rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

БЕРЕГА ДОНА: НОВЫЙ ПРИЮТ

После длительного, изнурительного перехода по южным степям 9 декабря 1779 года армянские повозки остановились па берегу Дона в месте, где располагалось поселение Полуденка. В некоторых изданиях время его образования датируется - «после 1730 года». Известный донской исследователь Б. Лунин писал, что в 1741 году «здесь существовало небольшое поселение рыбаков и людей разного звания». Можно предположить, что это урочище было выбрано для поселения, потому что оно находилось на западной стрелке Зеленого острова, где сливались два русла Дона. А места такого слияния особенно богаты рыбой.

Здесь, под стенами крепости Димитрия Ростовского уже побывала «депутация» переселенцев во главе с Арутюном Богосовым-Халыбовым и Карапетом Аслановым. Осмотрев окрестности крепости, они выбрали для своего расселения именно это место. Оно находилось на Дону выше по течению крепости, а значит, здесь была более чистая вода.

94Жителям Полуденки была выделена земля южнее крепости, они заселились в тех местах, образовав села Батайск и Койсуг. 1 августа 1780 года Азовский губернатор В.А. Чертков обратился к епископу Никифору с просьбой переноса церкви Рождества Пресвятой Богородицы из Полуденки на территорию одного из форштадтов крепости: «Крепости св. Димитрия купцы, имевшие жительство в Полуденках, а ныне оное место, по силе повеления главного начальства уступившие со своими домами армянам, прибывшим туда из Крыма по причине такого переселения Полуденок в новое место... в Солдатском форштадте просили меня дозволить им перенести с Полуденок на новое место состоящую там их церковь Рождества Пресвятой Богородицы...».

5 сентября 1781 года деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена из Полуденок в Солдатский форштадт и освящена на новом месте. Позже она была перестроена и стала соборной церковью Ростова-на- Дону (находится на Базарной площади). Но все это будет позже, а пока армяне изучают новую местность с целью наиболее эффективного ее заселения.

Высоко-покатый берег Дона, изрезанный оврагами, спускался к реке и представлял для строительства жилых и хозяйственных помещений на берегу лишь небольшие удобные участки. Уже скоро армяне поняли, что обустройство берега Дона требует больших сил и средств. На дворе стояла зима и приступать к постройке основательного жилья было практически невозможно. Декабрь на нижнем Дону хотя и редко бывал холодным, но часто в этом месяце идут дожди, мокрый снег - мутные потоки, размывая берег стекают в Дон... От застройки самого берега пришлось отказаться.

Первое время армяне располагались во временно обустроенных жилищах - землянках, шатрах. Они хоть как-то могли укрыться и согреться в непогоду. Псе переселенцы разделились на группы. Сельские жители Крыма ушли в степную округу, остальные планировали разбить новый город.

Западнее от Полуденки находилась крепость Святителя Димитрия. Ее строительство к этому времени практически уже завершалось, оно продолжалось со времени ее закладки свыше 20 лет. Высокие земляные валы крепости были видны на Полуденки. Недалеко от рыбацкого поселения, на самом верху стояло каменное здание: крепостной карантин. Жители крепости, особенно солдаты и строители часто болели... Работа и условия жизни у них были очень тяжелыми. Притом постоянно нужно было опасаться эпидемий.

Те, кто был побогаче, смогли устроиться в форштадтах крепости, Доломановском и Солдатском, кое-кто даже купил там дома. В Полуденке было куплено 26 домов, по реке Темерник - 11. Некоторые переселенцы уехали в Старочеркасск, Азов, Таганрог.

Переселение армян на Дон было частью той стратегической политики, которую проводила Екатерина Вторая по освоению новых южных земель обширного Новороссийского края. В 1780 году вышел специальный Указ русской императрицы, который способствовал этой политике и был направлен на активное заселение приазовских и причерноморских степей. Он отменял целый ряд стеснений по отношению к «низовым людям», по этому указу в Новороссии разрешалось селиться всем и каждому «без каких бы то ни было опросов и паспортов».

