже выступала от имени анархистов. Ознакомившись с материалами, Махно буквально взвился. Его задел за живое фельетон, где описывалось, как в еврейской лавке анархисты покупали черную материю, чтобы сшить свои флаги.

     Несколько дней по распоряжению Махно редакцию «Черного знамени» разыскивали в Ростове анархисты, прибывшие вместе с ним с Украины. К счастью для ростовских журналистов, махновцы их не нашли.

     «Помню, я проходил по базару-толкучке с намерением купить исподнее белье, чтобы после трех недель переодеться. Я встретил на этом базаре товарища Григория Борзенко (нас познакомила товарищ Рива, один из членов мариупольской группы анархо-коммунистов). Первым моим вопросом к нему было: «Не знаете ли вы, товарищ Борзенко, кто издает уличную газетку «Черное знамя»?»

     Ответ товарища Борзенко был курьезный: «Мне кажется, ее издают люди, желающие пристроиться возле сильных: стало быть, наши враги», - описывает Нестор Махно этот эпизод своего пребывания в Ростове.

     Будучи в нашем городе, Махно задумывается над тенденциями, которые, как он считал, разъедают анархистское движение, о приспособленцах, желающих «идти за сильными». Досады Махно добавлял наглядный факт: дом, принадлежащий ростово-нахичеванской группе анархистов, был разграблен с участием тех же анархистов во время одного из периодов безвластья в Ростове.

     «Товарища Скромного» пригласили выступить на митинге, организованном анархистами в Ротонде (на территории Городского сада). Махно высказал местным товарищам свое недовольство: «заслуженные работники нашего движения, в спокойное время находившие братский приют в доме анархистов, в момент тревоги и отступления не смогли отстоять этот дом, а пошли по течению грабежа и содействовали разграблению его обстановки и украшений». Попеняв, Махно дал ценное указание: готовиться к переходу на подпольную работу

     Австро-германские войска и формирования генерала Краснова подходили к Ростову, красногвардейские части готовились к эвакуации. Махно с тремя десятками товарищей пристроился при артиллерийской части под командой симпатизировавшего анархистам товарища Пашечникова. Часть готовилась выехать на Тихорецкую, а оттуда, через Царицыно, на Воронежский участок фронта. Махновцы были зачислены как команда эшелона, и даже несли службу по его охране.

     Пока эшелон стоял на станции, Махно три раза выступал на митингах перед рабочими ростовских заводов и фабрик. Громил газету «Черное знамя», агитировал за движение «крестьянских анархистов».

     «Момент для выступлений был неблагоприятный. Революционный Ростов в спешном порядке готовился к эвакуации. Командующий Ростовским округом Подтелкин (наверняка имеется ввиду председатель Совета народных комиссаров Донской советской республики Федор Подтелков - авт.) переселился уже из особняка в вагон при двух паровозах на полных парах. Его примеру последовали и другие революционные учреждения... С болью на сердце, полном сил и боевой энергии революционера-анархиста, я простился с Ростовом, с которым духовно был так связан через газету «Анархист», которая у нас, в Гуляй-поле, читалась всегда с особым интересом», - такие слова на прощание сказал Нестор Махно Ростову-на-Дону.

     Впрочем, на донской земле ему довелось побывать еще дважды. В 1920 и 1921 годах махновцы совершали рейды по Верхнему Дону. В бою под хутором Коньковым они захватили в плен работника ревкома, будущего великого донского писателя Михаила Шолохова.

     Рассказывают, что его допрашивал сам Махно и приказал расстрелять. Но за юношу вступилась хозяйка хаты, где шел допрос: «У него здесь мать есть. И у тебя, поди, тоже есть мать».

     Вот версия встречи Михаила Шолохова с Нестором Махно, описанная литературоведом Константином Приймой (цитируется по сборнику «Чекисты Дона», Ростов-на-Дону, 1983 г.):

      «А каково было его столкновение с Махно? Продработник Каргинского ревкома Михаил Шолохов вел обоз с хлебом. Его перехватила разведка махновцев. Привели к атаману, который с костылями сидел в тачанке. Тут же, при толпе хуторян, на допросе юный Шолохов отвечал дерзко и решительно. Куда девалась его застенчивость!.. Предание гласит, что на вопрос Махно: «Где в казачьих амбарах хранится семенной овес?» - Шолохов ответил: «Где овес?.. Ты что, на Дону хочешь, не сеявши, жаты? А знаешь поговорку: поехал за шерстью, гляди, вернешься остриженным?..» Махно рассвирепел, но хуторская толпа казаков, женщин и казаки-фурщики (у которых махновцы забрали пшеницу) вступились за сорванца. И Махно смилостивился, твердо пообещав ему при второй встрече виселицу!» 

     Итак, Махно отпустил Михаила Шолохова. А пережитое им легло в сюжеты «Донских рассказов». Вот, пожалуй, и все, что связывает батьку Махно с Ростовом-на-Дону. Еще одна малоизвестная, но интересная страничка нашей истории.

Александр ОЛЕНЕВ.

 

.