Армянские переселенцы из Крыма имели на это поселение как бы двойное право. Весною они вспахали землю, разбили огороды, им были выделены семена. Лето выдалось необычайно жаркое, засушливое. В степи появилась саранча, уничтожившая посевы, так что армяне остались практически без хлеба и кормов для скота. «К несчастью переселенцев, зима того же года {1780 - В.С.) была необыкновенно лютая, так что армяне почти полностью лишились домашнего скота». Многие еще болели после тяжелого перехода, новые трудности добавили лишений.

По Указу Екатерины местные власти должны были отпускать переселенцам казенный провиант, но это снабжение шло со значительными перебоями. К болезням прибавился голод.

Но выбор был уже сделан, дороги назад не было, Все трудоспособные жители, в первую очередь молодые, взялись за дело - отступать было некуда. С первыми теплыми, сухими днями армянские переселенцы приступили к постройке постоянного жилья - и в будущем своем городе, и в окружающих селениях.

В ноябре 1780 года из Петербурга к переселенцам из Крыма приехал Иосиф Аргутинский. И 21 апреля следующего года состоялось официальное провозглашение нового города и пяти соседних селений. Город стал называться Нор-Нахичеваном.

За три года с 1780 по 1782 в Нор-Нахичеване и пяти селах было построено 1726 домов. Для самых бедных строились и землянки.       !

Традиции армянского быта требовали необходимой организации всех сторон жизни, в первую очередь административной и духовной.  ]1

Две первые церкви— святого Ампарцума (Вознесения) и святого Никогоса были заложены 1 мая 1781 года. Храм Вознесения был освящен 17 августа 1783-го. Второй - 9 сентября 1783.

На следующий год весной и летом начато строительство еще трех храмов- святого Геворка (Георгия), заложен 23 апреля 1783-го - освящен 5 декабря 1787, святого Тарога - заложен 4 июня 1783, освящен 22 ноября 1783-го и Крестовоздвиженского монастыря (Сурб Хач). Заложен 27 августа 1783-го года, освящен 24 ноября 1792 года.

Строительство пятой церкви - Успенской было начато позже, когда центр города приобрел уже законченный вид. Ее заложили 12 августа 1787 года, освящена она была 20 октября 1794-го.

Когда было завершено строительство первых двух храмов, началась закладка фундамента соборной церкви Святого Григория Просветителя Армении. Работу по устройству фундамента начали 9 сентября 1783 года в день освящения храма святого Никогоса. Освящал все церкви Иосиф Аргутинский. Но ввиду изменения расположения городских улиц, постройка собора в первоначальном месте была признана неудобной. Фундамент разобрали и на его части построили часовню. Новое место для собора находилось выше, метров на 150-200 севернее первоначальной закладки. Так что в надписи на мемориальной доске, стоящей на месте бывшего собора на площади Карла Маркса, сделана ошибка. Собор закладывался южнее на южной окрайне площади Свободы, против здания академического молодежного театра. Здание этой часовни сохранилось до сих пор, правда, оно переконструировано несколько лет назад. Еще на фотографии 2004 года строение выглядело так, что в очертаниях здания можно узнать культовое сооружение. Здание небольшое - метров 8 в длину и метра четыре в ширину, 9 - в глубь двора. Слева у входа две короткие приземистые колонны. С улицы верх здания венчает фигурное возвышение. Слева, во дворе каменное обрамление для наружной иконы отдаленно поминающее очертание армянского хачкара (каменного креста). Предположение о том, что здесь находилась часовня, высказывали краеведы Ю.К. Кичикьяи и Е.И. Малаховский.

За последние годы здание было перестроено, точнее внешне «переформатировано», потому что перестроить его вряд ли бы удалось - так толсты и массивны его стены. Колонны слева убраны, поставлена современная железная дверь, устройство для наружной иконы тоже снято. И только по выступам кирпичей его можно соотнести со старой часовней. Но это внешний вид. А вот адрес, место расположения - являются главным доказательством: здесь состоялась закладка нахичеванского собора. Так что этот каменный дом можно считать первым каменным строением армянского города, да и Ростова - тоже, сохранившегося до наших дней. Вот она - живая память о соборной церкви!

Первые церкви Нор-Нахичевана были деревянными, временными. Как только город более менее обустроился началось строительство каменных храмов. Идеологи Российской империи хорошо понимали значение архитектуры, духовного уклада в жизни народа. Так, церковные, культовые сооружения являются не только местом отправления религиозного культа, но и лучшие из них - произведениями зодчества, символами народной культуры, тесно связанными с историческими традициями этноса. Храмы армянской григорианской церкви имеют самобытную архитектонику, ярко выраженные черты стилистики раннего христианства Закавказья. Главной особенностью армянских храмов являются их шатровые, островерхие купола, в отличие от «луковок» православных церквей. Они-то и являют в основном «лицо» армянского церковного зодчества. Возможно, на такую форму влиял природный ландшафт. В ущельях, на их склонах храм «тянулся» в небо, но «вытягивался» не как готические храмы Западной Европы, а создавая собой образ «горной вершины». Подобными были и церкви Грузии...

Архитектура сама по себе упорядочивает пространство, и эта ее функция в контексте социально-общественной жизни организовывает и духовные формы бытия. Поэтому, неслучайно большевики уничтожали в 30-60 годы церкви – они видели в храмах «другую дорогу», иные, не социалистические, пути к цели, конкуренцию в идеологическом воздействии на людей. И это притеснение церкви, активная борьба с ней, вплоть до уничтожения культовых сооружений, преследование священников осуществлялось на разных уровнях, от деформирования, подавления - до физического уничтожения.

Царские идеологи учитывали силу народных традиций и на всякий случай меняли форму храмов. Ведь и само поселение армян, пришедших из Крыма, под «боком» Димитровской крепости имело отдаленную цель: пусть переселенцы живут «под присмотром» русской крепости, на всякий случай...

В России в XVIII веке в архитектуре господствовал классицизм. Классицизм (от латинского слова classikus - образцовый) - художественный стиль и одновременно эстетическое направление в искусстве и литературе, которое господствовало в странах Европы в XVII - начале XIX веков. Он стал результатом просвещения и обращения к образам и формам античного искусства, но испытывал он воздействие и эталонов Возрождения. В России классицизм возник в контексте крупнейших преобразований Петра Первого, ориентировавшегося во многих сферах культуры на Западную Европу. Архитектуре классицизма присущи геометриям статистических форм и логичность планировки. Гигантский подъем России, который начался во времена правления Екатерины Великой в середине XVIII века, соответствовал формированию государственного, национального самосознания. Мастерами зрелого русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков. Русское барокко продолжил русский ампир, отражающий идеи политического триумфа и мощи Российской империи.

Элементы классицизма несут в себе все храмы, построенные в Нахичевани и Ростове.

Храмы в Нахичевани строились с большими подвалами, предназначенными для хранения различной церковной утвари. Некоторые из этих подвалов до сих пор хранят свои тайны. «В 1909 году во время работ по устройству алтаря в армяно-григорианском соборе, - писала газета «Южный телеграф», - староста Чугаев обратил внимание на уступ, замурованный кирпичом. По снятии кирпичей оказалась каменная лестница, ведущая в подземное помещение. Оно находится под алтарем храма, имеет железные скрепы и, очевидно, было предназначено для тайного хранения церковного драгоценного имущества. О существовании подземного помещения никому не было известно».

Наученные горьким историческим опытом, армяне старались обезопасить свои драгоценные реликвии, как могли. Что же хранилось в подземелье собора?

95Армянские переселенцы привезли из Крыма немало исторических реликвий: каменные кресты - хачкары, культовую церковную утварь, рукописи... Они берегли их как ценнейшее достояние национальной культуры, некоторые из этих вещей были вывезены из самой Армении и побывали и в Астрахани, и в Крыму…

Хачкары были вообще уникальными памятниками армянской культуры. Эти каменные плиты размерами от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, являлись мемориальными памятниками средневековой Армении. Они встречаются и в виде памятных плит-колонн, увенчанных крестами.

История их создания уходит в глубокую древность. Самые ранние хачкары, дошедшие до нас, были вытесаны в IX веке, они пришли на смену более старым сооружениям - стелам, которые ставили в IV-VI веках. Эти стелы представляли собой колонны с крестами. Они, в свою очередь, имели прообраз еще в Урарту. Культура этого древнейшего государства оказала заметное влияние на Армению. Урартские стелы, покрытые клинописными знаками, служили тем же мемориальным целям. Так, люди, начиная с древнейших времен, боролись со временем, с его всепожирающим «пламенем», стараясь оставить память о себе в грядущих веках…

Хачкар представлял собой плиту, искусно покрытую каменной вязью, точнее, эти рисунки были высечены на камне. Мемориальные надписи и орнаменты являются настоящими памятниками ранней средневековой культуры Армении. Первые плиты были предназначены в основном для надписей, со временем надписи стали окружаться вязью орнаментов, покрывавшими всю площадь. Рисунки стилизовали сюжеты из переплетения сложных геометрических фигур, растительного мира или состояли из сложных орнаментов. Некоторые узорные кресты на стенах церквей, обрамленные орнаментами, украшались фигурками людей и животных, если их вычленить из плоскости стены, они напоминают вмурованные хачкары, перенесенные на стены храмов. Таков, например, крест, высеченный на стене пещерной церкви в Гегарде.

Выдающимися образцами этого вида искусства можно считать хачкары у Алагаза, у западной стены притвора двухъярусной церкви - усыпальницы в Норованке, близ Кармравор, а в Аштараке, хачкар Саркиса в Санаине. Хачкары XIII века в Каше, у церкви Богородицы в Гегарде, хачкар 1279 года типа «Всеспаситель» (Ныне хранится в Эчмиадзине). Блок хачкаров XIV века из Спитакавора.

Многие хачкары на первый взгляд довольно похожи друг на друга, но разнообразие, тонкость, причудливость орнаментов столь велики, что каждый каменный крест представляет собой уникальное, самобытное произведение искусства. Их можно сравнить с ювелирной работой по камню.

Сравним орнаменты двух хачкаров XIII и XVII веков. Хачкар из Санаин весь «заплетен» вязью, даже изображение креста в центре - узорчато, как строгий цветок. Пересечение каменных линий на узорах орнамента многопланово. Плита вся в обрамлении от низа и боковин до двух небольших карнизов. Плита утопает в естественной зелени кустарников и трав и кажется - растет из земли. Сколько кропотливого труда, какого высочайшего художественного- вкуса талантливого мастера требовала такая сложнейшая работа.

Хачкар из Старой Джуги (ныне хранится в Эчмиадзине) вообще представляется каменной «вышивкой». Вязь настолько тонка, что можно подумать - ее ткали. Крест «спрятан» в узкую нишу, венец которой ведет к картинке на верхней части плиты, на которой изображен Бог, восседающий на троне в окружении крылатых ангелов. Низ креста покоится на выпуклом шаре, тот, в свою очередь, - на круге. Под кругом - житейская сценка. И все настолько мастерски выбито, что трудно оторвать глаза.

96Можно говорить не только о высочайшем художественном уровне этих хачкаров, о их ажурной стилистике, но и о поэзии, и о философии великих памятников древности. С такой любовью создавались мемориальные плиты. Жизнь человека прекрасна, пока он жив и здоров. И вот она затвердевает, каменеет в своей красоте. Прохожий, останавливающийся у такого хачкара, невольно задумается о бренности земного существования, о своей собственной судьбе, но и о красоте родной земли – тоже…

Уходя из Крыма, армяне захватили с собой все, что можно было увезти, остались только дома, сады и виноградники. Представьте себе, как трудно было перевозить на такое расстояние хачкары! Но армянские переселенцы брали их в первую очередь как святые реликвии. Среди хачкаров, хранящихся в Нахичевани, были и очень старые. Так в соборе Святого Просветителя Армении хранился четырехгранный камень длиной в полтора и шириною в один локоть. Это был настоящий памятник средних веков. Он привезен на Дон из Кафы (Феодосии). Там он стоял в центре городской площади, и армяне поклонялись ему как святому. На нем вырезаны следы двух ступней человека, как бы оттиснутых на глине. Греческая надпись гласит: «Сиар-такл, в память отца своего Динострата, жреца Аполлона и старшины врачей, воздвигли сие сооружение при Левконе, архонте Боспора, Феодосии царе Синдов, Теретов, Андороров и Гиссов».

Несколько каменных крестов хранилось в Георгиевской церкви, их лицезрение было рассчитано, как уже писалось, и на жителей крепости, которые нередко навещали этот храм, стоящий на границе городов. «Правда, посвятительные надписи на большинстве (хачкаров) уже не читались, покрытые густым слоем масляной краски. Исключение составлял хачкяр, вмурованный снаружи слева от южной двери. «Установлен Святой Знак, - читали прохожие, - в честь паломника Ованеса и супруги… Рика, сыновей Григора, Степаноса и Минаса, дочерей Хаспика и Паар и хаджи мама и Ширин и всего рода, год 1135, рукой мастеря Саргиса». Дата указана по армянскому календарю - 1686 год - по общепринятому летоисчислению. Этот хачкар донес до нас имя его создателя. Правда, прочитать надпись могли только армяне, так как они делались на хачкарах, естественно, на армянском языке.

Несколько хачкаров было вмонтировано в стены монастырской церкви Сурб Хача. Они были удалены оттуда в 60-е годы. Фрагменты некоторых древних хачкаров находятся в армянском историко-этнографическом музее в Чалтыре.

Традиция установки этих памятных камней находит свое продолжение на донской земле н в наши дни. На армянском кладбище, у входа в церковь Карапета в Нахичевани поставлены два современных хачкара, Один из них посвящен памяти жертв геноцида армян 1915-1921 годов. Его поставила Ново-Нахичеванская армянская община в апреле 1998-го. На другом надпись гласит: «В память жертвам землетрясения в Армении 07.12.1988. От сыновей армянского народа, 2008».

Каменный крест на средства семьи Карапетян установлен возле церкви Сурб-Аствацацин в селе Большие Салы Мясникованского района. Этот хачкар в честь русско-армянской дружбы освящен католикосом Гарегином II.

Весной 2010 года в центре армянского хутора Шаумяна Егорлыкского района было установлено три хачкара. Один на них посвящен 24 апреля - Дню Памяти жертв геноцида армянского народа, осуществленного Османской Турцией в 1915 году. На втором хачкаре надпись: «Казакам России, совершившим бесценный ратный подвиг во имя свободы и независимости Армении в ходе русско-турецких, русско-персидских войн конца XIX - начала XX веков от потомков благодарного армянского народа Дона». Эти два хачкара в одну неразрывную и по тематике, и по духовности, и по исторической объективности скульптурную композицию органично объединяет, дополняет третий, тот, который «благодарные выпускники шаумяновской средней шкалы прошлых десятилетий сочли споим долгом почтить память о своих замечательных педагогах. Учителях с большой буквы, самоотверженных людях, сумевших воссоздать настоящую армянскую школу с преподаванием армянского языка, армянской литературы, истории за пределами Армении. Учителях, которые не только органично адаптировали эту школу к российской системе образования, но и сделали все возможное для воспитания их национального самосознания...». На атом хачкаре традиции древнего народного искусства дополнены новаторским подходом выдающегося скульптора из Армении Рубена Налбандяна, который кроме 36 букв армянского алфавита, выбитых на камне армянского туфа, изобразил скульптурную фигуру святого Месропа Маштоца - автора этой азбуки с книгой в руках.

Среди ценностей, привезенных из Крыма, в нахичеванских церквах хранились дорогие одежды священников, серебряная церковная утварь, посуда, 20 люстр, множество лампадок и кадильниц, крестов, евангелий в серебряных окладах, старых рукописей... Так, в храме святого Георгия хранилось рукописное евангелие с надписью: «Это святое евангелие было написано переписчиком Стефаном в 1297 году армянского летоисчисления, в царствование Семиада и патриаршества первосвященника Григория». Надпись на книге повествует о том, что она побывала в руках магометан, но потом «была освобождена из плена».

Редкая рукопись хранилась в храме Святого Карапета {Предтечи) в селе Несвета (Нецветай). В ней были описаны страдания мученика Саркиса. Его убили мусульмане в Кафе, когда он отказался принять их веру.

Большая часть хранящихся в Нахичевани ценностей была увезена католикосом Иосифом в Эчмиадзин.

В начале возведения соборной церкви на центральной площади города строилось и здание армянской магистратуры. По Указу русской императрицы Екатерины переселенцам из Крыма давались не только большие права в торговле, но и гражданские права. Армяне были свободными гражданами, для сравнения - рядовые солдаты Димитровской крепости были крепостными крестьянами.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.